iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Новости
фото автора
19 марта 2014 г. 12:45
версия для печати версия для печати

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Для всенародного почитания новомученников необходимо преодолеть страх, который растворен у нас в крови

В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках презентации книги Ольги Гусаковой «Хранители веры» протоиерей Сергий Правдолюбов поделился воспоминаниями об известных ему новомученниках и о жизни правосланой семьи в условиях богоборческих гонений.

У читателей, пришедших на презентацию, было много вопросов к отцу Сергию. Но свой рассказ он начал с воспоминаний о своей семье. В роду отца Сергия много священников, есть исповедники и новомученники, все они в полной мере вкусили враждебное отношение атеистической власти. Однако никто из них не относился с своим гонителям враждебно.

«Наша семья воспринимала это как естественное отношение, понимая, что это нужно со смирением терпеть, независимо от того, от кого исходит вражда - от детей или директора школы, представителей власти или соседей. Еще один штрих из моего детства - мы с братьями не понимали, через что прошел отец, отбывая заключение на Соловках и относились к нему без особого почтения. На что он говорил: «Вы не понимаете как я страдал в лагерях. А ведь раньше тех, кто выживал во время гонений, уважали и почитали, и советовались с ними, и спрашивали о их духовном и жизненном опыте, а вы уже не хотите это понимать».

Это понимание пришло к отцу Сергию, когда он стал псаломщиком в одном из храмов Калужской области. Однажды, читая канон всем святым, в России просиявшим будущий пастырь возгорелся любовью к мученикам и русским святым. Он был так тронут словами канона, что в конце сымпровизировал тропарь, в котором упомянул трех своих дедов и брата деда, помня, что они пострадали за Христа и были расстреляны. Это был задолго до их прославления. «Для меня не было рубежа, что они вдруг стали святыми. Они всегда были для меня святыми. Мы чтим святых, восхищаемся, прославляем, радуемся и сами знаем свое место, что нам до этого еще далеко»,- отметил отец Сергий.

Отец Сергий участвовал в прославлении 32 рязанских святых (11 из них его родственники), один из которых его дедушка, протоиерей Михаил Селищенский. «Он был особенно нам близок и понятен, мы с братьями бывали в доме, в котором он когда-то жил. Я с детства ощущал свою сопричастность к нему. И для этого мне даже не нужно было что-то про него узнавать, - сказал отец Сергий. - Перед самой смертью в 1981 году мой отец рассказал, что ему приснился отец Михаил. Он был написан на иконе и улыбался. Но это для нас изображение нашего дедушки на иконе было совершенно просто и естественно. Хотя тогда и мыслей ни у кого не было, что он будет прославлен». Он также напомнил, что мученическую смерть за Христа принимали не только священники, но и простые крестьяне: «Знаю случай, когда простую женщину арестовали и расстреляли за фразу «Зачем вы батюшку арестовывайте? Он же ни в чем не виноват!». На следствии она могла бы отказаться от своих слов, сказать что погорячилась и ее отпустили бы, но не отказалась.

Если у тебя в роду есть святые , это большая радость, потому что они молятся за тебя и есть надежда, что они помогут, когда ты в этой помощи нуждаешься. И если ты их почитаешь и любишь, и они будут тебя любить и стараться помочь. Так, из истории преп. Иосифа Песнописца (+883 г., написал множество канонов святым) известно, что когда он умирал, ему явились все святые, которым он написал каноны и помогли его душе перейти из этого мира в мир горний. «Я участвовал в написании канонов новомученникам. которые, надеюсь тоже помогут мне в последнюю минуту»,- улыбнулся отец Сергий.

В связи с этим рассказом, вполне естественным стал вопрос, почему в наше время, не смотря на подвиг наших новомученников, в обществе нет их широкого почитания? «Скажу вам больше. Я наблюдаю в нашем храме резкое снижение почитания даже святителя Николая Чудотворца, -ответил священник,- хотя его на Руси чтили всегда. Ответ простой, люди не знают, кто такой святитель Николай. И вы хотите, чтобы наши советские граждане начали чтить новомученников, сидевших в лагерях? Как вы себе это представляете? Очень трудно преодолеть в себе инерцию советского сознания, для этого нужны определенные усилия и желание узнать больше о вере своих отцов. А с другой стороны, нужно преодолеть инерцию страха, который растворен у нас в крови», - считает священник.

В настоящее время отец Сергий готовит к изданию книгу воспоминаний своего отца. Когда он записывал эти на диктофон, получилось шесть часов. Текст уже отредактирован и священник надеется подготовить ее к печати в ближайшее время.

Справка

Книга историка и журналиста Ольги Гусаковой «Хранители веры. О жизни церкви в советское время»- это девять бесед с людьми, мирянами и священниками, сумевшими сберечь и обрести христианскую веру в условиях богоборческой советской власти. Это настоятель протоиерей Сергий Правдолюбов семье (в роду Правдолюбовых есть исповедники и новомученники) , протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Иоанн Каледа, протоиерей Георгий Бреев и др.

 

 

19 марта 2014 г. 12:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00