iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Новости
Проектный эскиз Храма-часовни на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге
29 июня 2012 г. 15:59
версия для печати версия для печати

На Левашовской пустоши будет совершаться литургия

На Левашовской пустоши, где покоятся останки 47 тысяч репрессированных ленинградцев, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла появится Храм-часовня Всех Святых в Земле Санкт-Петербургской просиявших. Его общину возглавляет настоятель Князь-Владимирского собора председатель епархиальной комиссии по канонизации профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Сорокин. До завершения строительства богослужения будут совершаться под открытым небом несколько раз в год по особому расписанию. В июне уже состоялись две божественные литургии.

Левашовская пустошь на Горском шоссе — своеобразный "бутовский полигон" северной столицы. Среди расстрелянных здесь в 1930-е - 1950-е годы предположительно около 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей. Левашовское кладбище находится в городской собственности, отнесено к объектам культурного наследия и официально считается мемориальным. Но пока мемориализация этого места происходит, что называется, стихийно: в разных местах поросшей лесом пустоши люди воздвигают кресты, появляются отдельные небольшие памятники.

"На Руси, и наш город не исключение, издревле практикуется традиция ставить часовни на кладбищах. Посетителям Левашовского кладбища такой объект тем более необходим. Думаю, возведение Храма-часовни поcлужит подлинному почитанию необоснованно репрессированных, чьи останки лежат здесь. Само здание будет небольшим. За его основу мы взяли часовню-храм Новомучеников и Исповедников Российских при Феодоровском соборе на ул. Миргородской. Принципиальное согласие городских властей имеется, сейчас подыскиваем место под строительство. Задача это непростая: кладбищенская территория небольшая, а захоронений много", - рассказал ЦВ протоиерей Владимир Сорокин.

Среди учредителей прихода кладбищенского Храма в Левашове — в основном потомки репрессированных. Так, архитектор проекта Татьяна Ознобишина — внучка полковника Преображенского полка Владимира Ознобишина, расстрелянного в Бутове по приговору Тройки подмосковного Управления НКВД; Кира Литовченко — племянница княжны Киры Оболенской, расстрелянной по приговору Ленинградской Особой Тройки и в 2003 г. причисленной Священным Синодом к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Дедушка ныне заслуженного врача РФ Николая Жулева священник Тамбовской епархии Федор Жулев расстрелян 16 августа 1937 г., дедушка самого отца Владимира Сорокина священник Ефим Прокопченко расстрелян 30 октября 1937 г. Как рассчитывают инициаторы возведения Храма-часовни, после улаживания всех формальностей капитальные работы можно будет завершить за один строительный сезон.

29 июня 2012 г. 15:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00