iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
Памятник жертвам репрессий в деревне Вогваздино. Фото Натальи Прокофьевой
7 декабря 2017 г. 11:15
версия для печати версия для печати

Фонд «Покаяние» Республики Коми просит о помощи в предоставлении сведений о репрессированном духовенстве

Благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние» Республики Коми начал работу над составлением биографического справочника «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне в Коми крае». В книгу войдут сведения о более 800 священнослужителях и мирянах, прошедших лагеря и ссылки Коми края.

По словам председателя правления фонда «Покаяние», кандидата исторических наук Михаила Рогачева, справочник станет отражением трагических страниц истории Коми края, который с двадцатых годов прошлого века стал местом ссылки, а с 1929 года здесь начала формироваться система Исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), которых в разные годы было до двадцати двух. Справочник будет состоять из четырех разделов. В первый войдут биографии осужденных священнослужителей, монашествующих и мирян, которые проживали в Коми крае. Во втором разделе будут представлены сведения о повторно репрессированных в Коми заключенных и ссыльных из числа духовенства и мирян (т. е. тех, кто получил приговоры в других регионах, попали в Коми и здесь были второй раз осуждены).

Два следующих раздела планируется посвятить духовенству и мирянам со всей России, которые прошли ссылку и лагеря Коми края, и либо здесь похоронены, либо после отбытия срока покинули Коми. Кроме этого, в справочник войдут биографии 74 священномучеников, сведения о которых, как надеются составители, будут предоставлены комиссиями по канонизации разных епархий. Справочник «Репрессированное православное духовенство, монашествующие и миряне в Коми крае» - это итог 20-летней работы фонда «Покаяние» по изучению судеб пострадавших в годы гонения на Церковь священнослужителей и мирян.Похожий биографический справочник уже издавался в Сыктывкаре в 2005 году, но в нем были представлены биографии только 200 представителей репрессированного православного духовенства и монашества Коми края. Неполные сведения о тех, кто был осужден на территории Коми, тоже публиковались в 1, 2 и 7-м томах мартиролога «Покаяние». Но они не были сгруппированы в какой-то отдельный раздел, и далеко не у всех указано, что они были священниками.

По словам Михаила Рогачева, в делах так называемых лагерников, которые в Коми были осуждены второй раз, написано только «заключенный Ухтпечлага». А принадлежал ли он к духовному сану до того, как попал в лагерь, установить сразу можно далеко не всегда.Не все пробелы в биографиях ссыльного и заключенного духовенства удалось прояснить и на сегодняшний день. «Даже имея конкретные дела конкретных людей, мы не можем по этим делам восстановить путь его служения. До того как попасть в лагерь и получить клеймо «враг народа», «контрреволюционер» батюшка 30 лет служил на приходах, но где именно – в следственном деле не сказано. Как правило, указывается только: «служитель культа с 1915 или с 1925 года». Для биографического справочника этих сведений недостаточно», - считает Михаил Рогачев.Поэтому сотрудники фонда «Покаяние» надеются на помощь других епархий в предоставлении сведений о судьбе духовенства и мирян до того, как они попали в лагеря и ссылку в Коми край.

«Мы также связались с государственными, областными архивами и с архивами информационных центров региональных УВД, ФСБ. Ждем ответов!» - прокомментировал ситуацию Михаил Рогачев.Основная проблема при восстановлении подробностей жизни в Коми ссыльных и заключенных священнослужителей и мирян заключается в том, что очень трудно найти место захоронения или расстрела, если человек умер в лагере или ссылке в Коми. На помощь в таких трудных ситуациях обычно приходят краеведы и историки тех населенных пунктов, где эти лагеря находились. Кроме этого, составители справочника надеются на помощь журналистов. Предполагается, что во вторую его часть войдут статьи о репрессированных священниках и мирянах, прошедших ГУЛаг Коми. В частности, Михаилом Рогачевым подготовлено уже около ста биографических статей священнослужителей.

Справка

 Коми республиканский благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние». Председатель правления фонда «Покаяние» - Михаил Борисович Рогачев. Адрес: 167000, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 229, к. 321. Тел./факс: (8212) 21 53 08. e-mail: repres@list.ru

 

Наталья Прокофьева
7 декабря 2017 г. 11:15
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00