iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией
Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков. Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».
19 июня 2015 г. 17:20
Репортажи
Рождество Богородицы. Реставрация 2011-2012г.г. (реставратор Прохор Прохоров)
5 августа 2013 г. 09:40
версия для печати версия для печати

Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками

Сотрудничество Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с Московским государственным объединенным музеем-заповедником приносит деятельные плоды.

В Царицыных хоромах Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) впервые демонстрирует две только что отреставрированные праздничные иконы, посвященные Пречистой Деве Марии: Рождества Богородицы и Введения Ее во Храм. Выставочный проект интересен сам по себе, но куда примечательнее сопутствовавшие реставрации обстоятельства. В 2011 — 2012 учебном году этим иконам суждено было стать дипломными проектами студентов факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ).

«Доброму сотрудничеству нашего музея с кафедрой реставрации ПСТГУ несколько лет, - рассказывает хранитель коллекции древнерусской живописи, заведующая сектором изобразительного искусства и книги МГОМЗ Мария Послыхалина. - Число отреставрированных студентами икон растет с каждым годом. Весной и осенью, а также в течение отопительного сезона иконы реагируют изменением сохранности на часты перемены погоды, температуры и влажности. Молодые специалисты во время обучения проходят обязательную практику по консервации произведений искусства: напитывают специальным рыбьим клеем красочный слой, наносят профилактические защитные заклейки для стабилизации состояния и этим оказывают неоценимую помощь. Мы очень довольны результатами: студенты работают быстро, качественно и, главное, под присмотром настоящих профессионалов экстра-класса».

Вполне естественно, что предметы музейного хранения из фондов МГОМЗ выступают и в роли дипломных проектов — на финальной стадии обучения в вузе, когда старшекурсник превращается в без пяти минут молодого специалиста. Восстановленные в позапрошлом учебном году студентами ПСТГУ иконы, посвященные богородичным праздникам, именно из этого разряда. Обе они попали в Коломенское из столичного храма Святителя Николая-на-Щепах (территория бывшего Государева Дровяного Двора по современному 1-му Смоленскому переулку). Случилось это в период массового закрытия храмов в 1930-е годы, и с тех пор иконы находились в фондах.

«Сравнительно неплохой их сохранности способствовало покрытие в начале XIX века так называемым лепным левкасом — мягким составом на основе мела, наносимым на всю лицевую сторону иконы за исключением ликов, - рассказывает Послыхалина. - Золоченый левкас, имитирующий драгоценный оклад, скрыл практически всю поверхность и тем самым защитил ее от внешнего воздействия». Впрочем, самому экс-дипломнику — ныне художнику-реставратору отдела реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской Галереи Прохору Прохорову — икона сначала показалась буквально черной. «Она висела на северной стене храма Николы-на-Щепах — самой холодной и самой мокрой, основательно отсырела, - говорит Прохоров. - На восстановление ее ушел целый год. Занимался этим ежедневно, с утра до вечера. Теперь понимаю: это очень короткий срок. Но получилось так, что мне в нашей группе досталась самая большая икона, отступать было некуда. Как выяснилось уже в ходе реставрации, икона уникальная: ее центральная и обе боковые части созданы в разное время. Если приглядеться можно убедиться: левая и правая доли даже выполнены в немного иной манере».

Имен иконописцев история до нас не донесла. По мнению искусствоведов, художественные и технологические особенности письма позволяют определить время создания — последняя треть XVII века — и авторство царских мастеров Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют прежде всего мастерство иконописцев, высокое качество красителей и материалов, а также заимствованные из западноевропейских гравюр особенности (четко выписанные детали интерьера и колонн, реалистичная манера изображения оконных решеток и деталей быта, прорисованная кровля вместо символически наброшенного поверх опор плата) — в то время известные и доступные для изучения только царским мастерам. Не так, как в средневековой русской живописи, изображены тканевые складки. «Наконец, два важнейших момента: характерное для Запада построение пространства при помощи прямой, а не традиционной для византийской иконописи обратной перспективы, и живоподобная манера личного письма, - добавляет Мария Владимировна. - Кроме того, в иконе, наряду с темперными красками, использованы цветные прозрачные лаки-баканы, придающие изображению особенную праздничность. С ним наших предков познакомили итальянцы, и пользовались им лишь царские иконописцы».

Вторую икону мини-выставки — Введение во Храм Пресвятой Богородицы — отреставрировала однокурсница Прохора Прохорова Ангелина Бирева.

Выставка открыта до 2 февраля 2014г.

5 августа 2013 г. 09:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи