iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Новости
Встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге)
10 октября 2013 г. 19:00
версия для печати версия для печати

Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Освобождение от страстей – начало любви

9 октября в арт-центре «КвАРТира 10» на Моховой состоялась встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге).

Встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге) оставила немного неожиданное впечатление. Уникальный опыт монаха-отшельника и духовника, своеобразный опыт духовной жизни до принятия Православия, глубокое знание святых отцов первых веков и мы – миряне, со своими обычными вопросами о том, как правильно молиться, зачем молитвословы, нужно ли отвлекаться на суетное. Казалось бы, зачем старцу-монаху и нам, мирянам, эта встреча? Митрополит Антоний Сурожский часто повторял древнее монашеское изречение: невозможно поверить в вечную жизнь, если в глазах хотя бы одного человека не увидеть сияния вечности. Встреча с отцом Гавриилом подарила нам эту возможность, а его рассказ о молитве и подробные, внимательные ответы на вопросы передали частицу уникального монашеского молитвенного опыта.

Встречу провел священник Димитрий Агеев. Он представил о.Гавриила, кратко рассказал о жизни старца и на протяжении встречи послужил переводчиком, лишь изредка комментируя беседу пастыря и вопросы зала. Темой вечера была выбрана молитва – самое главное в жизни христианина – «Как может молиться современный человек?».

Прежде всего схиархимандрит Гавриил рассказал о духовном возрасте христианина: «В отличие от жизни физической, в жизни духовной не происходит все автоматически, за детством не следует юность. Многие люди всю свою жизнь остаются на этапе практики — на желании исполнять евангельские заповеди, живя только этим. Можно назвать это детством или юностью, и цель этого этапа, этого возраста духовной жизни — достигнуть при помощи благодати Божьей чистоты сердца. Это очень важный этап в духовной жизни, потому что невозможно достичь никаких других состояний, невозможно познать Бога, благодарить Бога, поклоняться Богу, не имея чистого сердца. Благодаря благодати Божьей, помощи Божьей, человек может достигнуть чистоты сердца. Следующим этапом будет такое милосердие, гостеприимство в своем сердце по отношению к Богу. Освобождение от страстей — это, конечно же, с одной стороны, следствие практики молитвы и чистого сердца, и в то же время это начало милосердия христианского, любви, которая является наивысшей христианской добродетелью.

Милосердие Божье — это дверь, которая открывается нам к познанию Бога, к восхищению Богом. Следовательно, к следующему этапу духовной жизни, к мудрости, к зрелому возрасту, человек не перешагивает автоматически. Это не происходит в обязательном порядке, так же, как в жизни физической. Для того, чтобы человек смог познать Бога, необходимо, чтобы Господь ему открылся. Господь как Личность свободен в Своих действиях. Бог открывается человеку только в том случае, когда считает, что человек достоин этого откровения».

Схиархимандрит Гавриил отметил, что часто использует в беседах примеры из аввы Евагрия Понтийского (346—399гг.), чьи творения он знает лучше всего по сравнению с другими отцами первых веков. Изучением жизни и творений этого аскетического писателя о.Гавриил занимается примерно с 1972 года. Образный, символический язык Евагрия, которым он описывает вершину духовного восхождения, по словам о.Гавриила, невозможно понять без личного духовного опыта этого переживания: «Евагрий называет эту ступень диалогом с Богом без каких-либо посредников. Кто же эти посредники? Это творения, которые говорят о Боге, но не есть Сам Бог. Это наши идеи, которые мы выдаем за реальность того, что происходит. Это наше видение Бога, понимание Бога, но на самом деле это не есть сам Бог. После этого происходит тайна, недоступная описанию человеческим языком, потому что это исключительно инициатива и желание Бога. То, что Евагрий называет наивысшей ступенью — это видение Бога, явление Бога, посещение Богом человека. Вот эта высшая ступень молитвы, когда Господь как Личность, открывается человеку, являет себя человеку, попускает человеку увидеть Себя таким, какой Он есть».

О.Гавриил прожил в монашеской общине 18 лет. Постигнув основы монашеской жизни, он удалился в скит Святого Креста в швейцарском кантоне и стал жить отшельником. 33 года в горной монашеской келии дают возможность о.Гавриилу отвечать на вопросы о молитве из глубины собственного духовного опыта, основанного на святоотеческой литературе.

Один из многочисленных вопросов, заданных пастырю на встрече, был посвящен современным искушениям христианина:  с чем прежде всего современному человеку надо бороться и что побеждать в себе, чтобы молитвенная жизнь стала более нормальной, естественной? Схиархимандрит Гавриил (Бунге) не только ответил на вопрос, но и поделился поучительным случаем из своей скитской жизни:  «Я считаю, что современному человеку мешает молиться то, что он постоянно чем-то окружен. Он все время окружен шумом и другими людьми. Прошу меня понять правильно, потому что я живу, как отшельник, я живу один. В постоянном шуме, который не прекращается, вы никогда не сможете молиться. Пока телевизор, интернет, мобильные телефоны у вас работают круглосуточно, не прекращается ваше общение с ними, вы не сможете молиться.

Я установил телефон в своей келье, такой большой аппарат с факсом и автоответчиком. Он не звонил постоянно, но на нем была маленькая зеленая кнопочка, которая постоянно горела. Однажды я получил письмо от  монахини, затворницы, которую я никогда жизни не видел. Она писала, что не обрела того, что искала в одинокой жизни, в затворничестве. Это была достойная христианка, в обычной жизни работала врачом, затем поступила в монастырь, очень строгий, и уже спустя какое-то время удалилась из монастыря для отшельничества. И я со страхом сказал: Господи, я должен признаться в том же самом! Я схватил этот аппарат двумя руками и выбросил его! Затем, конечно, я его поднял и поставил в другой домик. Я вернулся, сел на стул в своей келье, взял в руки четки, посмотрел вокруг и сказал: «Слава Богу, этого зеленого огонька нет!». Я, наконец, почувствовал, что я один. А до этого я чувствовал, будто мир поставил ногу в двери моей кельи. Необходимо все выключить. Нужно остаться одному, встать перед иконами, читать молитвы, а еще лучше — читать их вслух. Если не получается, нужно еще громче кричать, и вы поймете, что это работает».

На вопрос корреспондента «Церковного вестника», кого из современных духовных авторов  о.Гавриил посоветует для чтения, монах-отшельник ответил: «Скажу честно, я практически не читаю современных духовных авторов. В основном я изучаю творения святых отцов первых веков. Из современных, если его можно назвать современным, я бы посоветовал читать Феофана Затворника, потому что это был уравновешенный человек в духовной жизни, замечательный учитель молитвы и духовной жизни. Он  очень популярен и известен на Западе так же, как и в России».

Ранее в интервью ответственному редактору Журнала Московской Патриархии Сергею Чапнину схиархимандрит Гавриил (Бунге) подробно рассказал о сути своей затворнической жизни, о разнице между монашеской жизнью в общине и жизнью монаха-пустынника и о своем духовническом опыте в среде западных христиан.

 

СПРАВКА: схиархимандрит Гавриил (Бунге) Игумен Крестовоздвиженского мужского монастыря в городе Лугано (Швейцария). Богослов, патролог. Будучи римо-католиком, в возрасте 22 лет вступил в орден бенедиктинцев во Франции.  В 1972 году был рукоположен во священный сан. Много лет посвятил изучению творений отцов первых веков, особенно Евагрия Понтийского.  В 1980 году поселился в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино, живущем по древнему правилу святого Венедикта.  27 августа 2010 года был принят в Православие . Продолжил жизнь монаха-затворника в горах Швейцарии. 22 августа 2011 года пострижен в великую схиму в своём скиту епископом Корсунским Нестором. В схиме был назван в честь преподобного Гавриила Константинопольского.  20 мая 2012 года в Миланском храме святителя Амвросия Медиоланского епископом Корсунским Нестором был возведён в сан схиархимандрита. 16 июля 2013 года был определен игуменом новоучрежденного Крестовоздвиженского монастыря в городе Лугано.

10 октября 2013 г. 19:00
Ключевые слова: молитва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00