iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
1 февраля 2013 г. 19:36
версия для печати версия для печати

В музее Храма Христа Спасителя открылась выставка современного церковного искусства

1 февраля в выставочном зале музея Храма Христа Спасителя открылась выставка церковного искусства «Свет Рождественской звезды», приуроченная ко дню интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и началу работы Освященного Архиерейского собора.

«Эта выставка – только вершина айсберга и лишь в малой степени способна продемонстрировать тот путь возрождения церковного искусства, которым наша Церковь шла на протяжении последней четверти века, но представленная экспозиция отличается очень высоким качеством», - подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион, выступая на открытии выставки. Он поблагодарил мастеров, которые представили здесь свои работы, и передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

На выставке собраны работы ведущих российских мастеров – архитекторов, иконописцев, резчиков, ювелиров, представляющих разные стили и направления. При всем своем разнообразии собранные на выставке работы дают представление об уровне и состоянии современной православной культуры России, о возрождении и творческом развитии древних традиций духовного творчества.  

«В последние годы мы порой сталкивались с ситуацией, когда церковная продукция, будь то иконопись, ювелирные изделия или какая-либо иная, производилась, прежде всего для удовлетворения всё возрастающих нужд новых храмов, которые строились во множестве. И подчас не обращалось должного внимания на качество произведений. А между тем, каждый элемент храмового пространства – это отражение традиции Церкви, канон, который складывался на протяжении многих веков. И сегодня очень важно, чтобы современные мастера, используя те возможности, которые предоставляет наше время, одновременно бы следовали канону и традиции, причем следовали бы не путем слепого копирования, а творчески ее развивали, претворяя в жизнь самое главное, что есть в церковном каноне», - особо подчеркнул митрополит Иларион.

 «Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», - отметил митрополит Иларион.

От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, руководитель Издательства Московской Патриархии. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» в дар храму Христа Спасителя он передал Касперовскую икону Божией Матери.

В открытии выставки также принял участие ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин.

Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена  Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и Журналом Московской Патриархии. На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюра и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», Галереи «Бронзовое чудо», Творческого Союза Художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других.

Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду.

Для посетителей выставка откроется 7 февраля, после окончания работы Архиерейского собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля.

В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица». 15 февраля - презентация собрания произведений Галереи «Бронзовое чудо».  Все мероприятия начинаются в 15.00.

Выставка  проходит при поддержке Русского культурно-просветительного фонда святого Василия Великого и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. В подготовке экспозиции принимали участие доктор искусствоведения Т.В. Барсегян и  кандидат культурологии И.К. Языкова.

Директор выставки Ирина Золотова, арт-директор  - Игорь Кондратович.

Адрес: Выставочный зал Храма Христа Спасителя, ул. Волхонка, 15.

1 февраля 2013 г. 19:36
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00