iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Некрологи
Митрополит Феодосий (Процюк)
ЖМП № 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Митрополит Феодосий (Процюк)

Митрополит Феодосий (Процюк)
07.01.1927–28.05.2016

28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).
       
Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского).
24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий.
Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея.
С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.
27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский.
9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский.
А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня, приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». Уже в 1987 году в своем отчете в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал: «В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. Феодосий под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают, по оценке, больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме…»
Прибыв в Сибирь, владыка сразу же включился в работу. Тюменская земля, сохранившая за годы советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре. Тобольск, форпост христианской цивилизации, духовный и миссионерский центр Сибири, место служения и упокоения святителя Иоанна Тобольского, вдохновлял архипастыря на активные труды по возрождению Православия на этой древней земле.
26 апреля 1989 года Совет по делам религий при Совете министров СССР после неоднократных ходатайств верующих постановил передать здание Софийско-Успенского собора в городе Тобольске Церкви. Немалую роль при этом сыграла настойчивость архиепископа Омского и Тюменского Феодосия. В том же году владыка выступил организатором передачи Русской Православной Церкви не только Абалакского монастыря, но и инициировал открытие Тобольской духовной семинарии. 26 января 1990 года Священный Синод постановил возродить Тобольскую епархию, выделив в ее юрисдикцию Тюменскую область. Преосвященному Феодосию было постановлено впредь именоваться Омским и Тарским.
Храмостроительство было его особой жизненной стезей. Он устанавливал закладные кресты, и на их месте вскоре начинались стройки. И в воздвигнутых храмах — а их можно насчитать десятки — владыка Феодосий совершал первые богослужения. Уже в первые годы его архиерейского служения омские власти передали Церкви все сохранившиеся, но использовавшиеся не по назначению храмы Омской земли, в том числе Свято-Никольский казачий, Николо-Игнатиевский, Параскевы Пятницы, Казанской иконы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы.
Сегодня омичей и приезжих привлекает великолепие вновь восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей города надолго останется масштабная картина его стройки. Два года подряд, каждый день в жару, дождь и даже сорокаградусные сибирские морозы владыка Феодосий вместе с православными омичами служил молебен у поклонного креста, а потом все вместе обходили крестным ходом место строительства Успенского собора. Словно молитва поднимала каждый кирпич, каждый строительный блок. Этот удивительный духовный подвиг дал свои плоды — 15 июля 2007 года состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священомученника Сильвестра, обретенных в ходе его строительства.
При владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женские и одна мужская обитель. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь, с его многочисленными великолепными храмами и святым источником, давно стал визитной карточкой всей православной Сибири. С благословления владыки в Омско-Тарской епархии осуществлялись многие начинания и проводились различные мероприятия. Так, в начале 1990-х годов им было благословлено в Омске возрождение сибирского казачества.
Владыка облагораживал всё вокруг себя. Благодаря ему, носителю не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, нашли путь к храму. И тут сыграло не последнюю роль личное обаяние владыки, притягивающее к нему самых разных людей. В любой аудитории владыка находил то единственное, доверительное слово, которое доходит до сердца каждого.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года Преосвященный Феодосий был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».
Отпевание митрополита Феодосия состоялось 30 мая в Успенском кафедральном соборе Омска, а похоронен владыка в нижнем храме Успенского собора Ачаирского Крестового монастыря.

     

протоиерей Димитрий Олихов
16 августа 2016 г. 14:50
Ключевые слова: реабилитация, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00