В день перенесения мощей преподобного Серафима Саровского на соборной площади в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, под открытым небом молились по оценкам предстваителей МВД около трех тысяч человек. Праздничную службу возглавил Святейший Патриарх Кирилл.
"Душа преподобного Серафима Саровского была такой, что стяжала в себе плоды Духа Святаго. Именно об этих плодах говорит апостол Павел в своем послании Галатам (Гал.5:22-23): "Плод же духа есть любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона. Что значат эти слова? - обратился после богослужения к своей пастве Святейших Патриарх. - Апостол Павел говорит: кто имеет плод духа, на таковых не распространяется норма закона. Может быть его слова имеют узкое ограниченное значение и распространяются на тогдашних христиан? Если бы это было так, они не были бы известны всему миру. Эти слова обращены ко всем людям и и означают: нет закона над теми, кто живет по закону духа. Закон предполагает ответственность, нарушение закона предполагает суд, суд предполагает в случае обнаружения вины- наказание. А если над таковыми нет за закона, то значит нет ни суда, ни наказания. Сказанное имеет отношение и к жизни вечной. Над таковыми не будет и Божьего суда".
Суд нужен для установление правды и обнаружение справедливости. А человек, который живет по закону духа — живет вне этой реальности. Он живет по духу. И поэтому он никогда не приступит ни Божественного ни человеческого закона.
"Если вы живет по духу, то духом и поступать должны (Гал.5:16-17,25), говорит ап.Павел. Мы знаем как много неправды в нашем мире, как много преступлений. Как общество требует улучшить судебную и правоохранительную систему, принять более строгие законы, ужесточить то или другое, - отметил Предстоятель. - В надежде, что улучшение этих государственных институтов и законов приведет людей к их исполнению, улучшит климат в обществе, сделает лучше народ. Это лишь только отчасти справедливо".
Потому что человеческие законы связаны с моралью и нравственностью. И когда между законом и нравственностью разрыв, люди выступают против закона как несправедливого. Потому что чувство справедливости связано с нравственным чувством, которое Бог заложил в природу людей. Именно поэтому можно не знать писанных законов, как не знает их абсолютное большинство добропорядочных и добрых людей, но в то же время оставаться в их рамках.
А с другой стороны, если при совершенствовании механизма общественных отношений забыть о самом главном - душе человека, законы будут нарушаться теми, кто их хорошо знает. И род человеческий при всем знании закона будет погружаться в бездну греха и преступлений. Если разрушается нравственная основа бытия, не спасут никакие законы.
Преподобный Серафим не знал законов, никогда не держал в руках свод законов Российской империи. Но к нему приезжал за советом сам император. Никому в голову не могло прийти, что незнание законов могло повлиять на духовную внутреннюю жизнь старца и его отношение к людям.
"Преподобный Серафим являет нам дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый, пример того как внутренняя духовная жизнь человека влияет на окружающий мир. Будь мирен и тысячи вокруг тебя спасутся и при этом ты можешь не знать закона. Живи по духу, вот это послание апостола Павла, обращенное к нам сегодня в стенах Дивеевской обители, должно помочь нам многое понять. А самое главное - что первично, а что вторично, что фундаментально, а что второстепенно для нашей жизни. Фундаментом является состояние нашей души, сознания, воли, наших чувств. Если там светло, то вся жизнь светла. Если же там темно, то каким бы устроенным ни был внешний мир, мы разрушим его этой тьмой и нечистотой. И еще будем оправдывать себя, доказывать, что мы нарушаем законы и еще что-то делаем во имя неких высших интересов. Сформулируем эти интересы, найдем последователей, распространим свое мнение блогах, в интернете, в газетах и что? И ничего. Добиваясь решения своих личных или клановых задач, мы разрушаем наш мир. Потому что разрушаем душу человека. Дай Бог нам всем это понять",- заключил Святейший Патриарх.
Во время Божественной литургии была совершена хиротония архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского и Таджикистанского. А так же в связи с назначением главами новообразованных митрополий Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан митрополита: архиепископа Симбирского Прокла, архиепископа Курского Германа, архиепископа Челябинского Феофана, епископа Пензенского Вениамина и епископа Кемеровского Аристарха.