iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Новости
Католическая капелла при Университете св. Фомы в Хьюстоне (Марк Ротко)
28 января 2013 г. 09:57
версия для печати версия для печати

Художники призвали защитить русскую иконопись от обмирщения

Представители ведущих факультетов церковных искусств российских вузов серьезно обеспокоены процессом обмирщения наиболее важных для Русской Православной Церкви традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции «Церковное искусство в современном обществе», которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений и завершилась в субботу.

«Сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России крайне поверхностно знают традицию — заявил декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков.

«Мы не должны пускать в храм (чтобы писать иконы — прим. ЦВ) людей равнодушных к Церкви», — отметил он. «В поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства — это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», — также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно „перепрыгнуть“ и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим в чужое хозяйство и от своих традиций мы отказываемся окончательно», — подчеркнул искусствовед.

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня не просто актуальна, а, в связи с особой культурной ситуацией, сложившейся в мире, ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. Так, искусствовед, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов подробно рассказал о разрушительном влиянии культуры XX века на иконопись и храмоздательство.

В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности.

«Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», — заявил архитектор, автор книги «Антиискусство» Андрей Яхнин. Такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной элитой всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, а поэтому равнодушно, или же даже радостно принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.

Эксперты показали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании.

На конференции прошла презентация журнала «Храмоздатель», приложения к «Журналу Московской Патриархии», посвященного вопросам церковного искусства, архитектуры и строительства. Перед участниками выступил ответственный редактор журнала Сергей Чапнин, который подчеркнул, что «Храмоздатель» представляет собой удобную площадку для дискуссии архитекторов, иконописцев, искусствоведов, в том числе и по вопросам развития современного христианского искусства. Председатель Межвузовского иконописного совета, ректор Православного гуманитарного институат «Со-действие» Петр Кондратьев выразил от лица совета готовность к активному сотрудничеству с журналом. Он отметил, многие инициативы Межвузовского совета — теоретические разработки, проведение творческих конкурсов, результаты обсуждений — могут в ближайшем будущем найти отражение на страницах «Храмоздателя».

В Международном фонде славянской письменности и культуры в рамках конференции также проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, ПГУ «Со-действие» и иконописной школы им. преп. Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». Ее можно посетить до 5 февраля. Вход на выставку свободный.

28 января 2013 г. 09:57
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Канон и современность в Павшинской пойме
В только что сданном в эксплуатацию Николо-Андреевском храме в Павшинской пойме уже идут регулярные богослужения. Кажется, для этой церкви невозможно было подобрать место удачнее. Приняв в себя воды невеликого притока Баньки, русло Москвы-реки перед крутой излучиной на пересечении с Московской кольцевой автодорогой плавно изгибается влево. Именно тут в узкий и вытянутый пустырь между Волоколамским шоссе и москворецкой поймой коммерческий застройщик десять лет назад филигранно вписал густонаселенный жилой микрорайон. И если напротив через реку гигантский выставочный комплекс и станция метро «Мякинино» сами по себе способствовали интенсивному благоустройству прибрежной полосы, то здесь, в Павшине, «пятачок» у воды снискал устойчивую славу городских задворок.
14 августа 2020 г. 18:00
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00