iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Новости
Крестный ход "По стопам миссионеров Алтайских"
29 января 2017 г. 16:01
версия для печати версия для печати

ПОСОКХ поможет в организации и координации крестных ходов в России

О прошлом и будущем крестных ходов, о молитвенных шествиях за рубежом, можно ли «Бессмертный полк» назвать крестным ходом и как ему обрести православную составляющую, какую роль должен сыграть в развитии крестных ходов православный общественный совет по организации крестных ходов (ПОСОКХ) говорили на XXV Рождественских Чтениях участники секции «Крестный ход: история, современность и развитие».

«Мы сейчас обсуждаем крестные ходы не просто как церковную традицию, а как часть богослужения, часть Церкви как таковой, - открывая мероприятие, сказал руководитель управления по работе с общественными организациями отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Дмитрий Рощин. - Я всегда выступаю за сохранение традиций и крестный ход- это самое яркое выражение традиции и демонстрация нашей веры и решимости. Демонстрация самой Церкви, потому что по определению крестный ход- это богослужение, в котором участвуют архиереи, священники и миряне. В нем присутствуют образы Христа, Богородицы, святых, молитвы и песнопения. Это богослужение, которое выходит за стены храма». По мнению священника крестоходцы должны быть хорошо организованы, красиво и строго одеты, и не производить впечатление толпы, куда-то стихийно бредущих людей. «Если кто-то видел религиозные шествия в Европе, то там это всегда праздник, к которому люди готовятся»,- отметил отец Дмитрий.

По данным соорганизатора Общегородского шествия – Крестного хода в честь перенесения мощей св. благ. кн. Александра Невского в Санкт-Петербурге Михаила Кустова число христиан в молитвенных шествиях в Европе постоянно растет. Об этом можно судить по популярности одного из паломнических маршрутов - Путь Святого Иакова (с юга Франции, через Пиринеи (перевалы Ронсеваль или Сомпорт) в «христианскую Мекку» – город Сантьяго-де-Компостела (Испания) к могиле св. ап. Иакова Зеведеева, покровителя Испании. «Это паломничество, известное с IX в., в эпоху европейской секуляризации стало оскудевать, число паломников уменьшалось. В 1978 г., по маршруту прошло всего 13 человек! - сказал Михаил Кустов. - А в 2009 г. в нём приняло участие уже более 145 тыс. человек». Кроме того, центры наиболее многочисленного католического паломничества сегодня - Ватикан (Святой Престол), Святая хижина в городе Лорето (Италия), Лурд (Франция); Святилище Богоматери Фа́тимы (Португалия). У протестантов тоже есть свои шествия- это так называемый Марш во имя Иисуса, который впервые прошёл в Лондоне в 1987 г., в нём приняло участие около 15 тысяч человек. За 30 лет он стал всемирным явлением и проходит одновременно во многих странах мира. Так 10 июня 2000 г. во Всемирном Марше во имя Иисуса в 180 странах мира приняло участие более 60 миллионов протестантов.

Если говорить о России , то в течении года у нас совершаются десятки крестных ходов. Наиболее многочисленные и многодневные из них - Великорецкий (до 90 тыс. паломников), Волжский, Севастополь-Керчь-Смоленск, Екатеринбургский (на Ганину яму), Симеоновский, горно-алтайский «По стопам миссионеров Алтайских» и др. Мероприятия такого масштаба требуют серьезной подготовки и тщательной организации. Поэтому год назад было объявлено о создании Общественного совета по проведению крестных ходов. На XXV Рождественских чтениях исполнительный директор Центра межрегиональных программ и проектов Андрей Головин представил Положение об общественном совете по организации крестных ходов (ПОСОКХ) и предложил участникам секции внести в него свои замечания и поправки. Он также назвал три цели ПОСОКХа: «Это консолидация и координация деятельности всех заинтересованных в развитии крестных ходов сторон; обеспечение взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной Церкви, некоммерческих организаций и инициативных групп, экспертного сообщества, связанного с развитием и популяризацией крестных ходов; содействие в укреплении традиционных духовных и нравственных ценностей, патриотическом воспитании, повышении интереса к российской истории, обеспечении межнационального и межрелигиозного согласия».

Их достижение предполагает работу в нескольких направлениях. В, частности, организационное- это координация  участников и заинтересованных сторон крестоходного движения, в том числе и в вопросе получения благословения на крестные ходы. Информационное направление предполагает открытие в феврале-марте единого портала о крестных ходах и групп в социальных сетях. Есть и аналитическое направление, предполагающее мониторинг проведения крестных ходов в России, а также исследование их прошлого и настоящего. А методическое направление предусматривает, в частности, создание единого реестра и общецерковного календаря крестных ходов.

На мероприятии состоялась дискуссия, можно ли гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» считать аналогом крестного хода. По словам одного из его организаторов Алексея Галицкого, основания для этого дает тот факт, что некоторые участники полка несут в руках семейные иконы своих воевавших родственников. Однако отец отец Дмитрий разъяснил, что Бессмертный полк- это светское движение и иконы там пока не уместны. Однако и в нем может постепенно появится православная составляющая, если его идеология расширится в исторической перспективе. «Например, там появятся портреты героев Первой мировой войны, русских героев войны 1812 года, чтобы это была ретроспектива русской героической истории,- сказал священник. - И тогда там уже будут появляться святые образы, связанные с теми войнами. Потому что не у всех людей есть понимание, что победа советского народа в Великой Отечественной войне состоялась по молитвам преп. Серафима Вырицкого, по молитвам людей перед Казанской Божией Матери и другим святым». Кроме того, можно организовать на площади, где собираются в итоге все участники шествия, места для сбора записок с именами их православных родственников, принимавших участие в войне, чтобы их помянули в особой панихиде, если это Москва, то в храме на Поклонной горе. «Таким образом, с одной стороны, мы не будем смешивать Бессмертный полк с крестным ходом, а с другой - Церковь примет в этом непосредственное участие, выполняя свою функцию молитвенной памяти о погибших людях»,- заключил священник.

Справка. В дореволюционной России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чтимыми иконами. После революции крестные ходы были или запрещены, или серьезно ограничены.
Крестные ходы рассматривались большевиками, как средство психологического давления на Советскую власть. В Астрахани, Туле и Омске в 1918 г. крестные ходы были расстреляны из пулеметов. Об этом пишет в своей книге игумен Дамаскин (Орловский), «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период».
Тем не менее, именно в это крайне неблагоприятное время в Петрограде состоялась самая массовая религиозная манифестация за всю историю России и Русской Церкви: общегородской воскресный крестный ход 21 января (3 февраля) 1918 г. в защиту Церкви, собравший в своих рядах 300 – 500 тысяч чел. Маршрут: из 200 ближайших к Александро-Невской лавре храмов на Александро-Невскую площадь, а далее – общим крестным ходом (вкл. братию лавры) по Невскому проспекту к Казанскому собору. Шествие возглавил сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Причиной шествия стало убийство протоиерея Петра Скипетрова (19 января/1 февраля 1918 г.). Циркуляр НКВД № 96/16 от 7 марта 1927 г. объявил Крестный ход (в том числе и на Пасху) уголовным преступлением.

  

 

29 января 2017 г. 16:01
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00