iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Репортажи
Виктор Калинин. Серия "Афонские портреты"
ЖМП № 4 апрель 2016 /  12 апреля 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Афонский пленэр. Российские художники рисуют Святую гору Афон

К святогорским юбилейным торжествам достойно подготовились и российские художники. Еще год назад группа заслуженных отечественных живописцев во главе с авторами идеи москвичами братьями Иваном и Михаилом Мастеропуло предприняла паломничество на Афон. В Священном Киноте паломники испросили и получили от прота Святой горы старца Симеона благословение на серию художественных пленэров, дабы запечатлеть живописнейшие виды удела Пресвятой Богородицы. Позднее это намерение благословил Патриарх Мос­ковский и всея Руси Кирилл (PDF-версия картин).

В течение нескольких последующих месяцев при содействии фонда «Русский мир» на Афоне побывали свыше двух десятков художников, как опытных живописцев, так и молодых, но уже сложившихся мастеров. «Иногда нам показывали уникальные, доступные одним только монахам места. Мы смогли рассмотреть как древнейшие фрески, так и современные росписи афонских храмов, — рассказывает Иван Мастеропуло. — Практически повсюду гостей представляли настоятелям монастырей, устраивали им интереснейшие экскурсии. Кроме того, нам предоставилась редкая возможность пообщаться с афонскими старцами и монахами, но главное — побывать на богослужениях, поклониться святыням и помолиться».

Во время довольно коротких паломничеств художникам удалось посетить дюжину афонских монастырей, пять скитов и несколько монашеских келий, а также афонскую столицу Карею. Сейчас почти все живописные полотна, замысел которых родился во время этих путешествий, уже готовы (остальные дописываются). В рамках юбилейного спецпроекта, проходящего под эгидой перекрестного года России и Греции, их предполагается продемонстрировать в серии передвижных выставок на территории обеих стран. Первую из них — в экспозиционном комплексе Государственного музея-заповедника «Новый Иерусалим» (город Истра) — намечено открыть 4 июня. Москвичи увидят эти работы несколько позднее, в августе, в столичном выставочном зале Российской академии художеств. В последующем каждый монастырь, принимавший художников, получит в дар по картине, сюжет которой связан с этой обителью.

В ближайших номерах «Журнал Московской Патриархии» предложит вниманию читателей несколько работ, созданных в ходе этого проекта, с небольшими рассказами о художниках — их авторах.

12 апреля 2016 г. 17:00
Ключевые слова: Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи