Вчера в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил надвратную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В сослужении наместника епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря священноархимандрит возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
Высокопреосвященнейший Варсонофий поздравил молящихся с праздничным событием и обратился к ним с архипастырским словом, а также поблагодарил наместника лавры за труды по воссозданию храма: «Он такой нежный, приятный, здесь легко молиться. Я думаю, это будет любимый храм нашей обители, мы будем сюда приходить и возносить молитвы перед образом Пресвятой Богородицы. Благодарю и всю братию за понесенные труды, благотворителей и благоукрасителей, кто постарался, совершая это благое дело. Желаю вам помощи Царицы Небесной в трудах и заботах о вечном спасении».
В ответном слове Преосвященный Назарий рассказал о восстановлении храма. Вернули тот монастырю в 1994 году, но воссоздание растянулось на два десятка лет. В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, его занимали различные учреждения. «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его возводили. Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали, просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот недаром она станет радостью всем скорбящим, - отметил епископ Назарий. - Надеюсь, этот храм, находящийся вне обители, станет местом, где будут приносит клятву верности любящие друг друга люди, молодожены».
Напомним, по монашеской традиции, закрепленной церковными канонами, таинство венчания в монастырских храмах не совершается. Однако новоосвященная церковь располагается вне каре лаврского ансамбля — фактически на городской территории. «Мы все время учитывали, что здесь люди будут венчаться, - добавляет главный архитектор проекта реставрации Дмитрий Мироненко. - Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте и святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм». В ходе воссоздания без импровизации не обошлось, признается Дмитрий Геннадьевич. И до революции иконостас здесь был «чужим», привезенным издалека, поэтому теперь было решено проектировать его заново, с чистого листа.
Справка. Автором первого проекта надвратной церкви Александро-Невской лавры был архитектор Троицкого собора Иван Старов. Однако ни один чертеж Старова не сохранился, остались только дореволюционные фотографии. В ходе реставрации с их использованием были заново расписаны стены и плафон.