iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
фото: bagnet.org
23 января 2015 г. 21:10
версия для печати версия для печати

Николай Лисовой: Славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения Христа

Почему князю Владимиру удалось в сравнительно короткие сроки крестить древнюю Русь, почему за ним последовали и его дружина и элита, что заставило славян отказаться от своего привычного языческого пантеона богов, почему для крещения Владимир выбрал Корсунь? На эти вопросы ответили участники секции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России», прошедшей на Международных Рождественских чтениях.

Славяне духовно созрели для принятия новой веры

Многобожие Руси было формальным, считает д. ист. н., института российской истории РАН Николай Лисовой. По его словам исследователи до сих пор ищут в исторических источниках доказательства, что Хорс, Семар, Стрибог и Даждьбог были привычными представителями языческого пантеона славян. По мнению ученого наиболее достоверно можно утверждать, что только Перун был главным  и общепочитаемым у наших предков (сохранилось даже его описание –«поставили Перуна деревянна, голова серебрянна, а ус- сладок»). Все остальные были второстепенными героями их религиозной палитры.

Насколько сильно владели душами славян «боги» нижнего ряда пантеона- домовые, лешие, водяные, русалки и иже с ними, для Николая Лисового не является серьезным вопросом. Несмотря на то, что эта милая, безобидная нечисть благополучно дожила до наших дней,  вряд ли относящийся к ней серьезно народ мог бы вместить в свое сознание Христа, «солнце правды», «Бога истина от Бога истина… нас ради спасения сшедшего с небес» убежден ученый.

С другой стороны, новая вера должна быть преемницей старой и базироваться на ее прочном фундаменте. «Так, день памяти Воскресения Словущего -13 сентября (в 335 году в этот день состоялось освящение храма Воскресения Господня в Иерусалиме), совпадает с днем капиталийского празднования Юпитера,- напомнил Николай Лисовой. – Константин Великий назначил этот день не для того, чтобы «закрыть языческую память», как считали атеисты, а наоборот-  чтобы ее открыть, основать православие на более древнем фундаменте религиозного сознания».

По мнению Лисового, не эта «преемственность» вызывает удивление, а та скорость, когда еще вчерашний язычник – князь Владимир крестился сам и сумел крестить свой народ всего через пять лет после того, как в Киеве Перуну, Хорсу и иже с ними, были публично принесены человеческие жертвоприношения. Николай Лисовой относит это событие к инсценировке, срежиссированной самим князем Владимиром, говоря современным языком- «подготовкой общественного мнения».  Очевидно, был какой-то внешний повод, какая-то проблема, которую нужно было срочно решить и для этого и были мольбы к славянским богам с жертвоприношениями. Но в чем была проблема, доступные нам источники не сообщают. Известно только, что славянские боги проигнорировали обращенные к ним просьбы. «Летописец приводит только слова князя Владимира, обращенные к старейшинам: «Вот видите, я сделал все, что возможно, дал вам ваших идолов (человекообразных богов у славян не было), принес человеческие жертвы», а проблема осталась не решенной. Нужна новая, более действенная вера», - пояснил Николай Лисовой.

Как же произошла в сознании наших предков «гибель богов», почему они отказались от язычества последовав за своим князем? «Мы не знаем высшей мифологии у славян, какой она была у народов Запада. Некоторые наши патриоты-горячие головы утверждают, что христианство разрушило великую языческую цивилизацию и культуру. Но скажите, где следы этой культуры, и нет ни в языке , ни в археологии, ни в архитектуре или живописи. У славян было более древнее (они остались дольше всех у индо-европейского древа), более глубокое и более архаичное язычество. То, что покойный Олег Николаев Трубачов назвал «эпохой безмолвного богопочитания, - подчеркнул Николай Лисовой.- И это та стадия, когда славянское сознание было открыто к восприятию новой  веры и учения Христа, как никакое другое народонаселение. И именно поэтому наш народ вслед за князем Владимиром воспринял Православие».

Ученый упомянул еще об одной любопытной детали, характеризующей славянское религиозной сознание. Почему в древне-русских рукописях везде говорится «правоверие», а в нашей терминологии установилось «православие»? «Потому что, наверно, для славян было важно, не как ты  веруешь в Бога, а как умеешь Его славить», - ответил Николай Лисовой.

Почему Корсунь?

Но почему же князь Владимир выбрал для крещения греческий Херсонес, тем более, что некоторые исследователи утверждают, что он крестился в Киеве? На этот вопрос ответил к. ист.н. истфака МГУ Павел Кузенков.

После того, он определился с выбором веры, перед князем Владимиром встал вопрос- где принять крещение? Как свидетельствует Летопись временных лет, это решение было принципиально. Выбор на Херсонес (Корсунь) пал именно потому, что был греческим городом. Кроме того, в Византийской империи шла гражданская война и Корсунь также подняла мятеж. Воспользовавшись ситуацией, осенью 987 года  Владимир двинулся на Корсунь во главе отряда в 6 тыс. штыков. Корсунь удалось взять только, когда Владимир узнал о существовании подземного водопровода. И через 3 месяца после его отключения хорошо укрепленный город сдался. После чего, в ответ на регулярные призывы помочь законной византийской власти, в Константинополь отправилось от князя Владимира посольство, чтобы согласовать условия сотрудничества. В обмен на помощь Владимир предлагал руку и сердце византийской принцессе, приобщаясь таким образом к высшей элите византийском империи. Император Василий II был вынужден согласится, но при условии, что Владимир примет крещение. Что тот уже сделал в 988 году, после взятия Корсуни. Принцесса Анна с роскошной свитой приехала к Владимиру в Корсунь, а русский корпус отправился в Константинополь и составил основную часть войска Василия II, который разгромил основные силы мятежников. «И арабские, и греческие, и армянские источники утверждают, что брак с византийской принцессой, крещение князя случились до прихода русской помощи императору Василию II» , - уточнил Павел Кузенков.

Рассматривая логику всех этих событий, становится ясно, что принимая крещение Владимир должен был продемонстрировать всей дружине, в числе которой было много язычников, что он нисколько не умаляет своего статуса и в то же время не собирается подчиняться греческому императору. Но при этом готов принять греческую веру («греческий закон») на греческой же, по сути оккупированной им территории. Хотя «греческий закон» в глазах русских издавна носил отпечаток чужой веры, которую разделяют враги русских – византийцы. Но он принимает новую веру как победитель этих врагов, и собственно ничем им не обязан. И корсунский поход только подчеркивает силу русских. К слову, решимость Владимира взять Корсунь подтверждают его слова - «хоть три года буду стоять, но город возьму». И вот все видят, что Бог христиан благоволит Владимиру. Князь использовал каждый случай, чтобы напомнить своей дружине, зачем он здесь. Так, узнав о подземном водопроводе и отключение осажденных от воды поможет сломить упорство защитников города, Владимир публично заявляет:«Если это верно, я крещусь». Вместе с тем, требуя в жены сестру императоров, Владимир использует воздействующий на язычников, фактор триумфа. Возвращаясь с победой, с большой добычей, с женой из императорской семьи, окруженной роскошной свитой в Киев, Владимир приобщается к высшим почестям, становясь зятем императора. Все это вместе в глазах его дружины, знати и народа выглядит как безусловное покровительство Бога, веру которого он принял. И уже не вызывает сильного сопротивления в принятии крещения. Хотя в отношении дружины, которая жила грабежом и работорговлей, для отказа от привычного образа жизни во имя новой веры, потребовалась перестройка сознания.

На конференции также выступили д.полит.н., к.ист.н., МГПУ Николай Асонов, к.ист.н. Олег Ульянов, к.экон.н., дир.центра «История Афона» Дмитрий Зубов и др.

 

 

23 января 2015 г. 21:10
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00