iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
фото автора
19 марта 2014 г. 12:45
версия для печати версия для печати

Протоиерей Сергий Правдолюбов: Для всенародного почитания новомученников необходимо преодолеть страх, который растворен у нас в крови

В книжном магазине «Библио-Глобус» в рамках презентации книги Ольги Гусаковой «Хранители веры» протоиерей Сергий Правдолюбов поделился воспоминаниями об известных ему новомученниках и о жизни правосланой семьи в условиях богоборческих гонений.

У читателей, пришедших на презентацию, было много вопросов к отцу Сергию. Но свой рассказ он начал с воспоминаний о своей семье. В роду отца Сергия много священников, есть исповедники и новомученники, все они в полной мере вкусили враждебное отношение атеистической власти. Однако никто из них не относился с своим гонителям враждебно.

«Наша семья воспринимала это как естественное отношение, понимая, что это нужно со смирением терпеть, независимо от того, от кого исходит вражда - от детей или директора школы, представителей власти или соседей. Еще один штрих из моего детства - мы с братьями не понимали, через что прошел отец, отбывая заключение на Соловках и относились к нему без особого почтения. На что он говорил: «Вы не понимаете как я страдал в лагерях. А ведь раньше тех, кто выживал во время гонений, уважали и почитали, и советовались с ними, и спрашивали о их духовном и жизненном опыте, а вы уже не хотите это понимать».

Это понимание пришло к отцу Сергию, когда он стал псаломщиком в одном из храмов Калужской области. Однажды, читая канон всем святым, в России просиявшим будущий пастырь возгорелся любовью к мученикам и русским святым. Он был так тронут словами канона, что в конце сымпровизировал тропарь, в котором упомянул трех своих дедов и брата деда, помня, что они пострадали за Христа и были расстреляны. Это был задолго до их прославления. «Для меня не было рубежа, что они вдруг стали святыми. Они всегда были для меня святыми. Мы чтим святых, восхищаемся, прославляем, радуемся и сами знаем свое место, что нам до этого еще далеко»,- отметил отец Сергий.

Отец Сергий участвовал в прославлении 32 рязанских святых (11 из них его родственники), один из которых его дедушка, протоиерей Михаил Селищенский. «Он был особенно нам близок и понятен, мы с братьями бывали в доме, в котором он когда-то жил. Я с детства ощущал свою сопричастность к нему. И для этого мне даже не нужно было что-то про него узнавать, - сказал отец Сергий. - Перед самой смертью в 1981 году мой отец рассказал, что ему приснился отец Михаил. Он был написан на иконе и улыбался. Но это для нас изображение нашего дедушки на иконе было совершенно просто и естественно. Хотя тогда и мыслей ни у кого не было, что он будет прославлен». Он также напомнил, что мученическую смерть за Христа принимали не только священники, но и простые крестьяне: «Знаю случай, когда простую женщину арестовали и расстреляли за фразу «Зачем вы батюшку арестовывайте? Он же ни в чем не виноват!». На следствии она могла бы отказаться от своих слов, сказать что погорячилась и ее отпустили бы, но не отказалась.

Если у тебя в роду есть святые , это большая радость, потому что они молятся за тебя и есть надежда, что они помогут, когда ты в этой помощи нуждаешься. И если ты их почитаешь и любишь, и они будут тебя любить и стараться помочь. Так, из истории преп. Иосифа Песнописца (+883 г., написал множество канонов святым) известно, что когда он умирал, ему явились все святые, которым он написал каноны и помогли его душе перейти из этого мира в мир горний. «Я участвовал в написании канонов новомученникам. которые, надеюсь тоже помогут мне в последнюю минуту»,- улыбнулся отец Сергий.

В связи с этим рассказом, вполне естественным стал вопрос, почему в наше время, не смотря на подвиг наших новомученников, в обществе нет их широкого почитания? «Скажу вам больше. Я наблюдаю в нашем храме резкое снижение почитания даже святителя Николая Чудотворца, -ответил священник,- хотя его на Руси чтили всегда. Ответ простой, люди не знают, кто такой святитель Николай. И вы хотите, чтобы наши советские граждане начали чтить новомученников, сидевших в лагерях? Как вы себе это представляете? Очень трудно преодолеть в себе инерцию советского сознания, для этого нужны определенные усилия и желание узнать больше о вере своих отцов. А с другой стороны, нужно преодолеть инерцию страха, который растворен у нас в крови», - считает священник.

В настоящее время отец Сергий готовит к изданию книгу воспоминаний своего отца. Когда он записывал эти на диктофон, получилось шесть часов. Текст уже отредактирован и священник надеется подготовить ее к печати в ближайшее время.

Справка

Книга историка и журналиста Ольги Гусаковой «Хранители веры. О жизни церкви в советское время»- это девять бесед с людьми, мирянами и священниками, сумевшими сберечь и обрести христианскую веру в условиях богоборческой советской власти. Это настоятель протоиерей Сергий Правдолюбов семье (в роду Правдолюбовых есть исповедники и новомученники) , протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Иоанн Каледа, протоиерей Георгий Бреев и др.

 

 

19 марта 2014 г. 12:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00