iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
фото автора
19 марта 2014 г. 12:45
версия для печати версия для печати

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Для всенародного почитания новомученников необходимо преодолеть страх, который растворен у нас в крови

В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках презентации книги Ольги Гусаковой «Хранители веры» протоиерей Сергий Правдолюбов поделился воспоминаниями об известных ему новомученниках и о жизни правосланой семьи в условиях богоборческих гонений.

У читателей, пришедших на презентацию, было много вопросов к отцу Сергию. Но свой рассказ он начал с воспоминаний о своей семье. В роду отца Сергия много священников, есть исповедники и новомученники, все они в полной мере вкусили враждебное отношение атеистической власти. Однако никто из них не относился с своим гонителям враждебно.

«Наша семья воспринимала это как естественное отношение, понимая, что это нужно со смирением терпеть, независимо от того, от кого исходит вражда - от детей или директора школы, представителей власти или соседей. Еще один штрих из моего детства - мы с братьями не понимали, через что прошел отец, отбывая заключение на Соловках и относились к нему без особого почтения. На что он говорил: «Вы не понимаете как я страдал в лагерях. А ведь раньше тех, кто выживал во время гонений, уважали и почитали, и советовались с ними, и спрашивали о их духовном и жизненном опыте, а вы уже не хотите это понимать».

Это понимание пришло к отцу Сергию, когда он стал псаломщиком в одном из храмов Калужской области. Однажды, читая канон всем святым, в России просиявшим будущий пастырь возгорелся любовью к мученикам и русским святым. Он был так тронут словами канона, что в конце сымпровизировал тропарь, в котором упомянул трех своих дедов и брата деда, помня, что они пострадали за Христа и были расстреляны. Это был задолго до их прославления. «Для меня не было рубежа, что они вдруг стали святыми. Они всегда были для меня святыми. Мы чтим святых, восхищаемся, прославляем, радуемся и сами знаем свое место, что нам до этого еще далеко»,- отметил отец Сергий.

Отец Сергий участвовал в прославлении 32 рязанских святых (11 из них его родственники), один из которых его дедушка, протоиерей Михаил Селищенский. «Он был особенно нам близок и понятен, мы с братьями бывали в доме, в котором он когда-то жил. Я с детства ощущал свою сопричастность к нему. И для этого мне даже не нужно было что-то про него узнавать, - сказал отец Сергий. - Перед самой смертью в 1981 году мой отец рассказал, что ему приснился отец Михаил. Он был написан на иконе и улыбался. Но это для нас изображение нашего дедушки на иконе было совершенно просто и естественно. Хотя тогда и мыслей ни у кого не было, что он будет прославлен». Он также напомнил, что мученическую смерть за Христа принимали не только священники, но и простые крестьяне: «Знаю случай, когда простую женщину арестовали и расстреляли за фразу «Зачем вы батюшку арестовывайте? Он же ни в чем не виноват!». На следствии она могла бы отказаться от своих слов, сказать что погорячилась и ее отпустили бы, но не отказалась.

Если у тебя в роду есть святые , это большая радость, потому что они молятся за тебя и есть надежда, что они помогут, когда ты в этой помощи нуждаешься. И если ты их почитаешь и любишь, и они будут тебя любить и стараться помочь. Так, из истории преп. Иосифа Песнописца (+883 г., написал множество канонов святым) известно, что когда он умирал, ему явились все святые, которым он написал каноны и помогли его душе перейти из этого мира в мир горний. «Я участвовал в написании канонов новомученникам. которые, надеюсь тоже помогут мне в последнюю минуту»,- улыбнулся отец Сергий.

В связи с этим рассказом, вполне естественным стал вопрос, почему в наше время, не смотря на подвиг наших новомученников, в обществе нет их широкого почитания? «Скажу вам больше. Я наблюдаю в нашем храме резкое снижение почитания даже святителя Николая Чудотворца, -ответил священник,- хотя его на Руси чтили всегда. Ответ простой, люди не знают, кто такой святитель Николай. И вы хотите, чтобы наши советские граждане начали чтить новомученников, сидевших в лагерях? Как вы себе это представляете? Очень трудно преодолеть в себе инерцию советского сознания, для этого нужны определенные усилия и желание узнать больше о вере своих отцов. А с другой стороны, нужно преодолеть инерцию страха, который растворен у нас в крови», - считает священник.

В настоящее время отец Сергий готовит к изданию книгу воспоминаний своего отца. Когда он записывал эти на диктофон, получилось шесть часов. Текст уже отредактирован и священник надеется подготовить ее к печати в ближайшее время.

Справка

Книга историка и журналиста Ольги Гусаковой «Хранители веры. О жизни церкви в советское время»- это девять бесед с людьми, мирянами и священниками, сумевшими сберечь и обрести христианскую веру в условиях богоборческой советской власти. Это настоятель протоиерей Сергий Правдолюбов семье (в роду Правдолюбовых есть исповедники и новомученники) , протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Иоанн Каледа, протоиерей Георгий Бреев и др.

 

 

19 марта 2014 г. 12:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00