iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Новости
фото blagovest-info.ru
24 апреля 2013 г. 14:40
версия для печати версия для печати

В Москве состоялась научная конференция, посвященная наследию христианского теолога и философа Блаженного Августина

Мероприятие было приурочено к Международному Дню книги, который отмечается 23 апреля и состоялось во Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. В нем приняли участие представители Православной и Католической Церквей, богословы, ученые, послы, преподаватели и учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

«Блаженный Августин является одним из тех Отцов и Учителей Церкви, чье значение и чей вклад в историю мировой культуры и цивилизации является определяющим, именно по причине своей исключительной универсальности, - отметил в своем докладе митрополит Волоколамский Иларион. - Он не был лишь богословом или философом, он был отцом новой цивилизации и культуры. Несмотря на блестящее по тем временам образование ритора, он не создал собственной философской школы, однако стал родоначальником целого направления в европейской мысли и культуре называемого августинизмом. Не будучи тонким богословом и даже знатоком наиболее развитого по тем временам греческого христианского богословия (Августин даже не знал греческого языка), – он, благодаря своей харизме и благочестию, стал одним из величайших столпов Западной Церкви».

Время, в которое жил и творил блаженный Августин, добавил митрополит Иларион, было воистину переломным. Совершался переход от старого, умиравшего, но еще не сдававшегося языческого общества, к новому, христианскому. Каким оно должно стать, – этот вопрос, несомненно, задавали себе тысячи христиан той эпохи, и скорее всего, большинство из них терялось в недоумениях. Нужна была личность, харизматический лидер и, не в последнюю очередь, интеллектуальный гений, который мог бы совершить этот назревший переход, и Западная Церковь его давно ждала.

Архиепископ Алжира Анри Тесье (на покое) посвятил свой доклад территориальным аспектам наследия Блаженного Августина. По его словам вселенский масштаб личности Бл. Августина ни в коей мере не мешал ему осознавать себя «африканцем». «Afer sum» – писал Бл. Августин в своих сочинениях. «Августин - «гражданин мира», один из творцов и основателей западно-европейской культуры, но при этом - помнящий и искренне любящий свою Родину «африканец», - подчеркнул докладчик. 

Теме взаимодействия западной и восточной теологических традиций в богословском наследии Августина посвятил свое выступление заведующий кафедрой богословия и патрологии Общецерковной аспирантуры кандидат философских наук Алексей Фокин. Основной вопрос, на который он попытался ответить в ходе своего доклада - насколько основатель западно-европейского богословия Августин был оригинален в своих теологических построениях? В какой мере он следовал традиции?

«Августин лишь в малой степени мог зависеть от существовавшей в его время богословской традиции и был оригинальным мыслителем»,- считает Алексей Фокин . Ответ на вопрос о зависимости Августина от предшественников ученый попытался найти посредством анализа двух концепций Августина: учения о Божественной простоте и о двойном исхождении Святого Духа. Последняя концепция, созданная Августином в несомненном разрыве не только с восточной, но и, по всей видимости, современной ему западной традицией, послужила основанием для формирования позднейшего учения о filioque.

Профессор Латеранского университета Рима священник Роберт Додаро рассказал об осмыслении Блаженным Августином политической деятельности человека в категориях христианского вероучения. Докладчик предложил собственный анализ построений Августина с точки зрения их актуальности для понимания современного состояния политической деятельности человека. «Как должен вести себя государственный чиновник, считающий себя христианином? Следует ли ему помнить о собственных принципах в процессе правоприменения, когда речь идет, к примеру, о смертной казни для лиц, совершивших тяжкие преступления? Эти вопросы, несомненно, имеют огромное значение и в наше время. Блаженный Августин ответил на них сотни лет назад», - считает профессор Роберт Додаро.

Выступление игумена Дионисия (Шленова), директора библиотеки Московской духовной академии, было посвящено различным аспектам рецепции богословского наследия Августина в России. Докладчик уделил особое внимание проблемам перевода текстов Августина на русский язык. Он заметил, в частности, что аскетические сочинения Августина практически не переведены на русский. Исследователь говорил, кроме того, о значении творчества Августина для русской литературы, для таких писателей, как Лев Толстой (в своих произведениях мысли Бл.Августина Толстой использует не менее ста раз), Федор Достоевский, Николай Гоголь. Вместе с тем, по словам исследователя, значение Блаженного Августина для России далеко еще не исчерпано.

Патролог о. Франческо Браски говорил о проблеме обожения в творчестве Августина. Августин уделил внимание этой, казалось бы, «восточной» богословской концепции, которая сейчас послужила основой для современных теологических построений Ватикана.

На конференции обсуждались различные стороны деятельности Августина. Докладчики говорили об учении Августина о знаках, о катехизаторских «стратегиях» Августина, о его богословии истории и т.п. Многообразие и разносторонность творчества Августина обусловили, по общему мнению выступавших, тот факт, что блаженный Августин стал в целом ряде направлений богословской, философской, исторической и в целом гуманитарной мысли первооткрывателем, основателем многообразных школ и течений.

Апостольский нунций архиепископ Иоанн (Юркович) заметил, подводя итоги конференции, что современность, современная традиция, начинается с Блаженного Августина, автора оригинальных, не связанных с существовавшими в его время учениями, концепций. По словам иеромонаха Иоанна (Гуайта) участникам конференции удалось, пусть только частично, показать в различных ракурсах творчество Блаженного Августина, продемонстрировать разносторонность личности этого гениального человека.

«Труды бл. Августина - это энциклопедия христианского учения и жизни. Они как никогда актуальны для современного крайне многополярного мира cо множеством координат, - пояснил значение для современности наследия Бл.Августина игумен Дионисий (Шленов). - В этой ситуации достаточно гибкий, глубокий, живой и экстраординарный подход бл. Августина, который виден в его посланиях, проповедях, значительном корпусе трактатов (около ста сочинений самой разноплановой тематики), таит в себе огромный апологетический пафос. Ведь многие проблемы в духовной истории человечества повторяются. И если манихеи во времена бл. Августина, учению которых он в течение некоторого времени следовал, верили в вековечность зла, то и сейчас зло пытается укрепить свои позиции и выдать себя за то, чем оно не является. Конечно, в опровержении зла Августин близок каппадокийским отцам, но его собственный вклад в эту тему огромен».

Для Западной богословской мысли труды бл. Августина, как и труды бл. Амвросия Медиоланского, можно назвать ключевыми. Но и для христианского Востока бл. Августин остается богословом, которого цитировали как отца Церкви на V-м Вселенском соборе, и который и последующие века пользовался достаточно большим богословским авторитетом. В свете данных современной науки учение бл. Августина оказывается значительно более близким богословской мысли христианского Востока, хотя он же стоит у истоков серьезных и до сих пор непреодоленных разногласий.

Д.и.н., директор религиоведческого центра Библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский пояснил ЦВ, что Российская православная культура очень глубоко зависит от восточной патристики. «Но тем не менее даже изучать нашу религиозную мысль XVII-XIX веков, если изучать наш религиозный ренесанс в конце XIX и первой половине XX века, едва ли мы обойдемся без западной патристики. И прежде всего такой звезды первой величины, какой был Бл.Августин,- считает ученый. Правда Бл.Августина — это правда и о Боге, правда о человеке и о том, что происходит во времени между Богом и человеком и между человеком и человеком». И поэтому для современных православных людей наследие Бл.Августина — огромный источник духовного и интеллектуального и просто жизненного человеческого вдохновения. «И кроме того надо помнить, что Бл.Августин дорог для нас еще и тем, что он представитель еще неразделенной Церкви. Это наше общее достояние. Ко всякому отцу Церкви могут быть вопросы, может быть недоумения или несогласие, но я думаю превыше всего благодарность»,- заключил Евгений Рашковский.  

Организаторами конференции выступили Общецерковная аспирантура и докторантура имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, Посольство Алжира в Российской Федерации, Представительство Святого Престола в Российской Федерации, Библиотека иностранной литературы. Материалы конференции будут изданы отдельной книгой.

24 апреля 2013 г. 14:40
Ключевые слова: история, культура, философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00