iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
Католическая капелла при Университете св. Фомы в Хьюстоне (Марк Ротко)
28 января 2013 г. 09:57
версия для печати версия для печати

Художники призвали защитить русскую иконопись от обмирщения

Представители ведущих факультетов церковных искусств российских вузов серьезно обеспокоены процессом обмирщения наиболее важных для Русской Православной Церкви традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции «Церковное искусство в современном обществе», которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений и завершилась в субботу.

«Сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России крайне поверхностно знают традицию — заявил декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков.

«Мы не должны пускать в храм (чтобы писать иконы — прим. ЦВ) людей равнодушных к Церкви», — отметил он. «В поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства — это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», — также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно „перепрыгнуть“ и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим в чужое хозяйство и от своих традиций мы отказываемся окончательно», — подчеркнул искусствовед.

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня не просто актуальна, а, в связи с особой культурной ситуацией, сложившейся в мире, ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. Так, искусствовед, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов подробно рассказал о разрушительном влиянии культуры XX века на иконопись и храмоздательство.

В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности.

«Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», — заявил архитектор, автор книги «Антиискусство» Андрей Яхнин. Такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной элитой всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, а поэтому равнодушно, или же даже радостно принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.

Эксперты показали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании.

На конференции прошла презентация журнала «Храмоздатель», приложения к «Журналу Московской Патриархии», посвященного вопросам церковного искусства, архитектуры и строительства. Перед участниками выступил ответственный редактор журнала Сергей Чапнин, который подчеркнул, что «Храмоздатель» представляет собой удобную площадку для дискуссии архитекторов, иконописцев, искусствоведов, в том числе и по вопросам развития современного христианского искусства. Председатель Межвузовского иконописного совета, ректор Православного гуманитарного институат «Со-действие» Петр Кондратьев выразил от лица совета готовность к активному сотрудничеству с журналом. Он отметил, многие инициативы Межвузовского совета — теоретические разработки, проведение творческих конкурсов, результаты обсуждений — могут в ближайшем будущем найти отражение на страницах «Храмоздателя».

В Международном фонде славянской письменности и культуры в рамках конференции также проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, ПГУ «Со-действие» и иконописной школы им. преп. Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». Ее можно посетить до 5 февраля. Вход на выставку свободный.

28 января 2013 г. 09:57
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи