выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Новости
фото blagovest-info.ru
24 апреля 2013 г. 14:40
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась научная конференция, посвященная наследию христианского теолога и философа Блаженного Августина

Мероприятие было приурочено к Международному Дню книги, который отмечается 23 апреля и состоялось во Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. В нем приняли участие представители Православной и Католической Церквей, богословы, ученые, послы, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

«Блаженный Августин является одним из тех Отцов и Учителей Церкви, чье значение и чей вклад в историю мировой культуры и цивилизации является определяющим, именно по причине своей исключительной универсальности, - отметил в своем докладе митрополит Волоколамский Иларион. - Он не был лишь богословом или философом, он был отцом новой цивилизации и культуры. Несмотря на блестящее по тем временам образование ритора, он не создал собственной философской школы, однако стал родоначальником целого направления в европейской мысли и культуре называемого августинизмом. Не будучи тонким богословом и даже знатоком наиболее развитого по тем временам греческого христианского богословия (Августин даже не знал греческого языка), – он, благодаря своей харизме и благочестию, стал одним из величайших столпов Западной Церкви».

Время, в которое жил и творил блаженный Августин, добавил митрополит Иларион, было воистину переломным. Совершался переход от старого, умиравшего, но еще не сдававшегося языческого общества, к новому, христианскому. Каким оно должно стать, – этот вопрос, несомненно, задавали себе тысячи христиан той эпохи, и скорее всего, большинство из них терялось в недоумениях. Нужна была личность, харизматический лидер и, не в последнюю очередь, интеллектуальный гений, который мог бы совершить этот назревший переход, и Западная Церковь его давно ждала.

Архиепископ Алжира Анри Тесье (на покое) посвятил свой доклад территориальным аспектам наследия Блаженного Августина. По его словам вселенский масштаб личности Бл. Августина ни в коей мере не мешал ему осознавать себя «африканцем». «Afer sum» – писал Бл. Августин в своих сочинениях. «Августин - «гражданин мира», один из творцов и основателей западно-европейской культуры, но при этом - помнящий и искренне любящий свою Родину «африканец», - подчеркнул докладчик. 

Теме взаимодействия западной и восточной теологических традиций в богословском наследии Августина посвятил свое выступление заведующий кафедрой богословия и патрологии Общецерковной аспирантуры кандидат философских наук Алексей Фокин. Основной вопрос, на который он попытался ответить в ходе своего доклада - насколько основатель западно-европейского богословия Августин был оригинален в своих теологических построениях? В какой мере он следовал традиции?

«Августин лишь в малой степени мог зависеть от существовавшей в его время богословской традиции и был оригинальным мыслителем»,- считает Алексей Фокин . Ответ на вопрос о зависимости Августина от предшественников ученый попытался найти посредством анализа двух концепций Августина: учения о Божественной простоте и о двойном исхождении Святого Духа. Последняя концепция, созданная Августином в несомненном разрыве не только с восточной, но и, по всей видимости, современной ему западной традицией, послужила основанием для формирования позднейшего учения о filioque.

Профессор Латеранского университета Рима священник Роберт Додаро рассказал об осмыслении Блаженным Августином политической деятельности человека в категориях христианского вероучения. Докладчик предложил собственный анализ построений Августина с точки зрения их актуальности для понимания современного состояния политической деятельности человека. «Как должен вести себя государственный чиновник, считающий себя христианином? Следует ли ему помнить о собственных принципах в процессе правоприменения, когда речь идет, к примеру, о смертной казни для лиц, совершивших тяжкие преступления? Эти вопросы, несомненно, имеют огромное значение и в наше время. Блаженный Августин ответил на них сотни лет назад», - считает профессор Роберт Додаро.

Выступление игумена Дионисия (Шленова), директора библиотеки Московской духовной академии, было посвящено различным аспектам рецепции богословского наследия Августина в России. Докладчик уделил особое внимание проблемам перевода текстов Августина на русский язык. Он заметил, в частности, что аскетические сочинения Августина практически не переведены на русский. Исследователь говорил, кроме того, о значении творчества Августина для русской литературы, для таких писателей, как Лев Толстой (в своих произведениях мысли Бл.Августина Толстой использует не менее ста раз), Федор Достоевский, Николай Гоголь. Вместе с тем, по словам исследователя, значение Блаженного Августина для России далеко еще не исчерпано.

Патролог о. Франческо Браски говорил о проблеме обожения в творчестве Августина. Августин уделил внимание этой, казалось бы, «восточной» богословской концепции, которая сейчас послужила основой для современных теологических построений Ватикана.

На конференции обсуждались различные стороны деятельности Августина. Докладчики говорили об учении Августина о знаках, о катехизаторских «стратегиях» Августина, о его богословии истории и т.п. Многообразие и разносторонность творчества Августина обусловили, по общему мнению выступавших, тот факт, что блаженный Августин стал в целом ряде направлений богословской, философской, исторической и в целом гуманитарной мысли первооткрывателем, основателем многообразных школ и течений.

Апостольский нунций архиепископ Иоанн (Юркович) заметил, подводя итоги конференции, что современность, современная традиция, начинается с Блаженного Августина, автора оригинальных, не связанных с существовавшими в его время учениями, концепций. По словам иеромонаха Иоанна (Гуайта) участникам конференции удалось, пусть только частично, показать в различных ракурсах творчество Блаженного Августина, продемонстрировать разносторонность личности этого гениального человека.

«Труды бл. Августина - это энциклопедия христианского учения и жизни. Они как никогда актуальны для современного крайне многополярного мира cо множеством координат, - пояснил значение для современности наследия Бл.Августина игумен Дионисий (Шленов). - В этой ситуации достаточно гибкий, глубокий, живой и экстраординарный подход бл. Августина, который виден в его посланиях, проповедях, значительном корпусе трактатов (около ста сочинений самой разноплановой тематики), таит в себе огромный апологетический пафос. Ведь многие проблемы в духовной истории человечества повторяются. И если манихеи во времена бл. Августина, учению которых он в течение некоторого времени следовал, верили в вековечность зла, то и сейчас зло пытается укрепить свои позиции и выдать себя за то, чем оно не является. Конечно, в опровержении зла Августин близок каппадокийским отцам, но его собственный вклад в эту тему огромен».

Для Западной богословской мысли труды бл. Августина, как и труды бл. Амвросия Медиоланского, можно назвать ключевыми. Но и для христианского Востока бл. Августин остается богословом, которого цитировали как отца Церкви на V-м Вселенском соборе, и который и последующие века пользовался достаточно большим богословским авторитетом. В свете данных современной науки учение бл. Августина оказывается значительно более близким богословской мысли христианского Востока, хотя он же стоит у истоков серьезных и до сих пор непреодоленных разногласий.

Д.и.н., директор религиоведческого центра Библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский пояснил ЦВ, что Российская православная культура очень глубоко зависит от восточной патристики. «Но тем не менее даже изучать нашу религиозную мысль XVII-XIX веков, если изучать наш религиозный ренесанс в конце XIX и первой половине XX века, едва ли мы обойдемся без западной патристики. И прежде всего такой звезды первой величины, какой был Бл.Августин,- считает ученый. Правда Бл.Августина — это правда и о Боге, правда о человеке и о том, что происходит во времени между Богом и человеком и между человеком и человеком». И поэтому для современных православных людей наследие Бл.Августина — огромный источник духовного и интеллектуального и просто жизненного человеческого вдохновения. «И кроме того надо помнить, что Бл.Августин дорог для нас еще и тем, что он представитель еще неразделенной Церкви. Это наше общее достояние. Ко всякому отцу Церкви могут быть вопросы, может быть недоумения или несогласие, но я думаю превыше всего благодарность»,- заключил Евгений Рашковский.  

Организаторами конференции выступили Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, Посольство Алжира в Российской Федерации, Представительство Святого Престола в Российской Федерации, Библиотека иностранной литературы. Материалы конференции будут изданы отдельной книгой.

24 апреля 2013 г. 14:40
Ключевые слова: история, культура, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи