выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Некрологи
Митрополит Феодосий (Процюк)
ЖМП № 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Митрополит Феодосий (Процюк)

Митрополит Феодосий (Процюк)
07.01.1927–28.05.2016

28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).
       
Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского).
24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий.
Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея.
С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.
27 ноября 1962 года в Троице-Сергиевой лавре протоиерей Игорь Процюк пострижен в монашество с именем Феодосий, а через день возведен в сан архимандрита. 2 декабря 1962 года состоялась его хиротония во епископа Черниговского и Нежинского. В течение последующих десяти лет владыка Феодосий — епископ Полтавский и Кременчугский (с 30 марта 1964 года), затем — Черновицкий и Буковинский (с 7 октября 1967 года), а с 2 февраля 1972 года — Смоленский и Вяземский.
9 сентября 1978 года Преосвященный Феодосий возведен в сан архиепископа, а с конца декабря 1984-го в течение года — Патриарший Экзарх в Средней Европе и архиепископ Берлинский и Среднеевропейский.
А 29 июля 1986 года владыка получает назначение на Омскую кафедру. Он ехал в далекий и неведомый ему Омск, представляя его холодным и заснеженным городом, местом ссылки Достоевского, втайне лелея надежду, что пробудет в нем недолго, года три... Но три года растянулись на двадцать пять, каждый из которых был ярким, насыщенным и плодотворным в духовной жизни Омского Прииртышья. Позднее сам владыка Феодосий вспоминал, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня, приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». Уже в 1987 году в своем отчете в Москву уполномоченный по делам религии по Омской области О.П. Осипов сообщал: «В связи с назначением в область архиепископа Феодосия повсеместно отмечается значительный рост активности всех религиозных православных объединений. Феодосий под личный контроль взял художественную роспись омских храмов, комплектование хоров... Архиерейские служения, особенно в дни религиозных праздников, привлекают, по оценке, больше посетителей в омские церкви, чем это было при бывшем архиерее Максиме…»
Прибыв в Сибирь, владыка сразу же включился в работу. Тюменская земля, сохранившая за годы советской власти в различном состоянии 94 храма, стала благодатным поприщем для первых деятельных шагов владыки Феодосия на Омско-Тюменской кафедре. Тобольск, форпост христианской цивилизации, духовный и миссионерский центр Сибири, место служения и упокоения святителя Иоанна Тобольского, вдохновлял архипастыря на активные труды по возрождению Православия на этой древней земле.
26 апреля 1989 года Совет по делам религий при Совете министров СССР после неоднократных ходатайств верующих постановил передать здание Софийско-Успенского собора в городе Тобольске Церкви. Немалую роль при этом сыграла настойчивость архиепископа Омского и Тюменского Феодосия. В том же году владыка выступил организатором передачи Русской Православной Церкви не только Абалакского монастыря, но и инициировал открытие Тобольской духовной семинарии. 26 января 1990 года Священный Синод постановил возродить Тобольскую епархию, выделив в ее юрисдикцию Тюменскую область. Преосвященному Феодосию было постановлено впредь именоваться Омским и Тарским.
Храмостроительство было его особой жизненной стезей. Он устанавливал закладные кресты, и на их месте вскоре начинались стройки. И в воздвигнутых храмах — а их можно насчитать десятки — владыка Феодосий совершал первые богослужения. Уже в первые годы его архиерейского служения омские власти передали Церкви все сохранившиеся, но использовавшиеся не по назначению храмы Омской земли, в том числе Свято-Никольский казачий, Николо-Игнатиевский, Параскевы Пятницы, Казанской иконы Божией Матери и Знамения Пресвятой Богородицы.
Сегодня омичей и приезжих привлекает великолепие вновь восстановленного Успенского кафедрального собора. А в памяти многих жителей города надолго останется масштабная картина его стройки. Два года подряд, каждый день в жару, дождь и даже сорокаградусные сибирские морозы владыка Феодосий вместе с православными омичами служил молебен у поклонного креста, а потом все вместе обходили крестным ходом место строительства Успенского собора. Словно молитва поднимала каждый кирпич, каждый строительный блок. Этот удивительный духовный подвиг дал свои плоды — 15 июля 2007 года состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священомученника Сильвестра, обретенных в ходе его строительства.
При владыке Феодосии его стараниями на Омской земле были созданы две женские и одна мужская обитель. Среди них Ачаирский Крестовый монастырь, с его многочисленными великолепными храмами и святым источником, давно стал визитной карточкой всей православной Сибири. С благословления владыки в Омско-Тарской епархии осуществлялись многие начинания и проводились различные мероприятия. Так, в начале 1990-х годов им было благословлено в Омске возрождение сибирского казачества.
Владыка облагораживал всё вокруг себя. Благодаря ему, носителю не только многовековой русской духовной традиции, но и христианской культуры, немало людей, стоящих на разных ступеньках социальной лестницы, нашли путь к храму. И тут сыграло не последнюю роль личное обаяние владыки, притягивающее к нему самых разных людей. В любой аудитории владыка находил то единственное, доверительное слово, которое доходит до сердца каждого.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года Преосвященный Феодосий был почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей».
Отпевание митрополита Феодосия состоялось 30 мая в Успенском кафедральном соборе Омска, а похоронен владыка в нижнем храме Успенского собора Ачаирского Крестового монастыря.

     

протоиерей Димитрий Олихов
16 августа 2016 г. 14:50
Ключевые слова: реабилитация, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00