iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Некрологи
протоиерей Георгий Иванов
ЖМП № 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Георгий Иванов ( + 16.12.2010 )

После продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Вологодской епархии, почетный настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Вологде мит­рофорный протоиерей Георгий Иванов.

Почившего пастыря любили и уважали не только в Вологодской епархии, но и далеко за ее пределами. Родился он в крестьянской семье в деревне Гаврилово Бежаницкого района, на древней Псковской земле. Неподалеку от его родных мест находились Святогорский и Псково-Печерский монастыри. Протоиерей Георгий всегда с любовью рассказывал о жизни насельников знаменитой Псково-Печерской обители, куда он нередко приходил на богомолье, вспоминал свою глубоко верующую бабушку. Впервые Георгий попал на службу в праздник Преображения Господня. Всё тогда понравилось 14-летнему подростку в церкви, особенно благолепие церковной службы и батюшка в белоснежной ризе...

После первого посещения церковной службы Георгий мечтал стать священником. Правда, в то время молодым людям запрещалось ходить в храм, и немало унижений и насмешек претерпел будущий пастырь, когда начал помогать в алтаре, читать на клиросе. Но ничто не могло сломить его намерения служить Святой Церкви. По окончании школы он уехал учиться в Ленинград, где познакомился с игуменом Дамаскином (Быстрым), и эта встреча во многом определила дальнейший жизненный путь юноши. Он стал духовным сыном отца Дамаскина, и, когда того назначили епископом Тамбовским, Георгий Иванов переехал вслед за ним. До призыва в армию он служил алтарником Космодамиановского храма близ Тамбова.

Армейские годы Георгия Иванова прошли под Ленинградом, в свободное время он ходил молиться в храм Ленинградской духовной академии, побывал на богослужениях, совершаемых митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), уважение и трепетное отношение к которому пронес через всю жизнь. Окончив воинскую службу, Георгий вернулся в Тамбов. К этому времени владыка Дамаскин был уже переведен в Вологду, и будущий пастырь поехал к своему духовному наставнику. Это было в 1975 году. Духовные отношения отца и сына сохранялись между отцом Георгием и владыкой Дамаскином до самой смерти архиерея. И ныне Господь призвал отца Георгия в мир иной накануне дня ангела владыки Дамаскина.

В Вологде владыка Дамаскин благословил своего духовного сына на алтарничество в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Желание Георгия посвятить себя служению у престола Божия крепло. После женитьбы в 1976 году Георгий Иванов стал диаконом, а вскоре и священником, получил назначение настоятелем Покровского храма близ Кириллова. Священнику Георгию шел тогда 21-й год, ему предстояли сложнейшие богослужения Страстной седмицы и Святой Пасхи. Молодой священник тщательно готовился, очень волновался, и с Божией помощью все службы прошли, как он вспоминал потом, на едином дыхании. Помогали, конечно, и пожилой священник Алексий Анхимов, и певчие из уцелевших монахинь разоренных монастырей Белозерья — Горицкого, Ферапонтова… Они хранили на приходе традиции своих обителей, и отец Георгий поддерживал это стремление, учился у них.

Позднее отец Георгий говорил: «Я счастлив тем, что Господь дал мне пообщаться с остатком прежней, ушедшей от нас Руси. В начале своего служения я узнал церковные традиции, познакомился с настоящими церковными людьми». Именно здесь отец Георгий впервые услышал имена тех, кто сейчас прославлен в лике новомучеников Российских. Несмотря на молодость, батюшка был активным настоятелем, он сумел в советское время капитально отремонтировать храм, обновить ризницу, возродить колокольный звон!

Затем его служение проходило в Ильинском храме города Кадникова и Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. В это время отец Георгий заочно закончил Московскую духовную семинарию.

В 1990 году он был назначен настоятелем переданного Церкви храма апостола Андрея Первозванного в Вологде. Старинная церковь была принята им в аварийном состоянии. «Ни окон, ни дверей не было, — вспоминал батюшка, — внешне храм-памятник, а внутри склад: грязь, хлам, безобразие кругом. Надо еще учесть, что храм отдавать не хотели, тут пришлось повоевать. Всего за три месяца, благодаря помощи Божией и добрых людей, храм был подготовлен к службе. Убрали всю грязь, провели отопление и 9 декабря освятили престол в честь апостола Андрея Первозванного. Как потом выяснилось, этот день — день памяти священномученика Николая Замараева, последнего настоятеля перед закрытием нашего храма. Совпадение? Чудо!»

Немало труда, энергии вложено отцом Георгием в его любимое детище. Главной заботой священника всегда были люди, которых он наставлял на путь истинный, привлекал к церковному служению. Не зря в народе храм называли Андреевской академией. За годы своего служения батюшка воспитал более 20 священнослужителей. Отец Георгий не жалел сил на возрождение церковной жизни в епархии. В трудные 90-е годы он временно управлял Спасо-Прилуцким монастырем. Несколько лет преподавал практическое руководство для пастырей в Вологодском духовном училище. Долгое время являлся благочинным Центрального округа, заботился о сельских священниках, щедро передавал им свой духовный опыт, поддерживал и в радости, и в горе.

За свое многолетнее и безупречное служение был удостоен множества церковных наград, включая митру и орден князя Даниила Московского III степени. Отец Георгий являл собой образ истинного служителя Церкви Христовой. Важнейшей частью его жизни было богослужение.

Отец Георгий заботливо хранил церковные традиции, которые старался передать своим ученикам. Он был истинно русским человеком — хлебосольным, искренним в гневе и в милости, замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок.

С истинным смирением батюшка воспринял ниспосланную ему Господом болезнь. Последнюю свою Божественную литургию протоиерей Георгий Иванов совершил в день Святой Пасхи 2010 года. Когда позволяли силы, старался приехать в храм помолиться, приступить к церковным таинствам. Последние полгода своей жизни он причащался и соборовался на дому. Те, кто навещал батюшку дома в последние месяцы, могут засвидетельствовать, что он был в ясном уме и смиренно ожидал своей участи. Скончался отец Георгий 16 декабря, когда началась служба, посвященная великомученице Варваре и преподобному Иоанну Дамаскину. 18 декабря собором духовенства епархии при большом стечении верующих было совершено отпевание, которое возглавил архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Погребен батюшка у алтаря родного Андреевского храма, где прослужил ровно 20 лет.

В интервью одному из вологодских изданий отец Георгий говорил: «И тогда я вологодский край полюбил, когда в Кириллов приехал. Его нельзя не полюбить, эта земля святая. Никуда не поеду, тут останусь умирать...» Богоспасаемый Вологодский край ответил любовью на любовь. Отца Георгия многие любили и уважали, люди хранят о нем благодарную память.

Димитрий Лодыгин,
чтец Вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлёне

22 июня 2011 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00