iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Новости
Фото: Патриархия.ru
24 января 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры

Более 30 процентов учащихся 4-х классов изучают в общеобразовательных школах России основы православной культуры. Такие данные привел в своем докладе министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на XXI Рождественских образовательных чтениях.

«С 1 сентября 2012 во всех общеобразовательных школах страны введен новый комплексный учебный курс — основы религиозной культуры и светской этики. Учитывая пожелания учителей и родителей, он изучается в течение всего 4-го класса. В 2012- 2013 учебном году этот новый школьный предмет изучают 1 млн 353 тыс 647 школьников. Из них основы православной культуры выбрали 415 тыс 934 ученика», — сообщил он.

Министр заверил, что «добровольность выбора учеников и их семей, качество обучения, условия подготовки педагогов, будут постоянно находиться под контролем» ведомства.

По мнению министра образования, «уже сейчас можно сказать, что один из важнейших результатов преподавания этого нового предмета стало то, что дети, родители, учителя начали обсуждать его содержание, говорить о морали, нравственных ценностях человеческой жизни». «Современное школьное образование в России с введением нового курса становится более гуманистическим», — убежден Дмитрий Ливанов.

Министр культуры Владимир Мединский считает, что воспитание в контексте «российских исторических ценностях» должно начинаться с еще более раннего детского возраста — еще «с семьи, с детского садика».

Министр согласился с Патриархом Кириллом в оценке некоторых новых течений современной массовой культуры, назвав ее псевдокультурой. Он уподобил ее фаст-фуду: «продукт привлекательно упаковывается, быстро усваивается, но вреден для здоровья». «Поддерживать традиционные культурно-исторические ценности — важнейшая задача государства», — убежден министр культуры России.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что не все православные ученики и их родители имеют возможность выбрать для изучения предмет по основам православия.

«Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса „Основ религиозной культуры и светской этики“ в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали основы православной культуры. Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу», — сказал Патриарх Кирилл.

По его словам, поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля упомянутого курса, включая основы православия.

«Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образования понятия светскости государства, а также оказания давления на родителей, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы религиозных культур», — отметил Предстоятель.

Он напомнил, что преподавать основы светской этики предложила именно Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей.

«И, конечно, делая такой правильный шаг навстречу людям нерелигиозным, мы и представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут, несомненно, исправлены», — сказал Патриарх.

Он указал на еще одну причину невысокого процента выбора основ православия, особенно в крупных городах: многие родители не уверены, что преподаватели этого предмета обладают достаточной квалификацией.

Касаясь практики преподавания основ православия в русских школах за рубежом, в том числе при посольствах, патриарх Кирилл сообщил, что основы православия преподаются лишь в шести посольских школах из 80.

«Этого явно недостаточно для того, чтобы дети наших соотечественников, работающих и живущих за границей, могли приобщаться к сокровищнице родной культуры и к основам православной веры», — подчеркнул он.

Наряду с этим Патриарх выразил сожаление в связи с недостаточно динамичным ростом числа православных дошкольных учреждений, а также нехваткой квалифицированных преподавателей, учебных пособий, порядком прохождения церковной аттестации.

24 января 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00