выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
Репортажи
Крест над могилами новомучеников
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Крест над могилами новомучеников

Утром 15 сентября 2009 года десяток легковых машин и пара микроавтобусов спешили по пустым лесным дорогам юга Чувашии к маленькому полузаброшенному поселку в Алатырском районе. Еще в царское время в этих местах начали строить двухпутную узкоколейку для вывоза леса, а закончили ее уже в советское время. В тупике этой узкоколейки и возник поселок Первомайский. Но в самом начале своего существования, в середине 30-х, он назывался не так. По документам он проходил как Алатырская исправительно-трудовая колония № 1 НКВД Чувашской АССР, почтовый ящик № 14, а в просторечье просто лагерь.

Только через эту небольшую колонию республиканского значения за время ее существования прошли сотни священнослужителей и монашествующих. В основном это были приходские священники окрестных чувашских сел, монахи и монахини закрытых монастырей. (В колонии тогда содержались и мужчины, и женщины.) В конце 1930-х — начале 40-х они как злостные рецидивисты получали по 5–10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но были здесь заключенные и из других мест Советского Союза. В 1936 году здесь недолгое время находился епископ Орловский Николай (Могилевский; † 1955), который выжил в лагерях и закончил свои дни митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. Ныне митрополит Николай прославлен в лике священноисповедников.

В 1936–1938 годах в Алатырской колонии находился схиархимандрит Игнатий (Лебедев; † 1938), старец московского Высоко-Петровского монастыря, в прошлом — насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, одного из известных до революции центров старчества. В Москве отец Игнатий и единомысленные с ним иноки-«зосимовцы» основали несколько тайных монашеских общин, которые должны были хранить заветы православного монашества и в те страшные годы. Тайных пострижеников было около 200 человек. Отец Игнатий погиб в Алатырской колонии. В 2000 году он был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике преподобномучеников.

Всего в годы сталинских репрессий в Алатырской колонии погибли 80 священников, более 150 церковнослужителей и тысячи мирян. Самой трудной была зима 1941–1942 года: по воспоминаниям старожилов, морозы ниже 40 градусов держались около трех месяцев. Тогда в условиях военного голода и эпидемий дизентерии и гриппа смертность среди узников была как никогда высокой. Почти все священники, находившиеся в колонии, погибли именно той зимой.

В этом году тихим, солнечным осенним утром к месту бывшей колонии спешили родственники и почитатели тех, для кого она оказалась последним земным пристанищем. В этот день епископ Алатырский Савватий освятил поклонный крест на месте захоронения узников Алатырской колонии. На этом торжестве присутствовали более 80 молящихся из разных областей России, духовенство Чебоксарской и Чувашской епархии. Крест, воздвигнутый на месте старого лагерного кладбища, не простой. Это крест-мученик. Кованый стальной крест, украшенный металлическим кружевом, когда-то венчал купол одной из чувашских церквей. Но в 1930-е он был сброшен с вершины закрытого и поруганного храма. Его собирались сдать в металлолом, но случилось иначе. Среди железного хлама он долежал до конца ХХ века, когда его нашли, подобрали, и теперь ему нашлось новое, не менее почетное, чем у его собратьев, украшающих купола уцелевших храмов, призвание.

Сегодня бывшее лагерное кладбище представляет собой узкую полосу, шириной 30–40 метров, тянущуюся вдоль лесного оврага. Могилы вблизи хорошо различимы по многочисленным впадинам грунта: трупы здесь, особенно в военные годы, только присыпали, и земля осела от времени. В 1990е годы прямо по кладбищу, как бы разрезав его на две неравные части, прошла автомобильная дорога, навсегда лишив нас надежды на обретение мощей прославленных святых. А ведь на сегодняшний день четверо из покоящихся здесь узников причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Труды по сохранению памяти пострадавших здесь клириков и мирян в последние годы несет клирик Чебоксарской епархии иеродиакон Иосиф (Ключников). В 2007 году им были проведены раскопки, которые документально подтвердили существование на этом месте массового захоронения 1930–40-х годов. Теперь здесь стоит поклонный крест. В ближайшем будущем речь должна идти о придании кладбищу узников Алатырской колонии статуса мемориального объекта.

 

Алексей Беглов
25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи