выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Некрологи
Протоиерей Борис Развеев (+ 30.03.2011)
ЖМП № 3 март 2012 /  4 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Борис Развеев (+ 30.03.2011)

На 62-м году жизни скончался настоятель храма Святителя Николая в Вероне протоиерей Борис Развеев.

Протоиерей Борис Развеев родился в Магадане 9 июля 1949 года в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, и его жизнь прошла в благоговейном почитании Пресвятой Девы, особый покров Которой он всегда чувствовал над собой.

Родители будущего священника Борис Филаретович и Анна Ивановна Развеевы были репрессированы, познакомились и поженились в ссылке. В 1954 году семья переехала в Уфу, где прошли отроческие годы и юность Бориса и его младшего брата Виктора, о воспитании которого он трогательно заботился. В 1966 году по окончании уфимской средней школы № 11 Борис поступает в авиационный техникум и с 1968 по 1970 год служит в морской авиации на Северном флоте. После демобилизации — снова учеба, теперь это юридический факультет Башкирского государственного университета по специальности «правоведение». Борис Развеев много читал, был общительным и очень веселым.

Студенческие годы прошли в духовных поисках, и в 1975 году Борис принимает крещение на частной квартире в Москве от священника Димитрия Дудко. Тот имел дар приводить людей ко Христу, за что подвергался преследованиям как антисоветчик. Борис Развеев, впоследствии приняв благодать священства, так же как и отец Димитрий, и словом, и личным примером привел множество самых разных людей к вере. И ему также пришлось испить горькую чашу за исповедование Христа. Крестившись, Борис ощутил в душе желание быть священником.

Вскоре он венчается с Татьяной Алeщукиной в Сергиевском кафедральном храме города Уфы. Татьяна Ивановна разделила все тяготы служения мужа, стала достойной матушкой и матерью троих детей — дочерей Христинии и Софии и сына Серафима.


Началась новая жизнь — в лоне Матери-Церкви. Утром Борис прислуживал в храме, пел и читал на клиросе, днем работал церковным сторожем, а вечером учился в университете. Однако за открытое исповедование веры был вынужден отказаться от юридической практики и даже по окончании вуза в 1976 году не смог устроиться по специальности. Сердце Бориса искало пути служению Христу. Будущий священник повстречал многих известных пастырей: уфимского иеромонаха Моисея (Чигвинцева), который стал его духовником, а ныне причислен к лику местночтимых уфимских святых; духовника Рижской Спасо-Преображенской пустыни архимандрита Тавриона (Батозского), схиигумена Савву (Остапенко) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) из Псково-Печорского монастыря. Все они были исповедниками, претерпели гонения за православную веру. «Отец Моисей был настоящий духовник, — рассказывал впоследствии протоиерей Борис. — Пришел я к нему однажды и говорю: «Хочу исповедаться». Он отвел меня в какой-то закуточек, надел на себя епитрахиль, прочел молитвы. И вдруг говорит: «Исповедуйся! Христос стоит и слушает тебя». Он сказал так эти слова, что я понял: он видит Христа! И Сам Христос сейчас действительно стоит между нами. Я исповедовался ему в тот раз так, как никогда больше не исповедовался. Это был святой человек!» Духовную поддержку и необходимые наставления на священнический путь Борис получил в то время и от митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), которого впоследствии также с благодарностью вспоминал.

В 1982–1984 годах Борис работает юрисконсультом на заводе «Электроаппарат» в Уфе, но молитва уже занимает в его жизни первое место, а работа как послушание — второе. Вера крепла, закалялась огнем испытаний. Жажда Христа, открытое исповедание веры в советское время наказывались тюрьмой и лагерями. Не избежал этой участи и Борис Развеев. Но он только благодарил Бога: «Мне нужно было это испытание, — писал он. — А с другой стороны, какое испытание? Как всякий неофит, я искал сильных подвигов, уединенной молитвы, келейной жизни. А Господь предоставил и келью, и всё, что необходимо. Не надо заботиться о хлебе насущном — только молись. Я так и понял случившееся — как милость Божию». После освобождения Борис еще больше загорелся желанием священства, хотя государство по-прежнему оказывало давление на Церковь, несмотря на перестройку и перемены в обществе, и для человека с ярлыком диссидента это было практически неосуществимо. Попытки поступить в семинарию, принять сан заканчивались ничем.

Жизнь Бориса перевернулась внезапно. Вот как сам он вспоминал об этом: «Читаю однажды канон в церкви, а меня вызывает владыка Никон (Васюков. — Ред.), спрашивает: «Вы почему без подрясника?» Объясняю, что не благословлено. «Хотите быть священником? Канонических препятствий нет?» — поинтересовался архиерей. «Хочу. Препятствий нет». «Несите подрясник». Раз, и в чтецы меня. Потом: «Несите стихарь». И в иподьяконы произвели, сказав: «Готовься завтра в диаконы». Ночью не спалось, пятнадцать лет ждал. На Литургии владыка уточнил: «Что у тебя там с биографией?» «Диссидентствовал, письма в защиту веры подписывал, каторга маленькая была». «Ну ладно. Готовься завтра в священники…»

8 октября 1992 года, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) в кафедральном соборе Преподобного Сергия Радонежского рукоположил Бориса Развеева в сан священника. Вскоре владыка Никон назначил отца Бориса ключарем кафедрального собора, а 1 сентября 1991 года — настоятелем возвращенного Церкви храма Рождества Богородицы в Уфе. В этом храме размещался кинотеатр, он был сильно осквернен и требовал полной реконструкции. С большим усердием отец Борис принялся за созидание общины и воссоздание храма, который теперь стал благолепным кафедральным собором. Настоятелем показывал пример аскетичности, а уставные богослужения на приходе по протяженности приближались к монастырским. Ему удалось удивительно сплотить паству. Когда возникали трудности, настоятель призывал усилить пост и молитву и по милости Божией искушения отступали.

В 1993 году священник Борис закончил заочно Московскую духовную семинарию, а в 1997 году, уже будучи протоиереем, — Ленинградскую духовную академию. Как образованного пастыря его назначили директором филиала Свято-Тихоновского института в Уфе, и, таким образом, он возглавил богословское образование в епархии.

В марте 1998 года протоиерей Борис уходит за штат и переезжает с семьей в Москву, где священноначалие определяет местом его служения храмы Ваганьковского кладбища. Его паства значительно умножилась, ведь он умел слышать каждого человека. Многие стремились к нему за обсуждением своих проблем, за благословением. Служение на кладбище — это ежедневная встреча со смертью и человеческим горем. Но радость о Христе воскресшем, которой жил протоиерей Борис, оживляла людей, приходивших к нему со своими скорбями.

Многие из тех, кто имел общение с батюшкой, потом приводили к нему своих родных, друзей и знакомых. Новых людей он принимал с радостью и любовью. На исповедь к нему всегда выстраивалась очередь, но он уделял необходимое время и внимание каждому и порой надолго задерживался у исповедального аналоя после богослужения. Протоиерей Борис мог выслушать и днем, и ночью, имел дар деятельной любви и сострадания, рассуждения и мудрого совета. К нему приходили люди из самых разных слоев общества и, наверное, не будет преувеличением сказать, что никто не оставался неутешенным. Каждый получал наставление, а при необходимости — материальную помощь.

Отец Борис совершал службы и в приписном храме Святителя Николая на Трех горах. Не прекращая служения на Ваганькове, отец Борис исполнял послушания по восстановлению патриаршего подворья — храма Иерусалимской Божией Матери, что за Покровской заставой, а затем — по возведению храма святой Анастасии Узорешительницы в Теплом стане.


Иерусалимский храм, обезображенный перекрытиями, обезглавленный, стал оживать благодаря начавшимся регулярным богослужениям, которые совершал протоиерей Борис. «Главное — молиться, остальное Бог даст», — всегда говорил он. Божьей милостью и молитвами батюшки на праздник Сретенья Господня в храм была передана старинная иерусалимская икона Богородицы, теперь главная его святыня. Собрав первоначальную общину, расширив храмовое пространство для увеличившейся паствы (своими руками батюшка разбивал молотком перегородки, оставшиеся от предыдущих «хозяев» здания), он подготовил храм к совершению Литургии.

В Теплом стане на месте закладки храма, буквально на пустыре, отец Борис начал регулярно служить молебны и в снег, и в дождь, и под палящим солнцем. Живой проповедью о Христе и молитвой стала созидаться община. И опять произошло чудо: земля была передана Церкви, деревянный храм святой Анастасии Узорешительницы возведен и подготовлен для богослужений.

6 октября 2003 года начался новый, миссионерский, этап в жизни протоиерея Бориса, когда решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был направлен в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) для пастырского служения в Италии. В 2004 году он стал настоятелем храма Святителя Николая в Вероне. Первую Литургию вдали от Родины он совершал на Благовещение, и в храме молились около тридцати прихожан. Впоследствии трудами нового настоятеля их численность значительно увеличилась и в большие праздники храм посещали сотни людей — эмигрантов из бывшего СССР, итальянцев, сербов, русскоязычных туристов. Многими трудами отца Бориса бедный католический храм IV века превратился в благолепную церковь, устроенную по православным канонам: с престолом и жертвенником, иконостасом из написанных в древнем стиле икон, ризницей, утварью, которую батюшка сам привозил из России.

Протоиерей Борис Развеев окормлял и общину храма Святителя Николая в Мирано, и общины православных верующих в городах Удине и Домодосело. Часто, совершив службу у себя на приходе, он садился в поезд и ехал несколько часов в другой город, чтобы опять служить, исповедовать, причащать.
      Несмотря на занятость, он находил время, чтобы совершать паломничества к православным италийским святыням — к мощам Святителя Николая в Бари, апостола Марка и святого Иоанна Милостивого в Венеции, святого Амвросия Медиоланского в Милане, к святыням Рима. Впоследствии ему удалось организовать паломническую поездку епископа Вероны с большой группой католических верующих к православным святыням Москвы, Санкт-Петербурга и Валаама.

Паломничество занимало важное место в жизни отца Бориса. В начале своего пастырского служения он почти месяц жил на Святой земле. В 2000-е годы возглавлял паломнические группы в Грецию. Несколько раз был на Афоне, посещал Сербию и Черногорию. Однажды во время паломничества на Афон отец Борис совершал восхождение на вершину Святой горы вместе со своим духовным сыном, и ночь застала их в пути. Ночлега поблизости не было. Но батюшка благословил идти в сторону от дороги, где стояли запрещающие указатели. Когда путники пришли в неизвестное место и, помолившись, стали готовиться спать на земле, к ним вышел монах, провел в свою келью, накормил и предоставил возможность ночлега. Протоиерей Борис по опыту знал, что на Афоне Божия Матерь никого не оставляет своей заботой. Познавая на себе милость Божию, батюшка и сам был милостив, снисходителен к своим спутникам. Возглавляя большие группы, он за короткое время объединял совершенно разных людей, многие из которых потом становились его духовными чадами.

Находясь на служении в Италии, протоиерей Борис всегда был на связи с оставшимися в России и при первой возможности приезжал к своей пастве.

Отец Борис имел насущную потребность в богослужении, в молитве. Пламенно совершал Божественную литургию, вознося перед престолом молитву за всех и вся. Был необыкновенным проповедником, говорил без подготовки, прекрасно зная Священное Писание и святых отцов.

К празднику святой Пасхи Христовой 2008 года Святейший Патриарх Алексий II удостоил отца Бориса награды — права ношения креста с украшениями. Но батюшке предстояло понести и другой крест — крест тяжелой неизлечимой онкологической болезни, который он с 2009 года нес по-христиански безропотно и терпеливо, всецело полагаясь на волю Божию.

Последнюю свою Литургию отец Борис совершил 16 января 2011 года в храме Святителя Николая в Вероне. Потом он посетил Святую землю, где молился у Гроба Господня в Иерусалиме и в Вифлееме. Израильские врачи поставили ему диагноз «рак четвертой степени» и признали свое бессилие. Батюшка понимал положение и решил вернуться в Россию. Последние недели жизни он провел в Самаре, где живут его близкие — мама и брат. Большим утешением было для него частое причащение святых Христовых таин. Накануне кончины отца Бориса исповедовал и причастил, совершил над ним таинство соборования архимандрит Корнилий (Синяев).

30 марта 2011 года в день памяти святого Алексия, человека Божия, на Крестопоклонной неделе Великого поста протоиерей Борис Развеев мирно скончался. Отпевание в Кирилло-Мефодиевском соборе Самары было совершено 1 апреля собором духовенства Самарской, Уфимской, Владимирской и Московской епархий. Возглавил отпевание архимандрит Корнилий (Синяев), ныне епископ Волгодонский и Сальский. Погребен отец Борис рядом с храмом святого праведного Иоанна Кронштадтского на Рубежном кладбище Самары.

Вечная память!

Леонид Александрович Сердобинский,
духовное чадо протоиерея Бориса Развеева    

4 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00