iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Срок на покаяние
По данным Российского агентства правовой и судебной информации, сегодня в России в местах лишения свободы находятся около 520 тысяч человек. В зависимости от совершенного преступления они содержатся в разных условиях, но у каждого есть возможность пообщаться со священником, исповедаться и причаститься. Как устроена в зоне духовная жизнь, повлияло ли на нее не­уклонно растущее число мусульман в тюрьмах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), в какой момент к отбывающему наказание человеку приходит искреннее покаяние, как священнику работать с разными группами осужденных, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма иконы Божией Матери «Споручница грешных» на территории исправительной колонии строгого режима № 11 в Сургуте протоиерей Георгий Кошелев. PDF-верия.
19 августа 2021 г. 13:00
Новости
Католическая капелла при Университете св. Фомы в Хьюстоне (Марк Ротко)
28 января 2013 г. 09:57
версия для печати версия для печати

Художники призвали защитить русскую иконопись от обмирщения

Представители ведущих факультетов церковных искусств российских вузов серьезно обеспокоены процессом обмирщения наиболее важных для Русской Православной Церкви традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции «Церковное искусство в современном обществе», которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений и завершилась в субботу.

«Сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России крайне поверхностно знают традицию — заявил декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков.

«Мы не должны пускать в храм (чтобы писать иконы — прим. ЦВ) людей равнодушных к Церкви», — отметил он. «В поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства — это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», — также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно „перепрыгнуть“ и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим в чужое хозяйство и от своих традиций мы отказываемся окончательно», — подчеркнул искусствовед.

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня не просто актуальна, а, в связи с особой культурной ситуацией, сложившейся в мире, ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. Так, искусствовед, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов подробно рассказал о разрушительном влиянии культуры XX века на иконопись и храмоздательство.

В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности.

«Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», — заявил архитектор, автор книги «Антиискусство» Андрей Яхнин. Такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной элитой всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, а поэтому равнодушно, или же даже радостно принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.

Эксперты показали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании.

На конференции прошла презентация журнала «Храмоздатель», приложения к «Журналу Московской Патриархии», посвященного вопросам церковного искусства, архитектуры и строительства. Перед участниками выступил ответственный редактор журнала Сергей Чапнин, который подчеркнул, что «Храмоздатель» представляет собой удобную площадку для дискуссии архитекторов, иконописцев, искусствоведов, в том числе и по вопросам развития современного христианского искусства. Председатель Межвузовского иконописного совета, ректор Православного гуманитарного институат «Со-действие» Петр Кондратьев выразил от лица совета готовность к активному сотрудничеству с журналом. Он отметил, многие инициативы Межвузовского совета — теоретические разработки, проведение творческих конкурсов, результаты обсуждений — могут в ближайшем будущем найти отражение на страницах «Храмоздателя».

В Международном фонде славянской письменности и культуры в рамках конференции также проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, ПГУ «Со-действие» и иконописной школы им. преп. Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». Ее можно посетить до 5 февраля. Вход на выставку свободный.

28 января 2013 г. 09:57
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи