выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
16 августа 2011 г. 11:53
версия для печати версия для печати

Суды не могут решить, что делать с лозунгом "Православие или смерть!"

Представители общественности, как стало известно в понедельник, на этой неделе подадут в Мосгорсуд иск с требованием отменить решение Черемушкинского суда столицы, признавшего в декабре прошлого года лозунг "Православие или смерть!" экстремистским.

В 2010 году в социальной сети «ВКонтакте» были опубликованы фотографии девушки в футболке с нанесенной символикой и лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках. Кроме того, изображение аналогичных футболок появилось на сайте их изготовителя - мастерской-студии общественной организации «Союз православных хоругвеносцев».

Предыдущие судебные заседания

Всего по данному делу было вынесено уже не одно судебное решение - данный вопрос рассматривали, помимо Черемушкинского, Люблинский районный суд и суд вышестоящей инстанции - Мосгорсуд.

После того как Черемушкинский суд Москвы 21 декабря 2010 г. признал надпись «Православие или смерть!» на футболке экстремистской, Минюст включил указанный лозунг в Федеральный список экстремистских материалов (под пунктом № 865). По словам адвокатов, в принципе за использование надписи теперь могут привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В то же время 20 апреля этого года другой районный суд столицы – Люблинский принял прямо противоположное решение по данному вопросу: суд отклонил представление Люблинской межрайонной прокуратуры о признании экстремистским материалом футболки с надписью "Православие или смерть!". Получив отказ, надзорное ведомство обжаловало это решение в Московском городском суде.

Мосгорсуд же 10 августа отменил постановление Люблинского районного суда и направил дело на пересмотр. О причинах такого решения пока не сообщалось.

«Действия Мосгорсуда вызывают недоумение»

Подробности дела сообщил ЦВ заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Добродеев, выступавший на последнем заседании Мосгорсуда в качестве доверенного лица ответчика.

Отец Александр обращает внимание на подробное экспертное заключение, подготовленное сотрудниками Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и принятое во внимание Люблинским судом Москвы.

«Первый суд, Черемушкинский, вынес решение о признании материала экстремистским на основании экспертизы, проведенной не на должном уровне; там всё «экспертное заключение» было на двух листах. В свою очередь Люблинский суд основывался на компетентном заключении более серьезных экспертов, представивших на 16 листах подробное разъяснение изображения на футболке. Это очень грамотное заключение, и оно не вызывает сомнений», - говорит священник.

Эксперты, в частности, отмечали, что фраза «Православие или смерть!» используется «для выражения идеи о том, что верность Православию есть ценность наивысшего порядка, что отпадение от православной веры хуже смерти» и что «данное утверждение типично для православного учения о смысле человеческой жизни, о спасении души».

«Возможно, что форма лозунга заимствована из получивших в национально-освободительном движении ряда стран лозунгов «Отечество или смерть!», «Свобода или смерть!» и под. Эти лозунги выражают идею отстаивания, защиты свободы и независимости Родины, но не агрессии и не насилия в отношении иностранцев, инакомыслящих и т.д.», - говорилось в экспертном заключении.

Кроме того, специалисты представили анализ тех символов, которые были изображены на футболке – это три черепа с кинжалами в зубах, кости, буквы «Г» и «А», кресты и аббревиатура «СПХ». По мнению экспертов, здесь также не содержится «негативной смысловой нагрузки», и, соответственно, не может идти речи о возбуждении религиозной розни.

По словам отца Александра, вероятно, именно эти изображения, а не столько сам лозунг, «привели в смущение» судей Мосгорсуда. Возможно также, что решающее действие на суд оказал тот факт, что Минюст ранее уже включил фразу «Православие или смерть!» в «черный список», добавил священник.

«Как бы там ни было, то, что произошло в Мосгорсуде, у меня вызвало недоумение. Сейчас ведь много есть подобных изображений: например, череп с костями, стрела и надписи типа: «Осторожно, убьет!» или «Опасная зона!». Они носят, скажем так, предупреждающий характер и лишь побуждают человека задуматься о происходящем», - отметил замглавы сектора МВД.

«Вообще, соединить Православие с экстремизмом – это надо еще постараться! И когда эти вещи так соединяются, это и вызывает недоумение», - сказал священник.

«Лозунг можно трактовать по-разному»

Тем временем последовала реакция уже и со стороны других представителей Русской Православной Церкви. Так, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, слова которого приводит РИА Новости, считает, что лозунг, вызвавший судебные разбирательства и полемику, не содержит агрессивных призывов, хотя и «малосимпатичен».

«Было бы правильно, чтобы были пройдены все положенные судебные инстанции и были бы высказаны все аргументы за и против. Мне лично этот лозунг мало симпатичен, подобные лозунги возникли изначально не в церковной среде, а в среде революционеров и сторонников радикальных политических движений. Впрочем, этот лозунг можно трактовать по-разному. Агрессивных призывов я в нем не вижу», - сказал отец Всеволод.

Таким образом, точка в данном деле еще никоим образом не поставлена. И, судя по всему, по поводу получившего такой резонанс утверждения будет принято еще не одно судебное решение...

16 августа 2011 г. 11:53
Ключевые слова: Москва, права человека
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00