выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Новости
Фото Юрия Костыгова
24 сентября 2014 г. 12:00
версия для печати версия для печати

В Александро-Невской лавре освящен надвратный храм

Вчера в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил надвратную церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В сослужении наместника епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря священноархимандрит возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

Высокопреосвященнейший Варсонофий поздравил молящихся с праздничным событием и обратился к ним с архипастырским словом, а также поблагодарил наместника лавры за труды по воссозданию храма: «Он такой нежный, приятный, здесь легко молиться. Я думаю, это будет любимый храм нашей обители, мы будем сюда приходить и возносить молитвы перед образом Пресвятой Богородицы. Благодарю и всю братию за понесенные труды, благотворителей и благоукрасителей, кто постарался, совершая это благое дело. Желаю вам помощи Царицы Небесной в трудах и заботах о вечном спасении».

В ответном слове Преосвященный Назарий рассказал о восстановлении храма. Вернули тот монастырю в 1994 году, но воссоздание растянулось на два десятка лет. В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, его занимали различные учреждения. «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его возводили. Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали, просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот недаром она станет радостью всем скорбящим, - отметил епископ Назарий. - Надеюсь, этот храм, находящийся вне обители, станет местом, где будут приносит клятву верности любящие друг друга люди, молодожены».

Напомним, по монашеской традиции, закрепленной церковными канонами, таинство венчания в монастырских храмах не совершается. Однако новоосвященная церковь располагается вне каре лаврского ансамбля — фактически на городской территории. «Мы все время учитывали, что здесь люди будут венчаться, - добавляет главный архитектор проекта реставрации Дмитрий Мироненко. - Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте и святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм». В ходе воссоздания без импровизации не обошлось, признается Дмитрий Геннадьевич. И до революции иконостас здесь был «чужим», привезенным издалека, поэтому теперь было решено проектировать его заново, с чистого листа.

Справка. Автором первого проекта надвратной церкви Александро-Невской лавры был архитектор Троицкого собора Иван Старов. Однако ни один чертеж Старова не сохранился, остались только дореволюционные фотографии. В ходе реставрации с их использованием были заново расписаны стены и плафон.

24 сентября 2014 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00