выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Католическая капелла при Университете св. Фомы в Хьюстоне (Марк Ротко)
28 января 2013 г. 09:57
версия для печати версия для печати

Художники призвали защитить русскую иконопись от обмирщения

Представители ведущих факультетов церковных искусств российских вузов серьезно обеспокоены процессом обмирщения наиболее важных для Русской Православной Церкви традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции «Церковное искусство в современном обществе», которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений и завершилась в субботу.

«Сейчас нужно быть особенно осторожными с художественными экспериментами и поисками в области религиозного искусства, так как художники, которые сегодня работают в храмах России крайне поверхностно знают традицию — заявил декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков.

«Мы не должны пускать в храм (чтобы писать иконы — прим. ЦВ) людей равнодушных к Церкви», — отметил он. «В поисках путей развития церковного искусства следует обращаться к собственному древнему наследию, а не к современным западным экспериментам, тем более что метод эксперимента, подражание образцам современного искусства — это зачастую просто отражение гордыни и возведение в абсолют собственной индивидуальности художника, что никак не может способствовать созданию истинно религиозных по духу произведений», — также сказал отец Александр.

«Сегодня необходимо, прежде всего, учиться, копируя древние памятники. Этот этап невозможно „перепрыгнуть“ и сразу перейти к свободному творчеству. Мы не знаем нашей традиции. Мы забыли ее даже не в XX веке, а уже в XVIII. Поэтому, не имея собственного фундамента и основ, мы бежим в чужое хозяйство и от своих традиций мы отказываемся окончательно», — подчеркнул искусствовед.

По мнению других участников конференции, «вечная» проблема соотношения традиций и новаторства в религиозном искусстве сегодня не просто актуальна, а, в связи с особой культурной ситуацией, сложившейся в мире, ставит вопрос о выживании самой христианской религиозной традиции. Так, искусствовед, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов подробно рассказал о разрушительном влиянии культуры XX века на иконопись и храмоздательство.

В свою очередь член союза художников России, скульптор-реставратор, настоятель храма священномученика Климента протоиерей Леонид Калинин напротив, привел пример гармоничного сочетания художественного таланта и ясного понимания канона в иконописи: творчество монахини Иулиании (Соколовой). По мнению отца Леонида, такое явление в столь непростые для Церкви советские годы стало возможным благодаря личному христианскому подвигу тайной монахини, ее глубокой религиозности.

«Процессы глобализации и секуляризации не просто вторгаются в храмовое искусство, как это постепенно совершалось на протяжении предыдущих веков. Они агрессивно навязываются массовой культурой, почвой для которой стал contemporary art, провозглашающий разрушение традиций, в том числе и ценностных ориентиров и моральных устоев», — заявил архитектор, автор книги «Антиискусство» Андрей Яхнин. Такие «антииконы» получили в последнее время широкое распространение, более того, они очень активно навязываются интеллектуальной элитой всему обществу, которое не имеет сегодня четких нравственных ориентиров, а поэтому равнодушно, или же даже радостно принимает эти новые, яркие и запоминающиеся образы.

Эксперты показали на конференции богатую коллекцию примеров, как постепенно принципы актуального искусства, вторгаясь в пространство храма, разрушают его изнутри. Были представлены доклады, в которых подробно анализируются положения Второго ватиканского собора и их влияние на развитие искусства католической церкви. Кроме того, иконописцы представили подробный анализ положений VII Вселенского собора, который положил конец иконоборчеству и сформулировал догмат об иконопочитании.

На конференции прошла презентация журнала «Храмоздатель», приложения к «Журналу Московской Патриархии», посвященного вопросам церковного искусства, архитектуры и строительства. Перед участниками выступил ответственный редактор журнала Сергей Чапнин, который подчеркнул, что «Храмоздатель» представляет собой удобную площадку для дискуссии архитекторов, иконописцев, искусствоведов, в том числе и по вопросам развития современного христианского искусства. Председатель Межвузовского иконописного совета, ректор Православного гуманитарного институат «Со-действие» Петр Кондратьев выразил от лица совета готовность к активному сотрудничеству с журналом. Он отметил, многие инициативы Межвузовского совета — теоретические разработки, проведение творческих конкурсов, результаты обсуждений — могут в ближайшем будущем найти отражение на страницах «Храмоздателя».

В Международном фонде славянской письменности и культуры в рамках конференции также проходит выставка работ преподавателей и студентов ПСТГУ, ПГУ «Со-действие» и иконописной школы им. преп. Алипия Печерского «Прикладное церковное искусство — традиции и современность». Ее можно посетить до 5 февраля. Вход на выставку свободный.

28 января 2013 г. 09:57
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00