Деятельность Глеба Рара - одна из ярких страниц истории русского зарубежья. Заново открыть их помогают его мемуары, в которых воссоздана духовная и общественная атмосфера середины и конца XX века.
Недавно выпушенная в свет издательством "Русский путь" при поддержке Роспечати, книга его воспоминаний "И будет наше поколенье давать истории отчет", была представлена на вечере памяти Глеба Рара, который прошел 15 мая в Москве.
Многочисленные гости, среди которых были представители эмигрантских семей, известные политологи, журналисты и священники, собрались в Доме русского зарубежья, чтобы поделиться своими впечатлениями от книги и почтить память замечательного подвижника, ушедшего от нас шесть лет назад.
Глеб Рар писал мемуары, обращаясь к своим детям и внукам – этим обусловлен доверительный тон повествования. Составителем книги стала его вдова, Софья Васильевна.
На презентацию книги в Москву приехали трое из шестерых детей Глеба Рара, которые поделились своими воспоминаниями об отце.
Ксения Рар, дочь Глеба Александровича, подчеркивает, что книга подробно описывает почти все исторические события, связанные с судьбой России на протяжении всего XX века: от революции 1917 года, живыми воспоминаниями о которой с Глебом делились его родители, до распада СССР и восстановления канонического общения Московского Патриархата и Русской Церкви Заграницей.
"Мой отец как-то сказал, что в России после 1917 года была искусственная история, так как она была лишена своей сути – православия", - говорит Ксения. Она отмечает, что Глеб Рар в своих программах на радио "Свобода" хотел рассказать русским, оставшимся в России после революции, об их подлинных корнях.
Сын Глеба Рара, известный политолог Александр Рар, отметил особую актуальность новой книги эмигрантских воспоминаний в сегодняшней российской общественной и политической ситуации. "Сейчас происходит ясный и в тоже время очень сложный переход целого громадного народа из тоталитарного прошлого к некому другому состоянию, возвращение к православию, к подлинным корням, которые, как многим казалось, уже утеряны", - заявил он.
"Корни эти найти очень сложно и такие книги, как мемуары моего отца, которые не просто описывают бытовые истории эмиграции или эмоции, которые испытывали люди, разлученные с родиной навсегда, а осмысливают с точки зрения христианина тот путь, который прошли русские в XX веке, могут быть для нас мостом из 1917 года в 2000-е" - добавил Александр Рар.
В предисловии к книге Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, близко знавший Глеба Рара, пишет: "Его пытливый ум и христианское сердце раз и навсегда определили правила его личной веры – веры в Бога, в Церковь, в Россию, в человека. Занявшись в 50- годах изучением положения Русской Православной Церкви в Отечестве и Русской Зарубежной Церкви, Глеб Александрович всеми силами души и ума отстаивал неоспоримость их единства".
Митрополит Филарет также добавляет: "столь трудную, воистину апостольскую миссию единения он мог исполнять в течение долгих лет и десятилетний, предшествовавших воссоединению Матери-Церкви, благодаря тому, что поставил перед собой твердое правило: "…Вникать во все, изучать любые вопросы, не закрывать глаза, ни на ошибки, ни на слабость и грехи священнослужителей. Но не позволять себе судить их, а тем более обсуждать. Придет время, будет суд самой Церкви, будет суд истории…"
Справка:
Глеб Александрович Рар родился в Москве в 1922 году, но вскоре его родители были высланы из России в Прибалтику. В 1941 году семья оказалась в Германии, где Глеб провел провел полтора года в нацистских концлагерях.
После войны работал в эмигрантском издательстве "Посев", выступал в разных странах с лекциями о русской истории и культуре, возглавлял Князь-Владимирское братство, был участником Народно-Трудового Союза.
В России Глеб Рар был известен главным образом своими выступлениями на радио "Свобода". Эти программы давали редкую возможность узнавать правду о положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе. В 2001 году Глеб Александрович с супругой получил от президента России российское гражданство. Германское он принципиально не брал. В 2006 году он скончался в возрасте 83 лет и был похоронен в Берлине.