iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Новости
Большемерные кирпичи красной глины из захаба Костромского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря (найдены в результате археологических раскопок)
21 марта 2013 г. 14:39
версия для печати версия для печати

В Государственном Историческом Музее демонстрируют раритеты первых Романовых

В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка «Романовы. Начало династии» — самый масштабный и полный экспозиционный проект юбилейного, 400-го года с момента избрания Михаила Федоровича Романова на российский престол. Практически все здешние экспонаты — оригинальные документы или мемориальные предметы, связанные с Романовыми XVII века. А редкие исключения ничуть не менее интересны, поскольку иллюстрируют предшествовавшее воцарению Михаила Федоровича Смутное Время, да к тому же выставляются на широкой публике впервые.

Выставочный зал ГИМа оформлен словно открытая книга, и форзацем, прологом к ней служит подлинная мерная икона святого благоверного царевича Димитрия из государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Конечно, сын Ивана Грозного и Марии Нагой не имел никакого отношения к Романовым. Но его кончина в Угличе, официальную и множество неофициальных трактовок которой до сих пор жарко обсуждают, стала одной из ключевых предпосылок погружения страны в тьму Смуты. Рядом — оконница (светопрозрачная конструкция оконного проема) из Угличского дворца, любезно предоставленная Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Следующая страница — широченный 15,5-метровый ряд-складень из 39 бумажных листов. Этот экспонат под названием «Стокгольмский свиток» приехал в Россию впервые.

«Если быть точным, Королевский замок в Варшаве предоставил нам факсимиле этого свитка, — рассказывает один из авторов выставки старший научный сотрудник ГИМа Ольга Тесленко. — На нем изображена встреча королем Сигизмундом III своей невесты Констанции Австрийской под Краковом и их совместный торжественный въезд в город 4 декабря 1605 года. Для нас этот документ интересен тем, что в церемониальной процессии находился думный дьяк Афанасий Власьев. Он прибыл в Краков как официальный представитель Лжедмитрия I для участия в обряде заочного обручения с Мариной Мнишек, и эта процедура состоялась практически одновременно с королевской свадьбой. Стокгольмским этот свиток назвали в 1902 году после обнаружения в Королевском архиве шведской столицы, где он оказался в середине XIX века как военный трофей. В Польшу ему было суждено вернуться только в 1974 году».

Один из центральных сюжетов на свитке — торжественный пронос церемониального знамени польского короля коронным гетманом. Само знамя — в витрине напротив, и этот уникальный экспонат Музей армии Швеции также привез в Россию впервые. Периферийные участки стяга реконструированы как раз сообразно изображению на Стокгольмском свитке, а вот центральная тканевая часть дошла до нас в своем первозданном виде. И по геральдической символике в центре знамени символично прочитывается, что Руси в те далекие времена оппонировал (скажем именно так, аккуратно) прообраз объединенной Европы: тут и родовой герб королевского рода Вазы с знаменитыми Тре Крунур, и польский Орел, и литовский Погонь...

Собственно же романовские мемориальные экспонаты начинаются с событий, сопутствовавших избранию Михаила Федоровича на царство. Есть, правда, более ранний предмет, которым отец Михаила инок Филарет, будущий Святейший Патриарх, вроде бы пользовался в ссылке в Антониев-Сийском монастыре в годы годуновского правления. Но, как осторожно замечают сами музейщики, эта история о кресле из фондов Архангельского краеведческого музея — всего лишь легенда.

А вот выносной фонарь — несомненный свидетель провозглашения Михаила Федоровича Романова всероссийским самодержцем. Он был в руках участников Великого посольства, участники которого направились после Земского собора из Москвы в Кострому в юному Михаилу Романову с известием об избрании того на царство. Многое могут рассказать об исторических событиях в Ипатьевском монастыре и большемерные кирпичи из захаба (защитно-фортификационной пристенной конструкции) этой обители, обнаруженные во время раскопок. Икона из соседнего села Стрельникова повторяет облик святыни, которой инокиня и великая старица Марфа благословила своего сына на царство, подвесная пелена с этим же ликом Богородицы считается ее вкладом в Ипатьев монастырь. Их предоставил Церковный историко-археологический музей Костромской епархии.

Наконец, ценнейшие экспонаты — подлинные мемории государственной и частной жизни первых венценосных Романовых. Благодаря участию Оружейной Палаты Московского Кремля экспозиция обогатилась интереснейшими памятниками оружейного искусства XVII столетия. В первую очередь это шлемы Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

«„Шишак“ (полусферическое наголовье) Михаила Федоровича столь красив, что его очень долго считали личным шлемом Александра Невского. Более того, на „своем“ ордене Александр Невский изображен как раз в этом шлеме, — рассказывает директор ГИМа Алексей Левыкин. — Но его значительно позднее изготовил знаменитый кремлевский мастер Никита Давыдов. Шлем же Алексея Михайловича под названием „шапка ерихонская“, по всей видимости, откован в Стамбуле из дамасской стали и подарен царю боярином и дворецким Алексеем Львовым. „Шишак“ считался главным шлемом Походной оружейной казны в военное время, а „шапка ерихонская“ занимала в этой своеобразной „табели о рангах“ 4-ю позицию. Оба этих шлема участвовали в походах Алексея Михайловича на Смоленск, Вильну и Ригу в 1654-1656г.г.» Неподалеку — родовой вклад, который царь сделал в Новодевичий монастырь после этих победоносных кампаний. Это его личный иконостас с семейными иконами, самым древним из которых, скорее всего, молилась еще мать государя Марфа Ивановна.

Оружейная палата демонстрирует и интереснейший образец стрелкового оружия времен Алексея Михайловича — пищаль, выполненную по образу немецкой аркебузы. Это массивное и тяжелое вооружение при дворе использовали для снайперской «работы» по крупному зверю на охоте. В витрине рядом — стародавний боевой знак царского достоинства: полевой саадак (колчан для стрел и наволочь — футляр для лука).

Драгоценной оправой выставке служат многочисленные парсуны царственных Романовых и их ближайших родственников из фондов знаменитых картинных галерей России (в т.ч. Русского музея). Ну а благодаря современным электронным средствам музеефикации посетители могут познакомиться с оцифрованными версиями документов Смутного времени, письмами молодого царя Петра Алексеевича к своей матери, шифровыми письмами царевны Софьи Алексеевны к князю Василию Голицыну. Центральное место в этом ряду занимают две интерактивные презентации, представляющие Утвержденную грамоту Земского Собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова (1613г.) и книгу-памятник «Об избрании на превысочайший престол Великого Российского царствия великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца».

Выставка открыта до 30 июня

Более подробно о выставочных проектах, посвященных 400-летию царской династии Романовых — в 5-м, майском номере Журнала Московской Патриархии

21 марта 2013 г. 14:39
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14