iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Новости
фото: bagnet.org
23 января 2015 г. 21:10
версия для печати версия для печати

Николай Лисовой: Славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения Христа

Почему князю Владимиру удалось в сравнительно короткие сроки крестить древнюю Русь, почему за ним последовали и его дружина и элита, что заставило славян отказаться от своего привычного языческого пантеона богов, почему для крещения Владимир выбрал Корсунь? На эти вопросы ответили участники секции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России», прошедшей на Международных Рождественских чтениях.

Славяне духовно созрели для принятия новой веры

Многобожие Руси было формальным, считает д. ист. н., института российской истории РАН Николай Лисовой. По его словам исследователи до сих пор ищут в исторических источниках доказательства, что Хорс, Семар, Стрибог и Даждьбог были привычными представителями языческого пантеона славян. По мнению ученого наиболее достоверно можно утверждать, что только Перун был главным  и общепочитаемым у наших предков (сохранилось даже его описание –«поставили Перуна деревянна, голова серебрянна, а ус- сладок»). Все остальные были второстепенными героями их религиозной палитры.

Насколько сильно владели душами славян «боги» нижнего ряда пантеона- домовые, лешие, водяные, русалки и иже с ними, для Николая Лисового не является серьезным вопросом. Несмотря на то, что эта милая, безобидная нечисть благополучно дожила до наших дней,  вряд ли относящийся к ней серьезно народ мог бы вместить в свое сознание Христа, «солнце правды», «Бога истина от Бога истина… нас ради спасения сшедшего с небес» убежден ученый.

С другой стороны, новая вера должна быть преемницей старой и базироваться на ее прочном фундаменте. «Так, день памяти Воскресения Словущего -13 сентября (в 335 году в этот день состоялось освящение храма Воскресения Господня в Иерусалиме), совпадает с днем капиталийского празднования Юпитера,- напомнил Николай Лисовой. – Константин Великий назначил этот день не для того, чтобы «закрыть языческую память», как считали атеисты, а наоборот-  чтобы ее открыть, основать православие на более древнем фундаменте религиозного сознания».

По мнению Лисового, не эта «преемственность» вызывает удивление, а та скорость, когда еще вчерашний язычник – князь Владимир крестился сам и сумел крестить свой народ всего через пять лет после того, как в Киеве Перуну, Хорсу и иже с ними, были публично принесены человеческие жертвоприношения. Николай Лисовой относит это событие к инсценировке, срежиссированной самим князем Владимиром, говоря современным языком- «подготовкой общественного мнения».  Очевидно, был какой-то внешний повод, какая-то проблема, которую нужно было срочно решить и для этого и были мольбы к славянским богам с жертвоприношениями. Но в чем была проблема, доступные нам источники не сообщают. Известно только, что славянские боги проигнорировали обращенные к ним просьбы. «Летописец приводит только слова князя Владимира, обращенные к старейшинам: «Вот видите, я сделал все, что возможно, дал вам ваших идолов (человекообразных богов у славян не было), принес человеческие жертвы», а проблема осталась не решенной. Нужна новая, более действенная вера», - пояснил Николай Лисовой.

Как же произошла в сознании наших предков «гибель богов», почему они отказались от язычества последовав за своим князем? «Мы не знаем высшей мифологии у славян, какой она была у народов Запада. Некоторые наши патриоты-горячие головы утверждают, что христианство разрушило великую языческую цивилизацию и культуру. Но скажите, где следы этой культуры, и нет ни в языке , ни в археологии, ни в архитектуре или живописи. У славян было более древнее (они остались дольше всех у индо-европейского древа), более глубокое и более архаичное язычество. То, что покойный Олег Николаев Трубачов назвал «эпохой безмолвного богопочитания, - подчеркнул Николай Лисовой.- И это та стадия, когда славянское сознание было открыто к восприятию новой  веры и учения Христа, как никакое другое народонаселение. И именно поэтому наш народ вслед за князем Владимиром воспринял Православие».

Ученый упомянул еще об одной любопытной детали, характеризующей славянское религиозной сознание. Почему в древне-русских рукописях везде говорится «правоверие», а в нашей терминологии установилось «православие»? «Потому что, наверно, для славян было важно, не как ты  веруешь в Бога, а как умеешь Его славить», - ответил Николай Лисовой.

Почему Корсунь?

Но почему же князь Владимир выбрал для крещения греческий Херсонес, тем более, что некоторые исследователи утверждают, что он крестился в Киеве? На этот вопрос ответил к. ист.н. истфака МГУ Павел Кузенков.

После того, он определился с выбором веры, перед князем Владимиром встал вопрос- где принять крещение? Как свидетельствует Летопись временных лет, это решение было принципиально. Выбор на Херсонес (Корсунь) пал именно потому, что был греческим городом. Кроме того, в Византийской империи шла гражданская война и Корсунь также подняла мятеж. Воспользовавшись ситуацией, осенью 987 года  Владимир двинулся на Корсунь во главе отряда в 6 тыс. штыков. Корсунь удалось взять только, когда Владимир узнал о существовании подземного водопровода. И через 3 месяца после его отключения хорошо укрепленный город сдался. После чего, в ответ на регулярные призывы помочь законной византийской власти, в Константинополь отправилось от князя Владимира посольство, чтобы согласовать условия сотрудничества. В обмен на помощь Владимир предлагал руку и сердце византийской принцессе, приобщаясь таким образом к высшей элите византийском империи. Император Василий II был вынужден согласится, но при условии, что Владимир примет крещение. Что тот уже сделал в 988 году, после взятия Корсуни. Принцесса Анна с роскошной свитой приехала к Владимиру в Корсунь, а русский корпус отправился в Константинополь и составил основную часть войска Василия II, который разгромил основные силы мятежников. «И арабские, и греческие, и армянские источники утверждают, что брак с византийской принцессой, крещение князя случились до прихода русской помощи императору Василию II» , - уточнил Павел Кузенков.

Рассматривая логику всех этих событий, становится ясно, что принимая крещение Владимир должен был продемонстрировать всей дружине, в числе которой было много язычников, что он нисколько не умаляет своего статуса и в то же время не собирается подчиняться греческому императору. Но при этом готов принять греческую веру («греческий закон») на греческой же, по сути оккупированной им территории. Хотя «греческий закон» в глазах русских издавна носил отпечаток чужой веры, которую разделяют враги русских – византийцы. Но он принимает новую веру как победитель этих врагов, и собственно ничем им не обязан. И корсунский поход только подчеркивает силу русских. К слову, решимость Владимира взять Корсунь подтверждают его слова - «хоть три года буду стоять, но город возьму». И вот все видят, что Бог христиан благоволит Владимиру. Князь использовал каждый случай, чтобы напомнить своей дружине, зачем он здесь. Так, узнав о подземном водопроводе и отключение осажденных от воды поможет сломить упорство защитников города, Владимир публично заявляет:«Если это верно, я крещусь». Вместе с тем, требуя в жены сестру императоров, Владимир использует воздействующий на язычников, фактор триумфа. Возвращаясь с победой, с большой добычей, с женой из императорской семьи, окруженной роскошной свитой в Киев, Владимир приобщается к высшим почестям, становясь зятем императора. Все это вместе в глазах его дружины, знати и народа выглядит как безусловное покровительство Бога, веру которого он принял. И уже не вызывает сильного сопротивления в принятии крещения. Хотя в отношении дружины, которая жила грабежом и работорговлей, для отказа от привычного образа жизни во имя новой веры, потребовалась перестройка сознания.

На конференции также выступили д.полит.н., к.ист.н., МГПУ Николай Асонов, к.ист.н. Олег Ульянов, к.экон.н., дир.центра «История Афона» Дмитрий Зубов и др.

 

 

23 января 2015 г. 21:10
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи