iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
протоиерей Георгий Иванов
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Георгий Иванов ( + 16.12.2010 )

После продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Вологодской епархии, почетный настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Вологде мит­рофорный протоиерей Георгий Иванов.

Почившего пастыря любили и уважали не только в Вологодской епархии, но и далеко за ее пределами. Родился он в крестьянской семье в деревне Гаврилово Бежаницкого района, на древней Псковской земле. Неподалеку от его родных мест находились Святогорский и Псково-Печерский монастыри. Протоиерей Георгий всегда с любовью рассказывал о жизни насельников знаменитой Псково-Печерской обители, куда он нередко приходил на богомолье, вспоминал свою глубоко верующую бабушку. Впервые Георгий попал на службу в праздник Преображения Господня. Всё тогда понравилось 14-летнему подростку в церкви, особенно благолепие церковной службы и батюшка в белоснежной ризе...

После первого посещения церковной службы Георгий мечтал стать священником. Правда, в то время молодым людям запрещалось ходить в храм, и немало унижений и насмешек претерпел будущий пастырь, когда начал помогать в алтаре, читать на клиросе. Но ничто не могло сломить его намерения служить Святой Церкви. По окончании школы он уехал учиться в Ленинград, где познакомился с игуменом Дамаскином (Быстрым), и эта встреча во многом определила дальнейший жизненный путь юноши. Он стал духовным сыном отца Дамаскина, и, когда того назначили епископом Тамбовским, Георгий Иванов переехал вслед за ним. До призыва в армию он служил алтарником Космодамиановского храма близ Тамбова.

Армейские годы Георгия Иванова прошли под Ленинградом, в свободное время он ходил молиться в храм Ленинградской духовной академии, побывал на богослужениях, совершаемых митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), уважение и трепетное отношение к которому пронес через всю жизнь. Окончив воинскую службу, Георгий вернулся в Тамбов. К этому времени владыка Дамаскин был уже переведен в Вологду, и будущий пастырь поехал к своему духовному наставнику. Это было в 1975 году. Духовные отношения отца и сына сохранялись между отцом Георгием и владыкой Дамаскином до самой смерти архиерея. И ныне Господь призвал отца Георгия в мир иной накануне дня ангела владыки Дамаскина.

В Вологде владыка Дамаскин благословил своего духовного сына на алтарничество в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Желание Георгия посвятить себя служению у престола Божия крепло. После женитьбы в 1976 году Георгий Иванов стал диаконом, а вскоре и священником, получил назначение настоятелем Покровского храма близ Кириллова. Священнику Георгию шел тогда 21-й год, ему предстояли сложнейшие богослужения Страстной седмицы и Святой Пасхи. Молодой священник тщательно готовился, очень волновался, и с Божией помощью все службы прошли, как он вспоминал потом, на едином дыхании. Помогали, конечно, и пожилой священник Алексий Анхимов, и певчие из уцелевших монахинь разоренных монастырей Белозерья — Горицкого, Ферапонтова… Они хранили на приходе традиции своих обителей, и отец Георгий поддерживал это стремление, учился у них.

Позднее отец Георгий говорил: «Я счастлив тем, что Господь дал мне пообщаться с остатком прежней, ушедшей от нас Руси. В начале своего служения я узнал церковные традиции, познакомился с настоящими церковными людьми». Именно здесь отец Георгий впервые услышал имена тех, кто сейчас прославлен в лике новомучеников Российских. Несмотря на молодость, батюшка был активным настоятелем, он сумел в советское время капитально отремонтировать храм, обновить ризницу, возродить колокольный звон!

Затем его служение проходило в Ильинском храме города Кадникова и Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. В это время отец Георгий заочно закончил Московскую духовную семинарию.

В 1990 году он был назначен настоятелем переданного Церкви храма апостола Андрея Первозванного в Вологде. Старинная церковь была принята им в аварийном состоянии. «Ни окон, ни дверей не было, — вспоминал батюшка, — внешне храм-памятник, а внутри склад: грязь, хлам, безобразие кругом. Надо еще учесть, что храм отдавать не хотели, тут пришлось повоевать. Всего за три месяца, благодаря помощи Божией и добрых людей, храм был подготовлен к службе. Убрали всю грязь, провели отопление и 9 декабря освятили престол в честь апостола Андрея Первозванного. Как потом выяснилось, этот день — день памяти священномученика Николая Замараева, последнего настоятеля перед закрытием нашего храма. Совпадение? Чудо!»

Немало труда, энергии вложено отцом Георгием в его любимое детище. Главной заботой священника всегда были люди, которых он наставлял на путь истинный, привлекал к церковному служению. Не зря в народе храм называли Андреевской академией. За годы своего служения батюшка воспитал более 20 священнослужителей. Отец Георгий не жалел сил на возрождение церковной жизни в епархии. В трудные 90-е годы он временно управлял Спасо-Прилуцким монастырем. Несколько лет преподавал практическое руководство для пастырей в Вологодском духовном училище. Долгое время являлся благочинным Центрального округа, заботился о сельских священниках, щедро передавал им свой духовный опыт, поддерживал и в радости, и в горе.

За свое многолетнее и безупречное служение был удостоен множества церковных наград, включая митру и орден князя Даниила Московского III степени. Отец Георгий являл собой образ истинного служителя Церкви Христовой. Важнейшей частью его жизни было богослужение.

Отец Георгий заботливо хранил церковные традиции, которые старался передать своим ученикам. Он был истинно русским человеком — хлебосольным, искренним в гневе и в милости, замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок.

С истинным смирением батюшка воспринял ниспосланную ему Господом болезнь. Последнюю свою Божественную литургию протоиерей Георгий Иванов совершил в день Святой Пасхи 2010 года. Когда позволяли силы, старался приехать в храм помолиться, приступить к церковным таинствам. Последние полгода своей жизни он причащался и соборовался на дому. Те, кто навещал батюшку дома в последние месяцы, могут засвидетельствовать, что он был в ясном уме и смиренно ожидал своей участи. Скончался отец Георгий 16 декабря, когда началась служба, посвященная великомученице Варваре и преподобному Иоанну Дамаскину. 18 декабря собором духовенства епархии при большом стечении верующих было совершено отпевание, которое возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Погребен батюшка у алтаря родного Андреевского храма, где прослужил ровно 20 лет.

В интервью одному из вологодских изданий отец Георгий говорил: «И тогда я вологодский край полюбил, когда в Кириллов приехал. Его нельзя не полюбить, эта земля святая. Никуда не поеду, тут останусь умирать...» Богоспасаемый Вологодский край ответил любовью на любовь. Отца Георгия многие любили и уважали, люди хранят о нем благодарную память.

Димитрий Лодыгин,
чтец Вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне

22 июня 2011 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00