iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Репортажи
Крест над могилами новомучеников
ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Крест над могилами новомучеников

Утром 15 сентября 2009 года десяток легковых машин и пара микроавтобусов спешили по пустым лесным дорогам юга Чувашии к маленькому полузаброшенному поселку в Алатырском районе. Еще в царское время в этих местах начали строить двухпутную узкоколейку для вывоза леса, а закончили ее уже в советское время. В тупике этой узкоколейки и возник поселок Первомайский. Но в самом начале своего существования, в середине 30-х, он назывался не так. По документам он проходил как Алатырская исправительно-трудовая колония № 1 НКВД Чувашской АССР, почтовый ящик № 14, а в просторечье просто лагерь.

Только через эту небольшую колонию республиканского значения за время ее существования прошли сотни священнослужителей и монашествующих. В основном это были приходские священники окрестных чувашских сел, монахи и монахини закрытых монастырей. (В колонии тогда содержались и мужчины, и женщины.) В конце 1930-х — начале 40-х они как злостные рецидивисты получали по 5–10 лет исправительно-трудовых лагерей. Но были здесь заключенные и из других мест Советского Союза. В 1936 году здесь недолгое время находился епископ Орловский Николай (Могилевский; † 1955), который выжил в лагерях и закончил свои дни митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. Ныне митрополит Николай прославлен в лике священноисповедников.

В 1936–1938 годах в Алатырской колонии находился схиархимандрит Игнатий (Лебедев; † 1938), старец московского Высоко-Петровского монастыря, в прошлом — насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, одного из известных до революции центров старчества. В Москве отец Игнатий и единомысленные с ним иноки-«зосимовцы» основали несколько тайных монашеских общин, которые должны были хранить заветы православного монашества и в те страшные годы. Тайных пострижеников было около 200 человек. Отец Игнатий погиб в Алатырской колонии. В 2000 году он был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике преподобномучеников.

Всего в годы сталинских репрессий в Алатырской колонии погибли 80 священников, более 150 церковнослужителей и тысячи мирян. Самой трудной была зима 1941–1942 года: по воспоминаниям старожилов, морозы ниже 40 градусов держались около трех месяцев. Тогда в условиях военного голода и эпидемий дизентерии и гриппа смертность среди узников была как никогда высокой. Почти все священники, находившиеся в колонии, погибли именно той зимой.

В этом году тихим, солнечным осенним утром к месту бывшей колонии спешили родственники и почитатели тех, для кого она оказалась последним земным пристанищем. В этот день епископ Алатырский Савватий освятил поклонный крест на месте захоронения узников Алатырской колонии. На этом торжестве присутствовали более 80 молящихся из разных областей России, духовенство Чебоксарской и Чувашской епархии. Крест, воздвигнутый на месте старого лагерного кладбища, не простой. Это крест-мученик. Кованый стальной крест, украшенный металлическим кружевом, когда-то венчал купол одной из чувашских церквей. Но в 1930-е он был сброшен с вершины закрытого и поруганного храма. Его собирались сдать в металлолом, но случилось иначе. Среди железного хлама он долежал до конца ХХ века, когда его нашли, подобрали, и теперь ему нашлось новое, не менее почетное, чем у его собратьев, украшающих купола уцелевших храмов, призвание.

Сегодня бывшее лагерное кладбище представляет собой узкую полосу, шириной 30–40 метров, тянущуюся вдоль лесного оврага. Могилы вблизи хорошо различимы по многочисленным впадинам грунта: трупы здесь, особенно в военные годы, только присыпали, и земля осела от времени. В 1990е годы прямо по кладбищу, как бы разрезав его на две неравные части, прошла автомобильная дорога, навсегда лишив нас надежды на обретение мощей прославленных святых. А ведь на сегодняшний день четверо из покоящихся здесь узников причислены к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Труды по сохранению памяти пострадавших здесь клириков и мирян в последние годы несет клирик Чебоксарской епархии иеродиакон Иосиф (Ключников). В 2007 году им были проведены раскопки, которые документально подтвердили существование на этом месте массового захоронения 1930–40-х годов. Теперь здесь стоит поклонный крест. В ближайшем будущем речь должна идти о придании кладбищу узников Алатырской колонии статуса мемориального объекта.

 

Алексей Беглов
25 сентября 2009 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Бездомные верят в Бога и в собственные силы
В рамках проекта «Исследование факторов, способствующих успешной трудовой интеграции и дальнейшей социальной реабилитации людей, оказавшихся на улице в результате трудной жизненной ситуации» (реализован в 2018-2019гг. Православной службой помощи «Милосердие» при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № 18-2-016357) российские социологи опросили семь с лишним сотен подопечных московского «Ангара спасения». С помощью этого опроса они попытались выявить, как бездомные попадают на улицу, выяснить их отношение к благотворительной помощи и выделить наиболее перспективные пути их реабилитации и ресоциализации. О результатх своего исследования «Журналу Московской Патриархии» рассказали сотрудники лаборатории «Социология религии» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета руководитель исследования Дарья Орешина и Валерия Елагина.
17 июля 2020 г. 10:00
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00