iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Самолеты Западной коалиции бомбят позиции боевиков "Исламского государства"
5 декабря 2014 г. 14:56
версия для печати версия для печати

Победить «Исламское государство» могут только суннитские племена Ирака, считает российский ученый-арабист

В НИУ «Высшая школа экономики» состоялась заседание Азиатского клуба, на котором был сделан доклад профессора факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, арабиста Георгия Мирского на тему «Радикальный исламизм и новая война на Ближнем Востоке».

В своей выступлении главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский объяснил причины возникновения в мире такого явления как радикальный исламизм (иначе, джихадизм или салафизм) и что необходимо, чтобы его побороть. «Сегодня уже ясно, что это глобальное явление мирового масштаба, - отметил докладчик. - Однако пока рано говорить, что это самая большая опасность, угрожающая миру. Но для России — это безусловно серьезная угроза». Сегодня в числе боевиков образования «Исламского государства» по данным СМИ воюет более 2000 граждан России и нетрудно представить, как они будут использовать этот опыт, когда вернутся в нашу страну.

«Исламизм это не мода, это идеология, имеющая свои корни в некоторых установках и устоях самого ислама», - подчеркнул Георгий Мирский. Он развеял два мифа, которые сегодня господствуют в умах людей. Первое, террористы- это не нищие, обездоленные люди, который пошли воевать от отчаяния, чтобы заработать себе на жизнь. Хотя есть и такие, в основном среди рядовых боевиков. Однако большинство террористов- исламистов - это образованные люди из обеспеченных семей, имеющих хорошую работу, в том числе и интеллигенция. Например, учителя и врачи. То есть то, что к террору приводит нищета -это миф. Второй миф, что исламистские организации были созданы США. Это не совсем так. Американцы поддержали уже существующую Аль-Каиду, которая была создана Бен Ладеном после вторжения в Афганистан советских войск. «Не надо слишком упрощенно смотреть на вещи»,- подчеркнул профессор.

Сегодня среди заголовков СМИ периодически появляются сообщениями о терактах. Так, на днях боевики сомалийской террористической группировки «Аш-Шабаб» захватили автобус на севере Кении и расстреляли 28 пассажиров -немусульман. В начале этого года заминированная машина взлетела на воздух на рынке в городе Майдугури в северной Нигерии. Погибло 30 человек. В теракте подозревают радикальную группировку «Боко Харам», которая борется за создание исламского государства в северной Нигерии.

Но в чем сила исламизма, почему он заставляет исповедующих его людей, среди которых немало молодежи, становится террористами и идти на смерть?

«Я думаю, что ислам - это самая сильная религия в смысле приобщения и притяжения к ней людей. Это подтверждает тот факт, что ислам принимают молодые люди во Франции и Германии. Для мусульман не так важна их национальность, главное для них то, что они мусульмане,- отметил докладчик. - Ислам это не просто религия. Это основа целой цивилизации, образ жизни. Кроме того, там не надо особо задумывать и философствовать. Все просто - вот зло, вот добро». И Западный мир со своей безнравственной шкалой ценностей, как считают идеологи ислама, бросает ему вызов, разлагает ислам. С другой стороны, в третьей суре Корана Аллах, обращаясь к мусульманам, называет их "лучшей из общин, которые созданы для рода человеческого". «Мусульмане привыкли считать себя особой общностью, как бы избранной частью человечества. И справедливость требует, чтобы мусульмане занимали в мире высшее, доминирующее место. А действительность показывает совершенно обратное: в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние – не у исламского сообщества, а у Запада» - отметил ученый.

Эти две принципиальные причины, по которым большинство мусульманского населения поддерживает группировку «Исламское государство», объявившую о создание халифата на территории Сирии, Ирака и Ливана, считает ученый. Хотя часть арабов и не одобряет их кровавую вакханалию. А с другой стороны боевики ИГ — сунниты и радикально настроены против Запада, в частности против США. А из 21 арабской страны 20 являются суннитскими. «Планы ИГ определены, столицей их государства должен стать Дамаск, - сказал Георгий Мирский, - потому что как они говорят Дамаск- «сердце арабского мира». Плюс свой вклад в «копилку террора» вносит взаимная ненависть и противостояние шиитов и суннитов. Вместе с тем, часть мусульман подавлены страхом. Начни они сейчас выступать против ИГ, тут же будут объявлены «пятой колонной», «рукой ЦРУ», а там уж пощады не жди.

Каковы же перспективы существования ИГ на Ближнем Востоке? «Свою пехоту воевать с ИГ не пошлют ни страны западной коалиции во главе с США, ни Турция, ни Иран, - убежден ученый. - Они способны только пресечь канал демпинговой иракской и сирийской нефти, которой по дешевке торгуют боевики. Я надеюсь только на то, что зверства боевиков восстановят против них суннитские племена в Ираке как это было после последнего вторжения американцев в Ирак ». Ученый напомнил, что радикальные исламисты-джихадисты вышли из рядов «Аль-Каиды», начавшей свой кровавый путь войной против Советской армии. Второе поколение воевало с американцами, создав группировку «Аль-Каида» в Ираке». Тогда, к концу прошлого десятилетия, бесчинства в отношении мирных жителей восстановили против джихадистов даже тех самых суннитов, на помощь которым они прибыли. Многие сунниты решили тогда, что «Америка – это плохо, но «Аль-Каида» еще хуже». Возник парадоксальный альянс между вчерашними врагами – суннитскими боевиками и американскими военными. «Аль-Каида» в Ираке» проиграла, но ее выручила война в Сирии.

«Однако даже если исчезнет этот халифат, который создает ИГ, это не значит, что умрет исламизм. Потому что это не лихорадка и грипп, это раковая опухоль, которая возникла в самом мусульманском организме», - считает Георгий Мирский. Ученым предстоит исследовать почему эта опухоль возникла именно в этой религии. Почему именно в исламе стало возможно существование этого монстра. Ни военным путем это не решить, ни пропагандой из внешнего мира. «Только путем перестройки исламского сообщества, только пониманием, что это тупик, что он губит само исламское сообщество и вредит исламу. Что во многих странах мира слово становится равносильно слову террорист - понимание этого может со временем привести к кардинальным переменам»,- заключил ученый.

5 декабря 2014 г. 14:56
Ключевые слова: ислам
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00