выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Новости
Крестный ход "По стопам миссионеров Алтайских"
29 января 2017 г. 16:01
версия для печати версия для печати

ПОСОКХ поможет в организации и координации крестных ходов в России

О прошлом и будущем крестных ходов, о молитвенных шествиях за рубежом, можно ли «Бессмертный полк» назвать крестным ходом и как ему обрести православную составляющую, какую роль должен сыграть в развитии крестных ходов православный общественный совет по организации крестных ходов (ПОСОКХ) говорили на XXV Рождественских Чтениях участники секции «Крестный ход: история, современность и развитие».

«Мы сейчас обсуждаем крестные ходы не просто как церковную традицию, а как часть богослужения, часть Церкви как таковой, - открывая мероприятие, сказал руководитель управления по работе с общественными организациями отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Дмитрий Рощин. - Я всегда выступаю за сохранение традиций и крестный ход- это самое яркое выражение традиции и демонстрация нашей веры и решимости. Демонстрация самой Церкви, потому что по определению крестный ход- это богослужение, в котором участвуют архиереи, священники и миряне. В нем присутствуют образы Христа, Богородицы, святых, молитвы и песнопения. Это богослужение, которое выходит за стены храма». По мнению священника крестоходцы должны быть хорошо организованы, красиво и строго одеты, и не производить впечатление толпы, куда-то стихийно бредущих людей. «Если кто-то видел религиозные шествия в Европе, то там это всегда праздник, к которому люди готовятся»,- отметил отец Дмитрий.

По данным соорганизатора Общегородского шествия – Крестного хода в честь перенесения мощей св. благ. кн. Александра Невского в Санкт-Петербурге Михаила Кустова число христиан в молитвенных шествиях в Европе постоянно растет. Об этом можно судить по популярности одного из паломнических маршрутов - Путь Святого Иакова (с юга Франции, через Пиринеи (перевалы Ронсеваль или Сомпорт) в «христианскую Мекку» – город Сантьяго-де-Компостела (Испания) к могиле св. ап. Иакова Зеведеева, покровителя Испании. «Это паломничество, известное с IX в., в эпоху европейской секуляризации стало оскудевать, число паломников уменьшалось. В 1978 г., по маршруту прошло всего 13 человек! - сказал Михаил Кустов. - А в 2009 г. в нём приняло участие уже более 145 тыс. человек». Кроме того, центры наиболее многочисленного католического паломничества сегодня - Ватикан (Святой Престол), Святая хижина в городе Лорето (Италия), Лурд (Франция); Святилище Богоматери Фа́тимы (Португалия). У протестантов тоже есть свои шествия- это так называемый Марш во имя Иисуса, который впервые прошёл в Лондоне в 1987 г., в нём приняло участие около 15 тысяч человек. За 30 лет он стал всемирным явлением и проходит одновременно во многих странах мира. Так 10 июня 2000 г. во Всемирном Марше во имя Иисуса в 180 странах мира приняло участие более 60 миллионов протестантов.

Если говорить о России , то в течении года у нас совершаются десятки крестных ходов. Наиболее многочисленные и многодневные из них - Великорецкий (до 90 тыс. паломников), Волжский, Севастополь-Керчь-Смоленск, Екатеринбургский (на Ганину яму), Симеоновский, горно-алтайский «По стопам миссионеров Алтайских» и др. Мероприятия такого масштаба требуют серьезной подготовки и тщательной организации. Поэтому год назад было объявлено о создании Общественного совета по проведению крестных ходов. На XXV Рождественских чтениях исполнительный директор Центра межрегиональных программ и проектов Андрей Головин представил Положение об общественном совете по организации крестных ходов (ПОСОКХ) и предложил участникам секции внести в него свои замечания и поправки. Он также назвал три цели ПОСОКХа: «Это консолидация и координация деятельности всех заинтересованных в развитии крестных ходов сторон; обеспечение взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной Церкви, некоммерческих организаций и инициативных групп, экспертного сообщества, связанного с развитием и популяризацией крестных ходов; содействие в укреплении традиционных духовных и нравственных ценностей, патриотическом воспитании, повышении интереса к российской истории, обеспечении межнационального и межрелигиозного согласия».

Их достижение предполагает работу в нескольких направлениях. В, частности, организационное- это координация  участников и заинтересованных сторон крестоходного движения, в том числе и в вопросе получения благословения на крестные ходы. Информационное направление предполагает открытие в феврале-марте единого портала о крестных ходах и групп в социальных сетях. Есть и аналитическое направление, предполагающее мониторинг проведения крестных ходов в России, а также исследование их прошлого и настоящего. А методическое направление предусматривает, в частности, создание единого реестра и общецерковного календаря крестных ходов.

На мероприятии состоялась дискуссия, можно ли гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» считать аналогом крестного хода. По словам одного из его организаторов Алексея Галицкого, основания для этого дает тот факт, что некоторые участники полка несут в руках семейные иконы своих воевавших родственников. Однако отец отец Дмитрий разъяснил, что Бессмертный полк- это светское движение и иконы там пока не уместны. Однако и в нем может постепенно появится православная составляющая, если его идеология расширится в исторической перспективе. «Например, там появятся портреты героев Первой мировой войны, русских героев войны 1812 года, чтобы это была ретроспектива русской героической истории,- сказал священник. - И тогда там уже будут появляться святые образы, связанные с теми войнами. Потому что не у всех людей есть понимание, что победа советского народа в Великой Отечественной войне состоялась по молитвам преп. Серафима Вырицкого, по молитвам людей перед Казанской Божией Матери и другим святым». Кроме того, можно организовать на площади, где собираются в итоге все участники шествия, места для сбора записок с именами их православных родственников, принимавших участие в войне, чтобы их помянули в особой панихиде, если это Москва, то в храме на Поклонной горе. «Таким образом, с одной стороны, мы не будем смешивать Бессмертный полк с крестным ходом, а с другой - Церковь примет в этом непосредственное участие, выполняя свою функцию молитвенной памяти о погибших людях»,- заключил священник.

Справка. В дореволюционной России в 171 монастыре совершалось 505 ежегодных крестных ходов. Из этого числа не менее 19 включали в себя длительные многонедельные и даже многомесячные обхождения окрестных сел и городов с чтимыми иконами. После революции крестные ходы были или запрещены, или серьезно ограничены.
Крестные ходы рассматривались большевиками, как средство психологического давления на Советскую власть. В Астрахани, Туле и Омске в 1918 г. крестные ходы были расстреляны из пулеметов. Об этом пишет в своей книге игумен Дамаскин (Орловский), «Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период».
Тем не менее, именно в это крайне неблагоприятное время в Петрограде состоялась самая массовая религиозная манифестация за всю историю России и Русской Церкви: общегородской воскресный крестный ход 21 января (3 февраля) 1918 г. в защиту Церкви, собравший в своих рядах 300 – 500 тысяч чел. Маршрут: из 200 ближайших к Александро-Невской лавре храмов на Александро-Невскую площадь, а далее – общим крестным ходом (вкл. братию лавры) по Невскому проспекту к Казанскому собору. Шествие возглавил сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский. Причиной шествия стало убийство протоиерея Петра Скипетрова (19 января/1 февраля 1918 г.). Циркуляр НКВД № 96/16 от 7 марта 1927 г. объявил Крестный ход (в том числе и на Пасху) уголовным преступлением.

  

 

29 января 2017 г. 16:01
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00