iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
Карта Святой Земли для паломников. Нюрнберг, 1693г. Бумага, офорт.
27 февраля 2013 г. 15:00
версия для печати версия для печати

В Коломенском демонстрируют средневековую карту Святой Земли и уникальные русские иконы

В церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия в Коломенском — действующем храме и одновременно выставочном зале Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) — открылась выставка «От Рождества до Пасхи». Она объединяет иконы и экспонаты из фондов МГОМЗ, относящиеся к земному пути Господа Иисуса Христа.

«Уникальна карта „Достохвальной земли Ханаанской, исхоженной Спасителем нашим Иисусом Христом со своими апостолы“. Она издана в Нюрнберге в 1693 году Сандартом Якобом, — рассказывает куратор выставки научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела МГОМЗ Любовь Кирпичникова. — В Западной Европе того времени подобные издания выполняли роль путеводителей для паломников по Святой Земле, а в России таких карт тогда еще не печатали. Этот экземпляр мы выкупили у одного московского коллекционера и выставляем впервые».

Среди икон XVI — XIX вв. в первую очередь обращают на себя работы Палехской школы — исполненные невероятно красочно и в богатой цветовой гамме. В основном выставленные иконы собраны музейными работниками в закрывавшихся в советское время окрестных храмах (например, в Троицкой церкви соседнего села Борисова). А вот икона XIX века «Воскресение — Сошествие во ад» происходит из необычного места — из так называемого Овражного старообрядческого молитвенного дома во имя вмч. Георгия. Он также стоял неподалеку — по Овражной улице в селе Коломенском — и разделил судьбу закрытых советской властью православных храмов.

Выставка открыта до 16 июня.

27 февраля 2013 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00