iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Репортажи
Рождество Богородицы. Реставрация 2011-2012г.г. (реставратор Прохор Прохоров)
5 августа 2013 г. 09:40
версия для печати версия для печати

Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками

Сотрудничество Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с Московским государственным объединенным музеем-заповедником приносит деятельные плоды.

В Царицыных хоромах Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) впервые демонстрирует две только что отреставрированные праздничные иконы, посвященные Пречистой Деве Марии: Рождества Богородицы и Введения Ее во Храм. Выставочный проект интересен сам по себе, но куда примечательнее сопутствовавшие реставрации обстоятельства. В 2011 — 2012 учебном году этим иконам суждено было стать дипломными проектами студентов факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ).

«Доброму сотрудничеству нашего музея с кафедрой реставрации ПСТГУ несколько лет, - рассказывает хранитель коллекции древнерусской живописи, заведующая сектором изобразительного искусства и книги МГОМЗ Мария Послыхалина. - Число отреставрированных студентами икон растет с каждым годом. Весной и осенью, а также в течение отопительного сезона иконы реагируют изменением сохранности на часты перемены погоды, температуры и влажности. Молодые специалисты во время обучения проходят обязательную практику по консервации произведений искусства: напитывают специальным рыбьим клеем красочный слой, наносят профилактические защитные заклейки для стабилизации состояния и этим оказывают неоценимую помощь. Мы очень довольны результатами: студенты работают быстро, качественно и, главное, под присмотром настоящих профессионалов экстра-класса».

Вполне естественно, что предметы музейного хранения из фондов МГОМЗ выступают и в роли дипломных проектов — на финальной стадии обучения в вузе, когда старшекурсник превращается в без пяти минут молодого специалиста. Восстановленные в позапрошлом учебном году студентами ПСТГУ иконы, посвященные богородичным праздникам, именно из этого разряда. Обе они попали в Коломенское из столичного храма Святителя Николая-на-Щепах (территория бывшего Государева Дровяного Двора по современному 1-му Смоленскому переулку). Случилось это в период массового закрытия храмов в 1930-е годы, и с тех пор иконы находились в фондах.

«Сравнительно неплохой их сохранности способствовало покрытие в начале XIX века так называемым лепным левкасом — мягким составом на основе мела, наносимым на всю лицевую сторону иконы за исключением ликов, - рассказывает Послыхалина. - Золоченый левкас, имитирующий драгоценный оклад, скрыл практически всю поверхность и тем самым защитил ее от внешнего воздействия». Впрочем, самому экс-дипломнику — ныне художнику-реставратору отдела реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской Галереи Прохору Прохорову — икона сначала показалась буквально черной. «Она висела на северной стене храма Николы-на-Щепах — самой холодной и самой мокрой, основательно отсырела, - говорит Прохоров. - На восстановление ее ушел целый год. Занимался этим ежедневно, с утра до вечера. Теперь понимаю: это очень короткий срок. Но получилось так, что мне в нашей группе досталась самая большая икона, отступать было некуда. Как выяснилось уже в ходе реставрации, икона уникальная: ее центральная и обе боковые части созданы в разное время. Если приглядеться можно убедиться: левая и правая доли даже выполнены в немного иной манере».

Имен иконописцев история до нас не донесла. По мнению искусствоведов, художественные и технологические особенности письма позволяют определить время создания — последняя треть XVII века — и авторство царских мастеров Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют прежде всего мастерство иконописцев, высокое качество красителей и материалов, а также заимствованные из западноевропейских гравюр особенности (четко выписанные детали интерьера и колонн, реалистичная манера изображения оконных решеток и деталей быта, прорисованная кровля вместо символически наброшенного поверх опор плата) — в то время известные и доступные для изучения только царским мастерам. Не так, как в средневековой русской живописи, изображены тканевые складки. «Наконец, два важнейших момента: характерное для Запада построение пространства при помощи прямой, а не традиционной для византийской иконописи обратной перспективы, и живоподобная манера личного письма, - добавляет Мария Владимировна. - Кроме того, в иконе, наряду с темперными красками, использованы цветные прозрачные лаки-баканы, придающие изображению особенную праздничность. С ним наших предков познакомили итальянцы, и пользовались им лишь царские иконописцы».

Вторую икону мини-выставки — Введение во Храм Пресвятой Богородицы — отреставрировала однокурсница Прохора Прохорова Ангелина Бирева.

Выставка открыта до 2 февраля 2014г.

5 августа 2013 г. 09:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00