выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Иерей Стево Митрич, священник церкви свт. Николая в Приштине. Фото А.Василевич, "Политика"
29 декабря 2011 г. 16:20
версия для печати версия для печати

Чешский журналист вернул спасенную им икону свт. Николая в восстанавливаемый храм в Приштине

ПРИШТИНА. Священник Стево Митрич за все время несколько раз попадал в, казалось бы, безвыходные ситуации, но только одна из них стала для него поистине неразрешимой. А именно: как доступно объяснить своей трехлетней дочке, почему с ней отказываются играть соседские дети? Как объяснить этому маленькому ребенку, что ее сверстницам родители запрещают общаться с ней только лишь потому, что она сербка, дочь одного из двух священников Сербской Православной Церкви, которые служат в церкви святителя Николая в центре Приштины?

"Не знаю, как ей сказать и о том, что небезопасно выходить за огороженную территорию церкви, чтобы она не говорила на своем родном языке, когда идет в магазин с отцом… Каждый раз она меня спрашивает, почему я снимаю облачение, когда выхожу из храма. Как ей объяснить, что люди в Приштине не привыкли видеть на улице православного священника и некоторые из них могут нам причинить зло только за то, что мы представители другой национальности и другой веры", - делится священник тем, с чем ему ежедневно приходится жить.

Отец Стево Митрич - один из 78 сербов, которые сегодня живут в Приштине. Из этих 78 - только четверо мужчин. Два священника со своими семьями живут в приходском доме Никольской церкви. Всего в доме проживает восемь человек - батюшки с матушками и их четверо детей.

"Мы приехали сюда в июне 2010 года и сразу столкнулись со множеством испытаний. Все было разграблено и разрушено 18 марта 2004 года, на следующий день после массовых погромов в отношении сербского населения в Косово… Сейчас мы хотим восстановить сгоревшую библиотеку, надеемся в этом на помощь добрых людей", - говорит священник.

В ходе мартовских погромов 2004 года были уничтожены и все иконы, бывшие в церкви. Чудом сохранилась только одна – икона святителя Николая. По словам отца Стево, когда чешский журналист Патрик Кайзер готовил на развалинах храма репортаж о погромах, он случайно нашел там эту икону. Журналист увёз ее тогда с собой в Чехию. А когда узнал, что сербские священники возвратились в Приштину, вернул им образ святителя. Пока эта икона в церкви святителя Николая - единственная.

Но жизнь постепенно возвращается в эти места. Каждое воскресенье уже здесь служится Литургия. После богослужения все остаются во дворе и помещениях церкви, чтобы продолжить общение, сразу никто не расходится. Хозяевам удалось где-то достать старенький телевизор, и теперь по нему смотрят фильмы о Сербии, Православии. Есть еще столик для настольного тенниса.

"По воскресеньям мы довольно долго общаемся друг с другом, и отрадно, что с каждым разом нас собирается все больше. Все больше людей приезжают из сербских анклавов Грачаницы, Чаглавицы…" - говорит отец Стево Митрич.

Церковь святителя Николая в Приштине была построена в 1830 году. До этого на этом месте также находился храм в честь святителя Николая, первое упоминание о нем в турецких источниках датируется еще 1544 годом…

Сегодня это трехнефная церковь, помещение которой внутри разделено столбами. Вдоль одной из колонн вывешен сербский государственный флаг. Эта деталь больше всего привлекает внимание албанских детей, которых в последнее время часто водят сюда на экскурсии учителя из приштинских школ.

"Дети все время спрашивают, почему флаг находится в церкви, а я им объясняю, что двуглавый орел, изображенный на сербском флаге, означает единство Церкви и государства… Кто сможет понять, тот поймет", - объясняет священник.

Сразу за церковью находится кладбище, на котором грустно выделяются разрушенные надгробия. Это захоронение возникло в 1900 году; здесь же покоятся и останки американских и французских военных, погибших в Первую мировую войну. Их могилы также находятся в запустении, некоторые разрушены.

На территории кладбища косовский албанец - хозяин дома, примыкающего к ограде церковного двора - разбил сад. Летом он разрушил ограду, которая отделяла кладбище от его дома, и поставил там еще несколько стульев и столиков для кафе.

Душан Телескович, "Политика"

Перевод с сербского Сергея Стефанова.

29 декабря 2011 г. 16:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00