выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
XV Всемирный русский народный собор
ЦВ № 11 (456) июнь 2011 /  9 июня 2011 г. 17:43
версия для печати версия для печати

XV Всемирный русский народный собор: Проблема современного общества — вакуум ценностей

25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XV Всемирный русский народный собор «Базисные ценности — основа единства народов». Участники собора обсудили состояние современного общества и определили, какие ценности должны стать основой жизни россиян.

Церемонию открытия собора возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Кирилл, который обратился к собравшимся с программной речью.
Затем состоялась дискуссия по теме собора, в которой приняли участие Юрий Соломин, Ирина Яровая, Сергей Крикалев, Николай Левичев, Никита Михалков, Владимир Якунин и др.
С критическим заявлением в адрес Русской Православной Церкви выступил сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман. Он призвал Церковь занимать более жесткую позицию в отношениях с властью и выступать на стороне слабых и обездоленных. Л.Гозман заявил, что Русская Церковь не должна стоять в стороне от тех проблем, которые сегодня волнуют россиян. «Мне важно — думаю, как и многим в нашей стране, верующим и неверующим — знать, что думает Святейший Патриарх об избиении защитников Химкинского леса и о мигалках, за ответственность власти за Кущевскую, за изуродованных в армии новобранцев, за этнический конфликт», — сказал политик.
Между тем, как отметил позже председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, критические замечания, высказанные сопредседателем партии «Правое дело», свидетельствуют о том, что Л.Гозман «просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется "социальным служением" и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело». По словам Владимира Легойды, Церковь всю свою историю защищает слабых и принимает сторону обиженных. При этом Церковь — это не партия, где каждому члену даются четкие указания, как поступить в тот или иной момент. «Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божья правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов "золотой сотни Forbes" и вообще каждого из нас».
В завершение прений Предстоятель Русской Церкви подвел итоги первого пленарного заседания. По словам Патриарха, несмотря на разность политических взглядов выступавших, все они «разделяют те самые базисные ценности», и «даже когда речь идет о нестыкующихся позициях, все равно в глубине есть общий фундамент». В связи с этим Святейший Патриарх особо отметил актуальность включения в перечень базисных ценностей справедливости. Причем речь в данном случае идет не только о «необходимости преодоления коррупции», но и о построении «справедливой — не только эффективной, но и справедливой — экономики». «До сих пор значительная часть ценностей, богатств, в том числе извлекаемых из недр нашей страны, уходит за границу и тратится на те же самые яхты, самолеты, целые города из вилл, построенных уже не на родной земле, а далеко за рубежом», — добавил Предстоятель.
На следующий день участники собора продолжили работу в рамках тематических секций. По итогам заседаний собор принял документ «Базисные ценности — основа общенациональной идентичности». В нем перечислены ценности, которые, по мнению соборян, являются основополагающими для современной России.

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора

Базис нашего с вами бытия сформировался под влиянием нравственной и духовной традиции. Сложившаяся в ее рамках система ценностей разделяется большинством людей вне зависимости от существующего плюрализма. Только она может стать основой широкого межнационального, межрелигиозного, межпартийного диалога о мировоззренческом фундаменте общества, о путях его дальнейшего развития, ибо созданная этими ценностями система, может быть, неформальная, но реально существующая в исторической памяти, в мироощущении наших людей, разделяется большинством вне зависимости от политических, религиозных и прочих предпочтений.
Убежден, что ценности нашей цивилизации хранятся в среде всех народов — наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других. Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить свой вклад в сохранение исторически сложившегося единства этих народов, в их взаимопомощь и соработничество. У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее. Надеюсь, это вновь подтвердит начинающийся собор.
Как вы знаете, наша Церковь стояла у истоков создания собора и принимает в нем посильное участие. Труды Церкви будут успешными ровно настолько, насколько она сможет найти общий язык со своим народом. Ведь проблемы, которые перед нами стоят, в одиночку не смогут разрешить ни духовенство, ни светская власть, ни та или иная политическая партия, ни тот или иной преуспевающий бизнесмен. С ними мы справимся только вместе. В процессе объединения усилий значительное место отводится и Всемирному русскому народному собору.
Особенно важно, чтобы в его работе активнее участвовало молодое поколение. Поэтому хотел бы особо обратиться к молодым людям. Подумайте, как сохранить и развить базисные ценности нашей цивилизации, нашей истории, нашего народа в современной жизни, в вашей собственной жизни.
Мы действительно должны найти механизм актуализации этих ценностей, чтобы они не превратились в археологический материал. Всякая ценность умирает, если она не актуализируется. Базисные ценности не могут умирать, но они живут только тогда, когда они реально вдохновляют людей и определяют их жизнь.
Молодежь наша изобретательна, полна сил. Несмотря на то что существует значительное число молодых людей, зараженных разными пороками, с неясными жизненными ориентирами, общество тем не менее верит в молодое поколение. Народ верит в молодое поколение, потому что иначе быть не может. Но для того чтобы оно справилось со стоящими задачами, оно должно быть включено в процесс передачи тех самых ценностей, о которых мы говорили. Именно молодому поколению, как никакому другому, следует, как я уже сказал, думать об актуализации этих ценностей.
Глубоко убежден: все мы должны жить честно, поступать по совести, сохранять всё лучшее, что дает нам прошлое, критически оценивая это прошлое и выбирая из него то, что стоит нести в будущее. Убежден, что непреходящие базисные ценности бытия нашего народа, бытия русского мира и являются теми ценностями, которые стоит взять с собой в будущее, для того чтобы сохраниться и как народ, и как страна.

"Базисные ценности — основа общенациональной идентичности". Документ XV Всемирного русского народного собора

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации — в системе международных отношений.
Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) — мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.
Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.
Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.
Нравственность — личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.
Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.
Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.
Солидарность — способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
Милосердие — деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.
Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.
Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков русского мира.
Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.
Трудолюбие — деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
Самоограничение и жертвенность — отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

9 июня 2011 г. 17:43
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00