iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Новости
Проектный эскиз Храма-часовни на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге
29 июня 2012 г. 15:59
версия для печати версия для печати

На Левашовской пустоши будет совершаться литургия

На Левашовской пустоши, где покоятся останки 47 тысяч репрессированных ленинградцев, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла появится Храм-часовня Всех Святых в Земле Санкт-Петербургской просиявших. Его общину возглавляет настоятель Князь-Владимирского собора председатель епархиальной комиссии по канонизации профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Сорокин. До завершения строительства богослужения будут совершаться под открытым небом несколько раз в год по особому расписанию. В июне уже состоялись две божественные литургии.

Левашовская пустошь на Горском шоссе — своеобразный "бутовский полигон" северной столицы. Среди расстрелянных здесь в 1930-е - 1950-е годы предположительно около 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей. Левашовское кладбище находится в городской собственности, отнесено к объектам культурного наследия и официально считается мемориальным. Но пока мемориализация этого места происходит, что называется, стихийно: в разных местах поросшей лесом пустоши люди воздвигают кресты, появляются отдельные небольшие памятники.

"На Руси, и наш город не исключение, издревле практикуется традиция ставить часовни на кладбищах. Посетителям Левашовского кладбища такой объект тем более необходим. Думаю, возведение Храма-часовни поcлужит подлинному почитанию необоснованно репрессированных, чьи останки лежат здесь. Само здание будет небольшим. За его основу мы взяли часовню-храм Новомучеников и Исповедников Российских при Феодоровском соборе на ул. Миргородской. Принципиальное согласие городских властей имеется, сейчас подыскиваем место под строительство. Задача это непростая: кладбищенская территория небольшая, а захоронений много", - рассказал ЦВ протоиерей Владимир Сорокин.

Среди учредителей прихода кладбищенского Храма в Левашове — в основном потомки репрессированных. Так, архитектор проекта Татьяна Ознобишина — внучка полковника Преображенского полка Владимира Ознобишина, расстрелянного в Бутове по приговору Тройки подмосковного Управления НКВД; Кира Литовченко — племянница княжны Киры Оболенской, расстрелянной по приговору Ленинградской Особой Тройки и в 2003 г. причисленной Священным Синодом к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Дедушка ныне заслуженного врача РФ Николая Жулева священник Тамбовской епархии Федор Жулев расстрелян 16 августа 1937 г., дедушка самого отца Владимира Сорокина священник Ефим Прокопченко расстрелян 30 октября 1937 г. Как рассчитывают инициаторы возведения Храма-часовни, после улаживания всех формальностей капитальные работы можно будет завершить за один строительный сезон.

29 июня 2012 г. 15:59
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00