выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00
Репортажи
Протоиерей Андрей Канев причащает "орлят" на Божественной литургии во временном полевом храме на праздник Преображения Господня. Смоленская область.
ЖМП № 2 февраль 2021 /  16 марта 2021 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Как сделать ярче новый день

О ЛУЧШИХ ПРОЕКТАХ МОЛОДЕЖНОГО СЕКТОРА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Скаутинг, спорт, молитва, поисковая работа и интеллектуальные игры — такой выбор делает сегодня молодежь Екатеринбургской епархии. Ее наставники стараются воспитать в подрастающем поколении достойную смену. Первые успехи есть у скаутов: ребята постепенно самоорганизуются и находят новые формы для служения Церкви и людям. Что интересует сегодня молодых людей, как сплотить их вокруг полезного дела, привить любовь к родной истории и привести к Православию? Своим опытом поделились в Екатеринбургской епархииPDF-версия.

«Край святой Екатерины»

Марина уже начала сомневаться, что Никите кто-то поможет (имена изменены). 12-летнего сына ничто не могло оторвать от смартфона. Психологи разводили руками: «Найдите молодежную организацию, в которой мальчик мог бы реализовать свои интересы». — «Да какие тут интересы, он целыми днями “сидит” в компьютере и телефоне. Зависимость в такой фазе, что ни со мной, ни с отцом вообще не говорит, да и успеваемость в школе все хуже и хуже», — нервничала Марина. Но однажды кто-то посоветовал ей обратиться в Братство православных следопытов при молодежном секторе Екатеринбургской епархии.

«Когда Никита приехал к нам, я сомневался, что сможем ему помочь, — вспоминает руководитель екатеринбургских скаутов Всеволод Кривцов. — Семья не воцерковлена, ребенок живет далеко, ему придется полтора-два часа добираться на занятия из дома». Но случилось чудо. Никита так увлекся скаутингом, что теперь не пропускает ни одного занятия. Спустя год Всеволод поинтересовался: «Никита, почему ты остался у нас в отряде?», и тот ответил: «Меня везде ругают за то, что я занят только смартфоном. А вы ругать не стали. Вы сказали, что найдете применение мне вместе с телефоном». Действительно, Никита, ведущий фотограф отряда, он также снимает и монтирует видеоролики. Правда, перед занятиями скрепя сердце отдает телефон инструктору.

А счастливая Марина делится новостями: «Он хоть стал разговаривать с нами, делится впечатлениями, советуется. Главное, у нас возникло понимание».

Этих мальчишек и девчонок привлекает в скаутинге не только романтика походов и жизни в лесу, новые знания и общение с единомышленниками. Но и чистота отношений, как многие признались в прошлогоднем опросе. «Здесь никто тебя не обижает и не высмеивает. Все заняты делом, а обсуждать недостатки друг друга нет желания и времени» — таким был ответ ребят. «Скаутом может стать каждый ребенок, — поясняет Кривцов. — Для этого ему достаточно позвонить мне или отправить письмо на нашу страничку в соцсетях. Если на каком-то приходе родители или священник хотят организовать отряд, туда приезжают сотрудники штаба с презентацией. Если ребенок в одиночестве мечтает о скаутской жизни, то мы включаем его в ближайший к нему отряд, куда он может приезжать на занятия». Екатеринбургские скауты очень активны в соцсетях, их часто показывают по местному телевидению, о них пишут епархиальные и светские СМИ, на радио «Воскресение» уже три года идет программа о новых проектах «Свистать всех наверх!». У них много мероприятий, о которых всегда есть повод рассказать.

Например, это они приносят Вифлеемский огонь в канун Рождества в дома милосердия и детские дома, помогают в восстановлении городских памятников культуры, вместе с горожанами наводят порядок на городских кладбищах — Ивановском и Михайловском. Во время пандемии в прошлом году скауты вместе с родителями участвовали во всероссийском движении «Мы вместе», развозя по 600 «карантинным» адресам продукты и лекарства. Они участвуют в набирающих популярность в Екатеринбурге молодежных ночных богослужениях, в конкурсах, посвященных памяти святой Екатерины. «40 % наших ребят — из невоцерковленных семей, — продолжает Всеволод Кривцов. — И о церковных таинствах и православной жизни узнают только у нас. Ведь мы не только рассказываем о неизвестных страницах истории России, но и знакомим с основами православной культуры. А на ежегодных слетах в полевых условиях, которые длятся 10 дней, практически все они исповедуются и причащаются».

Недавно молодежь старшего возраста поддержала идею организовать молодежную экспедицию «Край святой Екатерины». «У нас в области 15 екатерининских приходов, некоторые из них — при храмах XIX века. Все храмы действующие, но часть из них сильно разрушена, — рассказывает руководитель молодежной группы Георгий, которому 21 год. — Задача — собрать информацию о каждом храме, рассказать в статьях на епархиальных сайтах и страничках в соцсетях, чтобы о них узнало как можно больше людей. А летом — разбить рядом с самым нуждающимся в помощи храмом скаутский лагерь и поучаствовать в его возрождении». В их планах посетить все 15 храмов до Пасхи. Самый дальний находится в селе Шухруповское Туринского района Алапаевской епархии (270 км от Екатеринбурга), а самый ближний — в центре города.

На момент написания статьи ребята побывали в семи храмах, носящих имя святой Екатерины Александрийской.

Русский силомер

Вернуть детям безопасный, доступный, внесезонный, зрелищный, бесплатный массовый спорт, заниматься которым можно в каждом дворе, если там установить обычный турник, — такую задачу поставил перед собой с коллегами Игорь Пыжьянов, руководитель спортивно-патриотического сектора Молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии. Так, в 2012 году родилась система силового многоборья на гимнастической перекладине, поддержанная впоследствии Всероссийской федерацией школьного спорта. Она включает 11 упражнений, каждое из которых оценивается в баллах.

«Участником наших соревнований может стать каждый ребенок, юноша и девушка, живут ли они в деревне, мегаполисе или в другой стране. Сделал на турнике в течение 1 мин доступные тебе упражнения, отснял на видео и прислал нам в оргкомитет, — говорит Игорь Пыжьянов. — И тебе присваивается спортивный (в рамках клуба) разряд с перспективой звания кандидата или мастера спорта по “Русскому силомеру”. Важно, что знакомство с турником развивает в ребенке не только стремление к соревновательности, командный дух и навыки общения со сверстниками. Известны и случаи улучшения успеваемости в школе». В 2017 году эту спортивную инициативу екатеринбуржцев на Общероссийском форуме «Сообщество» поддержал Президент РФ Владимир Путин и рекомендовал этот спорт Российскому движению школьников (РДШ).

«Очень важно, что это командный вид спорта, который объединяет ребят, — продолжает Игорь Владимирович. — Даже самый неспортивный мальчишка, толстячок в очках, которого едва уговорили участвовать в турнире, может принести победные баллы своей школе, выполнив самое простое упражнение — подтянуть коленки к животу, вися на турнике. Мы обращаемся не к самому сильному, а к самому слабому».

Характерно, что свою систему силового многоборья Пыжьянов посвятил последнему русскому императору святому царю Николаю II, который на государственном уровне активно содействовал развитию физической культуры и спорта в России и стоял у истоков международного олимпийского движения, покровительствуя спортивным обществам. Все соревнования проводятся по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения. Турниром по «Русскому силомеру» открываются в Екатеринбургской епархии Сретенский фестиваль и Царские дни. А 1 июня, в Международный день защиты детей, в Екатеринбурге проводятся ежегодные турниры среди учеников воскресных школ. Обычно на протяжении года с ребятами занимается сотрудник воскресной школы. ­Интересно, что когда РДШ провело соревнования по «Русскому силомеру» и один из мальчишек стал чемпионом своей школы, его одноклассники удивились, узнав, что эти занятия проходят в воскресной школе при храме, куда тот ходит. Одну из своих целей Пыжьянов видит в том, чтобы не просто распространить «силомер» через Патриаршую комиссию по вопросам физической культуры и спорта по всем храмам России, но чтобы инициатива исходила от молодых прихожан.

К сожалению, в связи с последствиями пандемии спортивный клуб «Русский силомер» переживает не самые лучшие времена. Из-за сокращения финансирования его работа затормозилась. И в нашем разговоре Игорь Пыжьянов выразил надежду, что на проблемы клуба обратят внимание православные благодетели или фонды.

«У Церкви нет задачи развития спорта, но поддержка системы силового многоборья в физическом воспитании детей поможет им расти физически крепкими и выносливыми, готовя их ко взрослой жизни. Беседуя с молодежью, особенно с подростками, я и мои коллеги всегда напоминаем, что для человека важно развивать свое тело, но без заботы о своей душе тело всегда подведет. А сохранять душу в чистоте позволяет только жизнь в Церкви. Примеры воинов и святых помогают нам это проиллюстрировать», — убежден Игорь Пыжьянов.

Возвращение героев

День 17 июня 2016 года жителям поселка Староуткинск в Свердловской области запомнился надолго. В этот день в свой родной поселок вернулся пропавший без вести красноармеец Степан Истомин, погибший в 1942 году в Парфинском районе Новгородской области. Его останки пронесли по улицам ребята из поискового отряда «Пограничник», которых сопровождали многочисленные родственники солдата. «Мычали коровы, лаяли собаки, пели птицы. Казалось, все живое прощалось с героем, отдавшим за мир на земле свою жизнь. И когда в этом участвует подросток, думаю, в его душе происходит незримое соприкосновение с подвигом и рождается правильное отношение к событиям той войны, — говорит руководитель православного поискового отряда «Орленок» (далее — ПО «Орленок») Алексей Соловьев. — На похороны Степана собралась вся его семья — около 80 человек со всей страны. И каждый, прощаясь, говорил какие-то теплые, проникновенные слова. Ничего более трогательного и пронзительного я давно не видел».

Алексей Леонидович Соловьев, председатель молодежного сектора Екатеринбургской епархии, уже 10 лет вместе с настоятелем екатеринбургского храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах протоиереем Андреем Каневым руководит православным ПО «Орленок», который ежегодно участвует в Вахте памяти в Смоленской области. Характерная особенность в том, что, кроме поиска павших героев, захоронения их останков и увековечивания их памяти, «Орленок» ведет планомерную миссионерскую работу среди поисковиков в полевых условиях.

Костяк «Орленка» — около 20 человек, это учащиеся воскресных школ Екатеринбурга и других городов Урала. Остальные ребята — невоцерковленные школьники и учащиеся средних и высших учебных заведений, которые, услышав об «Орленке», тоже захотели побывать на Вахте памяти. Больше половины ребят — в возрасте от 14 до 18 лет, хотя есть и старше.

Неизменная составляющая полевого лагеря в «Орленке» — утренняя и вечерняя молитва, лития около «времянки» — места сбора найденных останков солдат до их погребения. А в праздничные дни — Литургия. Полевой храм в каждый сезон сооружается из подручных средств и, по сути, представляет собой алтарь. А сводами и стенами служат стволы и ветви растущих вокруг деревьев.

Поначалу другие поисковики смотрели на них с недоумением: зачем они молятся каждый день, постятся (поисковые работы частично проводятся на Успенский пост)? А кто-то и вовсе воспринимал их как некую «прогулочную бригаду». Это не удивительно, ведь обычно у поисковиков в группе максимум 15 человек, а тут приехало сразу 40. Но постепенно пришло понимание, что у «Орленка» немного другая миссия. И к ним потянулись молодые люди из других отрядов, и с каждым годом их становилось все больше. «На Смоленщине в Вахте памяти сменяется за сезон, который длится с весны по конец осени, около 500–600 человек. Они приезжают со всех концов страны, среди них много подростков и молодежи, — продолжает Алексей Леонидович. — Некоторые из этих ребят приходят к нам в лагерь на вечернюю молитву и Литургию. Они общаются со священником, кто-то изъявляет желание креститься, и это таинство происходит в местных природных водоемах, но, конечно, предварительно с каждым из них беседует священник».

Кроме того, в лагере ПО «Орленок» ежедневно проходят занятия по разным дисциплинам: Закон Божий, история Церкви, особенности поисковой работы и др. Также есть час духовной беседы, на который могут прийти желающие из других отрядов. Темы бесед — о духовном значении подвига, героизма, ответы на вопросы. «Это реальная миссионерская деятельность среди молодежи, живая и непринужденная, — продолжает Соловьев. — На этих встречах ребята из разных регионов знакомятся, общаются и нередко, вернувшись домой, переписываются, ездят в гости».

Обычно за сезон все поисковые отряды в Смоленской области «поднимают» 200–300 бойцов. На долю ПО «Орленок» в среднем приходится до 10 бойцов. «Главная находка поисковика — это именной медальон, но случается в вещах поднятого солдата найти настоящую святыню — иконку или образок, — продолжает Алексей Леонидович. — Каждый раз, когда обнаруживаем медальон, мы связываемся с родственниками героя. И они приезжают на перезахоронение. А бывает, нас просят передать личные вещи ­бойца его семье, если тот с Урала». Так, однажды друзья из отряда «Надежда» Темкинского района Смоленской области нашли под Смоленском останки ефрейтора Леонида Шведова, который был снайпером и погиб в 1942 году. И попросили «орлят» передать его личные вещи родственникам из Верхней Пышмы. По словам Алексея Леонидовича, эта встреча была очень трогательной и надолго запомнилась ребятам.

«К сожалению, с каждым годом детей, для которых тема войны остается священной, все меньше и меньше, — делится наблюдениями Алексей Соловьев. — Но если ребята побывают в окопах, прикоснутся к военному грунту, найдут “сво­его” бойца, тема почитания павших становится им очень близка. Это видно по их лицам, когда они участвуют в перезахоронении и прощаются со своими товарищами, которых они “подняли”. Дети приезжают другими после Вахты памяти, в них внутренне что-то меняется. Они становятся более ответственными и серьезными. Равнодушия к истории и памяти о войне уже нет».

Игра без проигравших

«Какой танк, созданный еще в 1940 году, стал основой вооружения советских войск?», «Назовите автора и название самого известного средневекового живописного произведения, написанного на ветхозаветный сюжет», «Какое изобретение было создано нашим соотечественником в 1911 году под впечатлением от гибели человека на новом виде транспорта?» — примерно на такие вопросы, посвященные темам истории и культуры России, ищут ответы участники игры «Познай истину», которая особенно популярна у молодежи Среднего Урала. География игры постоянно расширяется, как и число ее поклонников. Сегодня их около 7 тыс. человек в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, Челябинске и Перми, Петербурге и Москве, Ханты-Мансийске и Ташкенте, а также небольших городах Среднего Урала. Рассчитанные на школьников и студентов правила просты: каждый вопрос «сто́ит» определенное число баллов. Ответ одной команды может дополнить другая, каждый отвечает только на один вопрос. Время на поиск ответа и сам ответ — по 1 мин.

По словам одного из создателей игры, доцента Уральского федерального университета кандидата культурологии Романа Николаева, «Познай истину», несмотря на внешнее сходство, все же отличается от «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» или «Зерно истины» (см.: ЖМП. 2017. № 9): «Эти игры больше рассчитаны на эрудицию, а у нас — в значительной мере на просвещение. Вопросы построены так, что, не зная ответа, но обладая базовыми школьными знаниями по истории России, команда может прийти к решению путем логических размышлений. Потому что подсказка или ссылка заложена в самом вопросе. При этом авторы игры рассчитывают на то, что игроки внимательно прочитают вопросы, ведь для правильного ответа членам команды необходимо точно понять вопрос. Но проигравших у нас нет, потому что все получают новые знания», — поясняет Роман.

Еще одна особенность игры в том, что она мультимедийная и сопровождается не только комментариями жюри, но и фотографиями и ­видеофайлами.

Любопытно, что «Познай истину» популярна и у преподавателей, потому что молодые люди всего за 2 часа восполняют серьезные пробелы в эрудиции. «Например, в игре, посвященной 75-летию Великой Победы, речь шла о событиях, о которых не всегда можно рассказать на занятиях из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение Великой Отечественной войны, — говорит преподаватель истории Свердловского областного медицинского колледжа Эмилия Уланова. — Между тем очень важно показать человеческие качества наших соотечественников, их бескорыстное служение Родине».

А преподаватель истории Уральского железнодорожного техникума Наталья Кузнецова подметила другую деталь: «Важно и то, что “Познай истину” направлена не только на обретение новых знаний, но и на понимание исторических событий и процессов, явлений культуры и причинно-следственных связей в русской истории».

Мало кто знает, что идея игры родилась в церковной среде во время проведения в Вознесенском храме евангельских бесед, которые организовал нынешний настоятель Георгиевского храма Екатеринбурга протоиерей Александр Сандырев. «В начале нулевых у екатеринбургской молодежи был всплеск интереса к Православию, — говорит священник. — К нам в храм на евангельские беседы приходило до 100 человек. А чтобы включить их в интерактивный процесс изучения Библии, мы придумали эту игру». Поэтому тематика вопросов касалась истории Церкви, Библии, литургики. Но когда решили распространить ее на студентов высших и средних учебных заведений — а это начинание поддержали уральские высшие учебные заведения*, — игра вышла на новый уровень. Основным содержанием игры стали вопросы, стимулирующие культурное, духовно-нравственное развитие молодежи и ее интерес к отечественной истории. Но все равно примерно 20 % вопросов так или иначе касается Православия, только религиозная тема скрыта в культурологическом и историческом аспекте.

«Например, в игре, посвященной 75-летию Великой Победы, один из вопросов звучал так: “Почему в атеистическом государстве, которое притесняло Церковь, стало возможным освящение митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем танковой колонны имени Дмитрия Донского?”, — поясняет отец Александр Сандырев. — Или: “Какие символы из прошлого были востребованы во время Великой Отечественной войны?” Молодежь начинает размышлять и вспоминает ордена Ушакова и Александра Невского».

 А священник во время своего комментария расставляет акценты, разъясняя, когда и почему оба эти человека причислены Церковью к лику святых. Бывает, что после игры некоторые ребята подходят к отцу Александру с волнующими их вопросами: о вере, отношениях с девушкой, возможности креститься. И кого-то из них потом можно увидеть на службах в храме.

«Но наша задача не только рассказать о вере, но ввести молодых в пространство духовно-нравственной культуры и сформировать такие понятия, как честь, доблесть, милосердие. Важно, чтобы они поразмышляли, в чем истоки этих добродетелей, — продолжает священник. — Самое главное, чтобы человек через эту игру почувствовал сопричастность к своей Родине, ее истории, что очень важно для воспитания. И мы стараемся так подобрать материал, чтобы он обязательно вызывал у ребят эмоции, чтобы они задумались и полюбили свою страну».

Примечания

* Уральский федеральный университет, Уральский институт МВД России, Уральский государственный медицинский университет, Уральский государственный университет путей сообщения, Уральский государственный аграрный университет.


Первый скаутский отряд создан в Екатеринбургской епархии в 2009 году. Движение объединяет около трех сот детей и молодых людей от 9 до 23 лет (большинству 12–14 лет). Это 20 отрядов. Обязательное условие — отряд православных следопытов всегда организуется при храме. В отряде может быть от 10 до 30 человек.


Турниры по «Русскому силомеру» в 2020 году проводились в школах 79 регионов страны. В них участвовало около 680 тыс. детей. Недавно к ним присоединилась молодежь из Ташкентского благочиния и студенты Ташкентской духовной семинарии. Бренд «Русский силомер» зарегистрирован в Министерстве юстиции. И. В. Пыжьянов — кандидат в мастера спорта по волейболу, мастер спорта РФ, многократный абсолютный чемпион Урала по армрестлингу, призер чемпионатов России.

 

Читайте также на нашем сайте интервью с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением.

16 марта 2021 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи