iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Новости
ЖМП № 10 октябрь 2012 /  19 сентября 2012 г. 09:08
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл посетил Японию

14–18 сентября состоялся первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви в Японию

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Японской Автономной Православной Церкви приурочен к столетию преставления святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, которое отмечается в этом году. За пятьдесят лет служения в Японии святитель основал православную общину, которая к концу его жизни насчитывала более 30 000 членов. "Одна из причин успеха миссии святителя Николая — это подлинное отождествление себя с культурой того народа, которому он проповедовал. Он полюбил этот народ, и японцы, почувствовав его искренность, ответили ему любовью", — отмечает Святейший Патриарх Кирилл.

По прибытии в Японию Святейший Патриарх Кирилл направился в Воскресенский храм города Хакодате — старейшую православную церковь в Японии, где возглавил молебен святому равноапостольному Николаю. За богослужением молились иерархи и клирики Японской Автономной Православной Церкви, члены делегации Русской Православной Церкви, многочисленные верующие, собравшиеся в этот день в храме. По окончании богослужения со словом приветствия к высокому гостю обратился Митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Предстоятель Японской Церкви выразил радость по поводу визита Святейшего Патриарха и поблагодарил за материальную поддержку, которая была оказана Японии, пострадавшей в прошлом году от стихийного бедствия.

Затем с первосвятительским словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви отметил значение подвига святителя Николая Японского, апостольское служение которого началось в Хакодате. "Святой равноапостольный Николай Японский помогает нам понять, при каких условиях люди другой культуры, нации, других обычаев принимают веру, которую исповедует православный человек. Это происходит, когда проповедник отождествляет себя с народом, к которому обращает свое слово, говорит с ним на том же языке, разделяет культуру, которая становится и его культурой, и — это самое главное условие — когда проповедник любит народ, к которому обращается", — подчеркнул Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Церкви также подчеркнул, что материальная помощь, направленная в прошлом году Японии, — деньги обычных верующих людей, откликнувшихся на горе своих собратьев по вере. "Это не была жертва от государства, от банков или корпораций — это деньги, которые собрали простые люди, многие из которых сами живут бедно. Делая добро друг другу, мы становимся ближе. Как показывает нам притча о милосердном самарянине, ближний — это тот, кому ты делаешь добро. И мы можем сказать: та помощь, которую оказывали наши соотечественники Японии после землетрясения и цунами, действительно сблизила наши народы", — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Далее Святейший Патриарх посетил могилы соотечественников, похороненных на Иностранном кладбище города Хакодате. Перед памятным крестом, который был установлен в центре русского участка кладбища, Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию, после чего освятил крест.

15 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в город Сендай, расположенный к северу от Токио на острове Хонсю. В Благовещенской церкви — кафедральном храме Сендайской и Восточно-Японской епархии — Предстоятель Русской Церкви совершил молебен святому равноапостольному Николаю Японскому. По окончании молебна архиепископ Сендайский Серафим вспомнил о трагических событиях прошлого года. "Прошло полтора года с того момента, как случилось стихийное бедствие, но кажется, будто это было вчера, — сказал правящий архипастырь Сендайской епархии. — Мы понесли огромные потери, был причинен большой ущерб; те страдания никогда не забыть. Как вы знаете, около тридцати тысяч людей погибли от стихии, многие потеряли не только дома свои, но и работу; казалось, они потеряли всякую надежду. Как только случилось это бедствие, Вы обратились к нам с теплым отцовским словом. Ваши слова прибавили нам сил и дали уверенность в том, что нужно подниматься и идти вперед". "Это бедствие научило нас многому", — отметил архиепископ Серафим, напомнив, что старания помочь попавшим в беду способствовали укреплению общения и духовных связей между русскими и японскими верующими, между незнакомыми людьми. "Так нас связывает любовь Христова", — засвидетельствовал японский иерарх, обратившись к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой молиться о японском народе.

В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Сендай имеет особое значение для японского православия: именно через этот город православная вера пришла на самый крупный японский остров Хонсю с северного острова Хоккайдо, когда святой Николай, просвещая свою японскую паству, создал здесь несколько христианских общин. "История распространения православной веры в Сендае связана с именем Павла Савабе — ученика и сподвижника святителя Николая, первого японца, принявшего священный сан, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Здесь же, в этом городе, первые японцы-христиане подверглись гонениям и явили твердость в вере, непреклонность, желание идти по пути спасения, который открыл им через святителя Николая Сам Господь".

Святейший Патриарх Кирилл обратился со словами сочувствия к прихожанам, собравшимся в храме, отметив, что страшные картины разрушений после землетрясения и цунами буквально потрясли русских людей. "Вы дали замечательный пример самим себе и миру, как можно и нужно встречать грозную опасность, которая угрожает всем, — сказал Патриарх. — В такое время важно думать не только о себе, но и о других, и только так можно спастись".

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал, что почувствовал в те дни, как через сострадание, через стремление помочь русские люди сердцем сближались с японцами. "Надеюсь, что и в японском обществе есть встречное движение к русским братьям и сестрам. Я молюсь, чтобы это общее соучастие, сочувствие в беде помогло и нашим народам жить в мире и дружбе, сознавая, что мы ближние друг другу уже по одному тому, что мы соседи. И да поможет нам Господь укреплять узы дружбы и добрососедства", — подчеркнул Святейший Патриарх, призвав на всех молящихся в храме благословение Божие.

Затем состоялось вручение сертификатов на бесплатное получение церковной утвари, изготовленной художественно-производственным предприятием "Софрино", настоятелям приходов Сендайской епархии, которые пострадали от стихии.

Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил район Арахама на побережье Тихого океана близ города Сендая, который был затоплен вследствие цунами. У памятника жертвам стихийного бедствия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил заупокойную молитву по погибшим, по завершении которой обратился к собравшимся со словом. "Есть события, смысл которых невероятно сложно понять человеку, особенно тяжело понять смысл гибели людей, невинных детей. Нам, людям, не дано проникнуть в смысл этих событий — это за гранью наших возможностей. Но есть нечто очень важное, что весь мир узнал в связи с катастрофой, постигшей вас на этом месте. Весь мир узнал цену и значение человеческой солидарности. Вы явили пример всему миру, как надо встречать грозные опасности. Многие из вас с риском для жизни спасали других, вы поддерживали друг друга, преодолевая последствия катастрофы, вы были дисциплинированны и мужественны, вы сами организовались как народ, который борется за свою жизнь и жизни своих близких", — сказал, в частности, Святейший Патриарх.

Затем Предстоятель Русской Церкви возложил к мемориалу цветы и прошел к берегу океана, откуда полтора года назад пришла разрушительная волна. Клирик подворья Русской Православной Церкви в Токио протоиерей Иоанн Нагая рассказал высокому гостю, какие разрушения произошли в этом месте. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл встретился с мэром Сендая Эмико Окуямой, а вечером отбыл в Токио.

16 сентября Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе японской столицы. В собор на патриаршее богослужение собралось множество верующих Японской Автономной Православной Церкви и соотечественников, живущих в Японии. Божественная литургия совершалась на японском и церковнославянском языках. На малом входе Святейший Патриарх возвел иеромонаха Герасима (Шевцова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание в Воскресенском соборе Токио, в сан архимандрита.

По завершении богослужения к Святейшему Патриарху Кириллу обратился Митрополит Токийский и всей Японии Даниил. "В истории очень часто бывает, что за сто лет дела человеческие забываются, но дела Божии остаются в веках, — сказал, в частности, Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви. — Дела Божии, которые были явлены через святителя Николая, останутся навсегда, они живут в сердцах японских христиан. И хотя история нашей Церкви пока небольшая и насчитывает всего 150 лет, мы верим, что продлится она на многие сотни лет. Мы будем продолжать дело святителя Николая на Японской земле среди нас, японцев, на японском языке".

Святейший Патриарх Кирилл в ответном слове также обратился к подвигу святого равноапостольного Николая. "В Хакодате, и в Сендае, и в Токио — куда бы я ни приходил, с каким бы православным местом ни соприкасался — везде виден след трудов равноапостольного Николая. За более чем 50 лет служения в Японии святитель создал Поместную Японскую Церковь, которая насчитывала более 33 тыс. человек. Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев", — сказал Святейший Патриарх.

По словам Первосвятителя, тайна миссионерского успеха просветителя Японии кроется в следовании словам Спасителя, Который на вопрос, какая из заповедей самая большая, ответил: "Возлюби Господа Бога и ближнего своего, как самого себя" (Мф. 22, 37–40). "Тайна успеха трудов святителя Николая в том, что он жил такой любовью. Он отдавал себя другим без остатка. И только любовь к людям, а также крепкая вера в Господа и любовь к Нему были причиной его огромного миссионерского успеха. Святитель Николай при жизни своей учил людей, но и после его смерти, вглядываясь в его жизненный путь, размышляя над подвигом его жизни и над успехом его миссии, мы так же учимся от него, как учились его современники", — сказал Предстоятель Русской Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая огромное значение, которое имеет в истории православия подвиг святого просветителя Японии, принял решение учредить орден равноапостольного святителя Николая, архиепископа Японского. Первый такой орден I степени был вручен Митрополиту Даниилу. Также орденом святителя Николая Японского II степени был награжден архиепископ Сендайский Серафим, орденами святителя Николая III степени — протопресвитер Иустин Ямагути, протоиерей Савва Онами и архидиакон Павел Мацура; медали ордена святителя Николая Японского вручены старосте Воскресенского собора Иоанну Канде и руководительнице японского православного сестричества Марине Сунаге.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил токийское кладбище Янака, где пребывают честные мощи святого равноапостольного Николая Японского, и возглавил молебен у гробницы святителя. Также Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойную литию по православным архиереям, похороненным в этом же месте, митрополитам Сергию (Тихомирову; 1871–1945) и Феодосию (Нагасиме; 1935–1999), а также по епископу Николаю (Оно; 1872–1956). Заупокойные молитвы были вознесены и о других архипастырях, несших свое служение в Японии в течение ХХ века.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил храм во имя святого Александра Невского — подворье Русской Православной Церкви в Токио, где совершил молебен святому благоверному князю Александру. По завершении молебного пения Патриарха тепло приветствовал настоятель храма протоиерей Николай Кацюбан. В ответном слове Святейший Патриарх напомнил собравшимся историю подворья, которая неразрывно "связана с теми людьми, которые назидались примером святителя Николая". "Все, кто здесь служил и молился, и те, кто молится и служит ныне, не только укрепляют православную веру в своих сердцах, но и содействуют укреплению православия в Японии. Поэтому я хотел бы сегодня выразить особую признательность им всем: мысленно — тем, кто ушел от нас, за подвиг их жизни, и видимым образом выразить свою благодарность тем, кто жив", — сказал Предстоятель Русской Церкви. Затем Святейший Патриарх вручил ряд церковных наград. Протоиерею Николаю были вручены орден равноапостольного Николая Японского II степени и наперсный крест с украшениями. Посол России в Японии Е.В. Афанасьев был награжден орденом равноапостольного Николая III степени.

В тот же день в Токио общественности был представлен японский перевод книги Святейшего Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности". Присутствующим книгу представил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который подчеркнул, что труд Святейшего Патриарха Кирилла "является философским ответом на попытки построить мир, лишенный духовного измерения, который рассматривает национальные традиции как препятствие для экономического роста". В ходе мероприятия японским читателям также представили книгу А.П. Хлопецкого "И вечный бой...", которая повествует о жизненном пути, духовном становлении и совершенствовании мастерства создателя русской системы единоборства самбо В.С. Ощепкова. Ряду православных мирян, принявших участие в переводе на японский язык и издании представленных книг, были вручены церковные награды.

Вечером 16 сентября в токийском отеле "Окура" в честь Святейшего Патриарха Кирилла был дан прием от имени Японской Автономной Православной Церкви. Митрополит Даниил, обращаясь к Святейшему Патриарху, выразил благодарность всей Русской Церкви за великий дар православной веры. "Наша Церковь еще молода, но я надеюсь, что она будет существовать еще 100, 200, может быть, 500 лет, твердо храня веру, которую принес нам святой равноапостольный Николай", — сказал Митрополит Токийский. Затем с приветственным словом выступил посол России в Японии Е.В. Афанасьев. Он подчеркнул значение патриаршего визита, отметив, что нынешние торжества ознаменовали великие плоды трудов равноапостольного Николая Японского и стали свидетельством преемственности его служения. Глава российского дипломатического представительства передал в дар Патриарху Кириллу копии документов из Архива внешней политики Российской империи, относящихся к служению святого равноапостольного Николая в Японии. Среди них, в частности, депеша российского посланника об освящении Воскресенского собора в Токио, инструкция для Русской духовной миссии в Японии и для ее начальника, подготовленные святым Николаем.

Святейший Патриарх Кирилл со своей стороны поблагодарил выступавших за добрые слова и пожелал собравшимся "в жизни своей хотя бы частично являть то, что явил равноапостольный Николай: силу и красоту Евангелия".

18 сентября Святейший Патриарх Кирилл встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Японии Е.В. Афанасьевым. В ходе беседы Предстоятель Русской Церкви поблагодарил главу российской дипломатической миссии за помощь, которую оказало посольство в подготовке первосвятительского визита, и за работу, проводимую посольством, по консолидации российских соотечественников в Японии. Святейший Патриарх также дал высокую оценку конструктивному взаимодействию посольства с Японской Автономной Православной Церковью, а также с подворьем Русской Православной Церкви в Токио.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл встретился в резиденции премьер-министра с главой правительства Японии Ёсихико Нодой, а затем в императорском дворце в Токио — с императором Японии Акихито. В ходе встреч были затронуты различные аспекты российско-японских отношений, в частности в сфере духовных, культурных и гуманитарных связей между народами двух стран.

На этом пребывание Предстоятеля Русской Православной Церкви в Японии завершилось. В ходе визита Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей; руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; исполняющий обязанности руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов.

19 сентября 2012 г. 09:08
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30