iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
На Рождественских чтениях обсудили проблемы прославления святых и почитания новомучеников в современных исторических условиях
Сегодня, 26 января, в рамках конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялась широкая экспертная дискуссия по вопросам канонизации святых и почитания уже прославленных в лике новомучеников и исповедников угодников Божиих. С развернутыми сообщениями, приуроченными к 100-летию трагических революционных событий, выступили секретарь Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии монахиня Мелетия (Панкова) – о первомученике Иоанне Царскосельском (Кочурове; + 1917); член Союза писателей России Артем Маркелов – о первых новомучениках Вятской земли протоиерее Павле Дернове и трех его сыновьях (+ 1918); член Комиссии по канонизации святых Симферопольской и Крымской епархии протодиакон Василий Марущак – о святителе Антонии Абашидзе (+ 1942); настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря игумения Домника (Коробейникова) – о верных слугах августейшего семейства последнего российского императора генерале Илье Татищеве (+1918) и наставнике юного цесаревича матросе Клементии Нагорном (+1918).
26 января 2017 г. 19:45
Новости
фото: bagnet.org
23 января 2015 г. 21:10
версия для печати версия для печати

Николай Лисовой: Славянское сознание было открыто к восприятию новой веры и учения Христа

Почему князю Владимиру удалось в сравнительно короткие сроки крестить древнюю Русь, почему за ним последовали и его дружина и элита, что заставило славян отказаться от своего привычного языческого пантеона богов, почему для крещения Владимир выбрал Корсунь? На эти вопросы ответили участники секции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России», прошедшей на Международных Рождественских чтениях.

Славяне духовно созрели для принятия новой веры

Многобожие Руси было формальным, считает д. ист. н., института российской истории РАН Николай Лисовой. По его словам исследователи до сих пор ищут в исторических источниках доказательства, что Хорс, Семар, Стрибог и Даждьбог были привычными представителями языческого пантеона славян. По мнению ученого наиболее достоверно можно утверждать, что только Перун был главным  и общепочитаемым у наших предков (сохранилось даже его описание –«поставили Перуна деревянна, голова серебрянна, а ус- сладок»). Все остальные были второстепенными героями их религиозной палитры.

Насколько сильно владели душами славян «боги» нижнего ряда пантеона- домовые, лешие, водяные, русалки и иже с ними, для Николая Лисового не является серьезным вопросом. Несмотря на то, что эта милая, безобидная нечисть благополучно дожила до наших дней,  вряд ли относящийся к ней серьезно народ мог бы вместить в свое сознание Христа, «солнце правды», «Бога истина от Бога истина… нас ради спасения сшедшего с небес» убежден ученый.

С другой стороны, новая вера должна быть преемницей старой и базироваться на ее прочном фундаменте. «Так, день памяти Воскресения Словущего -13 сентября (в 335 году в этот день состоялось освящение храма Воскресения Господня в Иерусалиме), совпадает с днем капиталийского празднования Юпитера,- напомнил Николай Лисовой. – Константин Великий назначил этот день не для того, чтобы «закрыть языческую память», как считали атеисты, а наоборот-  чтобы ее открыть, основать православие на более древнем фундаменте религиозного сознания».

По мнению Лисового, не эта «преемственность» вызывает удивление, а та скорость, когда еще вчерашний язычник – князь Владимир крестился сам и сумел крестить свой народ всего через пять лет после того, как в Киеве Перуну, Хорсу и иже с ними, были публично принесены человеческие жертвоприношения. Николай Лисовой относит это событие к инсценировке, срежиссированной самим князем Владимиром, говоря современным языком- «подготовкой общественного мнения».  Очевидно, был какой-то внешний повод, какая-то проблема, которую нужно было срочно решить и для этого и были мольбы к славянским богам с жертвоприношениями. Но в чем была проблема, доступные нам источники не сообщают. Известно только, что славянские боги проигнорировали обращенные к ним просьбы. «Летописец приводит только слова князя Владимира, обращенные к старейшинам: «Вот видите, я сделал все, что возможно, дал вам ваших идолов (человекообразных богов у славян не было), принес человеческие жертвы», а проблема осталась не решенной. Нужна новая, более действенная вера», - пояснил Николай Лисовой.

Как же произошла в сознании наших предков «гибель богов», почему они отказались от язычества последовав за своим князем? «Мы не знаем высшей мифологии у славян, какой она была у народов Запада. Некоторые наши патриоты-горячие головы утверждают, что христианство разрушило великую языческую цивилизацию и культуру. Но скажите, где следы этой культуры, и нет ни в языке , ни в археологии, ни в архитектуре или живописи. У славян было более древнее (они остались дольше всех у индо-европейского древа), более глубокое и более архаичное язычество. То, что покойный Олег Николаев Трубачов назвал «эпохой безмолвного богопочитания, - подчеркнул Николай Лисовой.- И это та стадия, когда славянское сознание было открыто к восприятию новой  веры и учения Христа, как никакое другое народонаселение. И именно поэтому наш народ вслед за князем Владимиром воспринял Православие».

Ученый упомянул еще об одной любопытной детали, характеризующей славянское религиозной сознание. Почему в древне-русских рукописях везде говорится «правоверие», а в нашей терминологии установилось «православие»? «Потому что, наверно, для славян было важно, не как ты  веруешь в Бога, а как умеешь Его славить», - ответил Николай Лисовой.

Почему Корсунь?

Но почему же князь Владимир выбрал для крещения греческий Херсонес, тем более, что некоторые исследователи утверждают, что он крестился в Киеве? На этот вопрос ответил к. ист.н. истфака МГУ Павел Кузенков.

После того, он определился с выбором веры, перед князем Владимиром встал вопрос- где принять крещение? Как свидетельствует Летопись временных лет, это решение было принципиально. Выбор на Херсонес (Корсунь) пал именно потому, что был греческим городом. Кроме того, в Византийской империи шла гражданская война и Корсунь также подняла мятеж. Воспользовавшись ситуацией, осенью 987 года  Владимир двинулся на Корсунь во главе отряда в 6 тыс. штыков. Корсунь удалось взять только, когда Владимир узнал о существовании подземного водопровода. И через 3 месяца после его отключения хорошо укрепленный город сдался. После чего, в ответ на регулярные призывы помочь законной византийской власти, в Константинополь отправилось от князя Владимира посольство, чтобы согласовать условия сотрудничества. В обмен на помощь Владимир предлагал руку и сердце византийской принцессе, приобщаясь таким образом к высшей элите византийском империи. Император Василий II был вынужден согласится, но при условии, что Владимир примет крещение. Что тот уже сделал в 988 году, после взятия Корсуни. Принцесса Анна с роскошной свитой приехала к Владимиру в Корсунь, а русский корпус отправился в Константинополь и составил основную часть войска Василия II, который разгромил основные силы мятежников. «И арабские, и греческие, и армянские источники утверждают, что брак с византийской принцессой, крещение князя случились до прихода русской помощи императору Василию II» , - уточнил Павел Кузенков.

Рассматривая логику всех этих событий, становится ясно, что принимая крещение Владимир должен был продемонстрировать всей дружине, в числе которой было много язычников, что он нисколько не умаляет своего статуса и в то же время не собирается подчиняться греческому императору. Но при этом готов принять греческую веру («греческий закон») на греческой же, по сути оккупированной им территории. Хотя «греческий закон» в глазах русских издавна носил отпечаток чужой веры, которую разделяют враги русских – византийцы. Но он принимает новую веру как победитель этих врагов, и собственно ничем им не обязан. И корсунский поход только подчеркивает силу русских. К слову, решимость Владимира взять Корсунь подтверждают его слова - «хоть три года буду стоять, но город возьму». И вот все видят, что Бог христиан благоволит Владимиру. Князь использовал каждый случай, чтобы напомнить своей дружине, зачем он здесь. Так, узнав о подземном водопроводе и отключение осажденных от воды поможет сломить упорство защитников города, Владимир публично заявляет:«Если это верно, я крещусь». Вместе с тем, требуя в жены сестру императоров, Владимир использует воздействующий на язычников, фактор триумфа. Возвращаясь с победой, с большой добычей, с женой из императорской семьи, окруженной роскошной свитой в Киев, Владимир приобщается к высшим почестям, становясь зятем императора. Все это вместе в глазах его дружины, знати и народа выглядит как безусловное покровительство Бога, веру которого он принял. И уже не вызывает сильного сопротивления в принятии крещения. Хотя в отношении дружины, которая жила грабежом и работорговлей, для отказа от привычного образа жизни во имя новой веры, потребовалась перестройка сознания.

На конференции также выступили д.полит.н., к.ист.н., МГПУ Николай Асонов, к.ист.н. Олег Ульянов, к.экон.н., дир.центра «История Афона» Дмитрий Зубов и др.

 

 

23 января 2015 г. 21:10
Ключевые слова: история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30