iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Кредо консерватора
В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Новости
Никита Кривошеин
1 августа 2011 г. 15:45
версия для печати версия для печати

Квадратные блины. Никита Кривошеин полемизирует с Никитой Струве

Интервью Никиты Струве, опубликованное недавно в «Огоньке», вызвало бурную реакцию со стороны многих православных и в России, и во Франции. И это неслучайно. Именно о судьбах Православия в этих странах рассуждает Струве.

По прочтении интервью с почётным профессором Никитой Алексеевичем Струве в «Огоньке» вспомнился рассказ Аркадия Аверченко: «мальчик наслышанный о блинах, стал о них мечтать, и всё время о них думать и говорить. Годам к восьми оказался за семейным столом на Масленицу и ему впервые положили на тарелку предметы его мечтаний. Посмотрел и заревел... «Что с тобой?» - «А я думал они квадратные!»

Русская эмиграция начинала свою жизнь за пределами России с «сидения на чемоданах»: большевики как возникли, так, казалось, вот-вот и сгинут. Не сгинули, а крепчали во зле. Диаспора стала осознавать, что задача любой эмиграции – добиваться исчезновения главной причины трагедии исхода, т.е. падения власти советов.

Об истории борьбы «Руси за морем, за синим...» за избавление страны от коммунизма написаны тома, целая наука появилась в России, странная, «эмигрантология»… Приятно быть изучаемым.

Трудно оценить вклад зарубежных русских в сложнейшую совокупность факторов, вызвавших распад советского коммунизма. Но нет сомнений в том, что этот вклад - значительный, начиная с «походников», белых офицеров, переходивших советскую границу в 1920-х, чтобы в стране организовывать восстания, и так вплоть до 1980-х – полувысланной советской интеллигенции с её журналами и передачами. Активность НТС и его печати, «Русская Мысль», «Посев» ...

Особые и огромные заслуги и в сохранении памяти, и в интеллектуальной деятельности, и в издательском деле принадлежат «парижской школе», РСХД, ИМКЕ-Пресс и лично Н.А Струве - многолетнему главному редактору «Вестника РСХД» (это блестящее издание выпестовало не одно поколение молодой советской интеллигенции).

Но вот Провидение показало щедрость неимоверную: в России выходит полное собрание Солженицына и Набокова тоже, о чём в «Архипелаге» мечтал Александр Исаевич. В ночь на 1 января 1992 года над Кремлем навеки спускают красный стяг диктатуры пролетариата. И «Вестник РСХД» стал печататься в России. Никита Струве много ездит по стране, дарит провинциальным библиотекам ставшие «излишками» подвалы непроданного своего книжного магазина, помогает обустройству солженицынского «Дома русского зарубежья»...

Казалось бы такая масленица, что блины эти поедать «локтями», как их раньше мерили, и благодарственные молебны заказывать по два на день. Но тут возникли спотыкания, то ли обиды от церковной иерархии России в защите возродившегося обновленчества, то ли в метрополитене обратились «куда прёшь!» и брутально толкнули, ну и прочие не ласковые бытовые «советизмы». Так что вдруг оказались блины квадратными, или, по французской пословице, «невеста слишком красива», - выражение непонятного разочарования.

Уже в 2004 Н.А. Струве на большом собрании в Париже, в Свято-Сергиевском Институте выкрикивает: «Русская Церковь больна!»,- и выбегает из зала. Вместе с близкими, с большинством членов Совета Константинопольской Архиепископии он приступает к строительству фортификаций, учреждению нового железного занавеса ограждающего малое - и всё более редеющее, - стадо «лево-либерального вселенского» и/или некоего «французского» православия в Париже. Противобратские действия этой группировки многажды описаны – отвергнуто послание покойного патриарха Алексея II, патриарх так и не приглашен служить в Александро-Невский собор. Совсем недавно приглашение митрополита Илариона в последнюю минуту самым брутальным образом отменяется, отвержение самого принципа возведения собора в Париже, объявление русской православной Семинарии «никчемной», а её возникновение аж прямой «агрессией» против Св. Сергиевского института, отрицание наличия в Европе «людей из постсоветской России, могущих свидельствовать о русской духовной культуре» (да сходи в очень тесный патриарший собор на улице Петель и полюбуйся молодой теперешней интеллигенцией!).

Густой агитпроп в интернете, сводящийся к тому, что «Русская церковь есть образование косное, проникнутое ритуализмом, империалистическое, малограмотное, диктаторское, огусдарствленное, и, к тому же, алчное и коррумпированное». Сопровождается эта малоблагородная кампания поименным поношением тех русских православных, которые просто счастливы видеть «действительность» как она есть. Без ослепления. С великой благодарностью за то, что эту действительность им дано видеть.

Слепота не беспричинная: белая эмиграция была микрокосмом, моделью страны исхода. Кроме генерала Врангеля и Российского Общевоинского союза в ней было немало уверовавших в Спасителя марксистов, левых эсеров, драпанувших от пули союзников-большевиков, тоскующих сторонников Керенского. И, что логично, конечно по решениям Собора 1917-18 годов, в значительной мере обновленческих, и профессор Струве эту генеалогию знает по своему древу. Знаковая для них фигура - замечательный по активной доброте и великой филантропии, погибший в нацистских лагерях бывший бомбист-террорист, эсэр Илья Фундаминский. Молитвами «парижской школы» причислен Константинополем к лику святых... С трудом представляю старушку в Малоярославце, ставящей ему свечку... Это крыло русского Парижа тосковало по Февралю. Отвергало РПЦЗ. Вот и неприятие Русской церкви Зарубежом (правильно считал «великий Мао», что «практика – критерий истины»): РПЦЗ оказалось крупной, всемирной, не слепой Церковью, да, кстати, и вполне миссионерской, она признала действительность и благословенно подписала в 2007 году Акт каноническом единстве с Русской Православной Церковью.

Видеть действительность следует не только в ставшей для «парижской школы», к сожалению, далёкой России. Но и вокруг себя.

«Мы дорожим нашей бедностью... наша миссия продолжается в наших потомках»,- говорит Н.А. Струве. Простите, не удержусь – кого Бог наказать хочет, ума лишает! К сожалению, миссия закончена. Последнее миссионерское движение РСХД почти перестало существовать и не пополняется потомками. Их ежегодные съезды собирают до 30 человек и то состоящие в основном из родственников.

Наконец, странное разночинное презрение к « небольшой группе, человек 10, которая хочет объединиться с Москвой». Это на наш счёт: потомки князей, графов, баронов, малосведущие, необразованные... Так и слышится пролетарский поэт Маяковский «Дрянь адмиральская, пан и барон шли от шестнадцати разных сторон»!

Нам, даже в мраке «застоя» не потерявшим надежды, было подарено увидеть свободную Россию, процветающую Русскую Церковь (стоит почитать такие сайты как «Церковный Вестник», «Богослов.ру», «Православие и мир», и т.д.) , и возблагодарить Господа, что это есть и возродилось из ничего.

 Да есть радость - это сбывшиеся чаяния, несмотря на изъяны, на уродство недоизлеченности от коммунистической дури и советскости. Но ведь не всё сразу.

Давно прошли времена, когда в богоискательстве, начитавшись Бердяева, буквально потоком из ниоткуда, крестились интеллигенты, плюс после II Ватикана находили радость в православии разочарованные католики. Приезжающая в Евросоюз из России, Украины, Молдавии и Беларусии масса мигрантов и молодых специалистов стремится найти «узнаваемые» приходы, тем более отрадно, окормляемые священниками образованными – а их всё больше. Мечтавшееся Архиепископии «местное самостийное православие» съёживается как шагреневая кожа. А потому осталось уж недолго и до торжества православия русской традиции во Франции и в Европе. 

Последние могикане, даже гордящиеся таким статусом, могут быть малосимпатичными.

Париж

1 августа 2011 г. 15:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00