iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
Выставка открыта до 22 февраля 2016г.
3 ноября 2015 г. 12:50
версия для печати версия для печати

Елизаветинско-Сергиевские торжества в Государственном историческом музее: XIV ежегодные чтения и открытие выставки «Москва – Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны»

Вчера, 2 ноября, в Государственном историческом музее открылись Елизаветинско-Сергиевские торжества, венчающие программу юбилейного года в ознаменование 110-летия трагической гибели генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. Программа ежегодных XIV чтений, организованных Елизаветинско-Сергиевским просветительским обществом и состоявшихся в музейном лектории, была посвящена великокняжеской чете как покровителям науки и искусства.

Аудиторию тепло приветствовали наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря епископ Воскресенский Савва и руководитель столичного Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников. С сообщениями на пленарном заседании выступили д.ф.н. профессор Государственной академии славянской культуры Михаил Громов и доктор искусствоведения Юрий Савельев. Профессор, завкафедрой Российского государственного гуманитарного университета Владимир Козлов рассказал о своей исследовательской работе по выявлению фотоиллюстраций, запечатлевших великокняжескую чету в московской периодической печати начала прошлого века. С огромным интересом собравшиеся выслушали подробный доклад зампреда Императорского православного Палестинского общества, г.н.с. Института российской истории Российской академии наук Николая Лисового, посвященный строительству в Святой Земле по инициативе Великого князя Сергея Александровича гефсиманского храма во имя св. равноап. Марии Магдалины и Александро-Невского подворья (материал об этом читайте в одном из ближайших номеров ЖМП).

Вечером в Парадных сенях музея глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион торжественно открыл выставку «Москва – Святая Земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны». Супруги – главные герои экспозиции: уникальные экспонаты красочно иллюстрируют страницы их жизни, здесь гармонично сочетаются общественное служение и частная жизнь, духовное и светское. Свыше трех десятков участников – музеи Москвы и регионов, обители Святой Земли, архивы, частные коллекционеры – предоставили на выставку около четырех сотен экспонатов. Впервые в едином пространстве выставки собраны рассеянные осколки истории: иконы, привезенные Сергеем Александровичем на закладку храма сщмч. Георгия Победоносца в Кане Галилейской в 1889 г.; ковер, вышитый великой княгиней Елизаветой Федоровной и подаренный великокняжеской четой в 1888 г. на освящение храма св. равноап. Марии Магдалины в Гефсимании; реликвии из усыпальницы Великого князя в Чудовом монастыре. Впервые в России экспонируется покров, выполненный художником В. Васнецовым по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны для гробницы Великого князя. В центре экспозиции скульптурный макет креста – точная копия, установленного на месте гибели Великого князя Сергея Александровича в Кремле, выполненного по проекту В. Васнецова. Репортаж с выставки также читайте в одном из ближайших номеров ЖМП.

3 ноября 2015 г. 12:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00