выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Репортажи
ЦВ № 13-14 (458) июль 2011 /  18 июля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Непотерянное поколение: XII Всезарубежный съезд православной молодежи в Париже

Съезды православной молодежи — традиция Русской Православной Церкви Заграницей с 1973 года. Но в этот раз форум имел особое значение: он проводился впервые после восстановления канонического общения — молодежь Русской и Зарубежной Православных Церквей причащалась Святых Таин из одной чаши.

«То, что в прежние времена для нас было несбыточным и нереальным, сегодня мы с вами можем наблюдать, быть тому свидетелями. То, чего долго чаяли наши предшественники, наши доблестные иерархи, то воплотили их потомки, а именно вместе «едиными усты и единым сердцем» славить и воспевать Бога», — говорится в обращении к участникам форума митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.

В съезде приняли участие более 120 человек, среди которых были представители Америки, Австралии, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Польши, Молдавии. По сложившейся давней традиции встречу освящала своим присутствием главная реликвия русского зарубежья — Курская Коренная икона Божией Матери.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также направил свое приветствие XII Всезарубежному съезду. В нем Святейший владыка отметил, что «общие принципы православной миссии не зависят от того, в какое время и на каком континенте она осуществляется. Следует помнить о том, что немалое значение для дальнейшего развития молодежного служения среди людей, принадлежащих к русскому миру, имеет приобщение юношества к богатому наследию нашей культуры. Но это приобщение необходимо осуществлять с учетом местных особенностей, традиций и национального колорита каждой конкретной страны».

«Церковь должна говорить с молодыми людьми на понятном и доступном им языке, используя для этого, в том числе, и последние достижения в области информационных технологий», — заключил Первосвятитель.

Главная идея съезда была выражена в девизе: «Новые формы молодежного служения Святой Церкви, сохраняя чистоту православия». Открывая форум, епископ Сиэтлийский Феодосий, викарий Западно-Американской епархии, который представлял на съезде митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, особо подчеркнул: «Нынешний съезд даст возможность участникам сказать свое слово всей Церкви, свое «вонмем». Этим следует воспользоваться и к этому следует относиться со всей ответственностью. Если молодежь объединится и будет работать, служа Богу и людям вместе, то мы, православные христиане, будем способны на великие дела ради Церкви и православия».

Один из организаторов мероприятия, заместитель главы Синодального отдела Русской Православной Церкви Заграницей по работе с молодежью протоиерей Андрей Соммер рассказал об основных формах работы, которые показали свою эффективность в ходе съезда.

«Важно, что молодежь не только услышала лекции известных священников и епископов, посвященные миссионерству, но и сама в течение встречи должна была выработать конкретные предложения, которые можно реализовать после съезда: каждый привезет домой в свои епархии проекты, которые были созданы ими самими», — сообщил корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» отец Андрей.

«Участники были разделены на одиннадцать групп, которые мы намеренно составили из представителей разных стран и разных православных молодежных объединений, чтобы они могли узнать разные мнения и уже на этой основе разработать проект, который будет отличаться универсальностью», — добавил он.

«Такие формы работы, так называемые workshops, оказались очень близки представителям молодого поколения. Каждая группа пришла к собственному решению достаточно быстро, при этом жюри особенно удивило то, что были сразу созданы мультимедийные презентации проектов — все-таки для современной молодежи оказалась очень важна наглядность, которая достигается с помощью современных компьютерных средств. В результате одним из победителей был признан проект под названием “Православное кафе”, — рассказал священник.

 «На самом деле ребятам удалось нащупать актуальную идею: создание особого городского клуба, где была бы собрана православная библиотека на нужном языке, свободный доступ к Интернету, постная пища или традиционные для православной хозяйки блюда с инструкцией по их приготовлению, площадка для встреч и лекций. То есть это маленький культурный центр, который способен стать не только местом проведения досуга, но и выполнять миссионерскую роль и учить практике христианской жизни», — подчеркнул протоиерей Андрей Соммер.

На докладах, лекциях и workshop можно было понаблюдать за тем, как отличаются по своему поведению и интересам православные молодые люди из разных стран. Например, если молодежь, живущая на территории СНГ, проявила живой интерес в первую очередь во время работы в группах, то, по словам некоторых участников из Америки и Европы, им особенно запомнились лекции и доклады представителей священства, которые читались в течение трех дней. Епископ Сиэтлийский Феодосий отметил по этому поводу: «Молодые люди иногда стесняются задавать вопросы священникам, а тем более епископам. Когда же они видят своих сверстников, с детства верующих и имеющих более высокий уровень духовной жизни, то им легче раскрыться вначале перед теми, а затем и перед духовенством. На съездах они получают нужные ответы на волнующие вопросы и отвращаются от дел, которые не являются спасительными в этой жизни».

Так, доклад известного в англоязычном мире патролога и лектора иеромонаха Иринея (Стинберга), настоятеля храма святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско и директора православной гимназии в честь святителя Иоанна Шанхайского, был, по сути, проповедью на заданную тему. Священнослужитель рассказывал о значении понятия «миссия» и ее способах в современном мире, и его выступление вызвало в зале продолжительные аплодисменты. «Часто люди начинают миссионерствовать, не зная, что это и зачем – у них просто есть желание действовать. В этом желании они могут быть похожи на сектантов. Как-то ко мне в дверь постучались двое мармонов и с порога спросили меня, слышал ли я когда-либо об Иисусе Христе. Я ответил: да, что-то слышал», - рассказал отец Ириней. «Важно помнить, что в первую очередь миссионерскую работу нужно вести в своем собственном сердце. Невозможно дать миру то, чего нет у нас», - подчеркнул он.

Также на съезд из Нью-Йорка приехал протоиерей Серафим Ган, секретарь Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Его лекция с элементами театрализованного представления, в которой он доступно, но очень корректно объяснил смысл и последование таинства венчания, уже имела большой успех на одном из съездов американской православной молодежи, и по многочисленным просьбам он ее повторил, дополнив ответами на вопросы о семейной жизни во Христе, которые задавали ему слушатели. «Главная цель нашего форума – это говорить о таких вещах, которые особенно интересуют молодежь. Даже воцерковленные молодые люди, влюбляясь, сегодня почти не задумываются о том, что такое христианский брак», - поделился своим мнением после лекции отец Серафим, - «Огромное количество православных семей и в России, и в Америке распадается из-за того, что молодые в свое время не были подготовлены к таинству брака».

Конечно, самое яркое впечатление у молодежи оставили богослужения, которые они посещали почти каждый день. В день памяти святителя Иоанна Шанхайского ребята молились за Литургией в храме Воскресения Господня под Парижем в местечке Медон. Здесь в 50-х годах служил сам владыка Иоанн, и у прихожан сохранились яркие свидетельства о его пастырском окормлении. Приход здесь состоит преимущественно из потомков эмигрантов первой и второй волны.

Нынешний настоятель храма протоиерей Михаил Гудков рассказывает: «Наш приход очень старый, ему 83 года, он один из первых среди основанных эмигрантами, бежавшими из России после революции. К нам иногда приходят представители сразу трех поколений эмигрантских семей». По мнению отца Михаила, больше всего сил и забот он направляет на то, чтобы сохранить в общине русский язык и чтобы его дети и дети его прихожан говорили по-русски. «Богослужения у нас совершаются на церковнославянском языке, но раз в месяц у нас проходят и службы на французском — для французов, принявших православие, ведь и таких у нас немало», — замечает также священник.

Вечером священство и молодежь посетили Парижскую духовную семинарию, где их встретил епископ Корсунский Нестор, который возглавил служение всенощной в домовом храме во имя святителя Мартина Исповедника и преподобной Женевьевы. На полиелее молящиеся смогли поклониться шипу от тернового венца Господня, хранящемуся в семинарии.

Семинария — новый проект Корсунской епархии, призванный ответить на актуальные запросы времени. Учебное заведение существует уже два года, в данный момент здесь обучаются 15 семинаристов. Среди них — выходцы из России, Украины, Молдавии, Колумбии, Ганы и с Гаити. Со следующего года к ним присоединятся еще семеро учащихся. «Свидетельство об универсальности и безграничности веры в Воскресение Господа нашего Иисуса Христа — это главная цель существования нашей семинарии, которая готовит будущих пастырей Русской Православной Церкви для разных стран, говорящих на разных языках и готовых нести свое служение в разных географических и культурных условиях», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков). «Особенность нашего учебного заведения в том, что воспитанники его обучаются богословским дисциплинам в самой семинарии, а философии, филологии, истории и другим предметам — в светских учебных заведениях, в частности в Сорбонне и Школе высших научных исследований (École normale supérieure)», — подчеркнул он.

Также участники съезда посетили знаменитый русский собор во имя святого князя Александра Невского на улице Дарю в Париже. Богослужение здесь возглавил архиепископ Команский Гавриил в сослужении епископов Женевского и Западно-Европейского Михаила, Корсунского Нестора, Бронницкого Игнатия и Сиэтлийского Феодосия, духовенства Московского Патриархата, Русской Зарубежной Церкви и Экзархата русских православных церквей Западной Европы Константинопольского Патриархата.

В следующие дни съезда участники продолжили паломничество к святыням Франции, они поклонились терновому венцу Спасителя, мощам святой Елены и святой Женевьевы. Также они побывали на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где была совершена панихида. Экскурсию по кладбищу для паломников провел председатель Союза потомков галлиполийцев Алексей Григорьев.

Священноначалию удалось организовать поездку в Амьен, где в кафедральном соборе хранится глава святого Иоанна Крестителя. В одном из приделов собора, который считается самым большим католическим храмом Франции и шедевром готики, епископ Корсунский Нестор отслужил Божественную литургию, после которой честная глава Иоанна Крестителя была вынесена для поклонения.

Ребятам из России было очень приятно побывать на приеме в нашем посольстве, где прошел концерт, подготовленный их собственными силами — каждый вечер они собирались на спевки и за неделю подготовили программу, состоящую из традиционных богослужебных песнопений и русских песен.

Надо сказать, что и сами участники в полной мере осознавали, какое историческое значение имеет форум. Было очевидно, что ребята собрались сюда не только ради общения, посещения богослужений и знакомства с потенциальными невестами или женихами, хотя именно такие, на самом деле весьма актуальные, цели стоят обычно перед собраниями православной молодежи.

Более половины участников молодые, но уже взрослые люди старше 25 лет, жизнь которых связана с Церковью очень тесно: это активисты православных молодежных движений, сотрудники синодальных отделов по делам молодежи из разных епархий, редакторы православных сайтов, регенты и певцы молодежных церковных хоров и преподаватели православных учебных заведений. Они смогли поделиться интересным опытом, рассказать о том, как жители разных стран, люди с разным менталитетом и образованием, принадлежащие к разным социальным группам, приходят в православие и как важно их свидетельство об истине Христовой в современном стремительно меняющемся мире. «Сегодня мир очень открыт и границы между странами практически стерты. Миллионы новых иммигрантов из стран бывшего СССР переезжают учиться или работать за рубеж, и они уже совсем не обладают той страстью сохранить в себе остатки русской культуры и русской духовности, которая была свойственна тем, кто покидал Россию в начале и середине XX века. Однако именно на тех людей обращены взоры молодых миссионеров», - отметил в беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» епископ Корсунский Нестор.

Новое поколение потомков старой эмиграции также составляло значительный процент участников форума, все они хорошо владеют русским языком и связаны с церковной оградой прочными узами семейных традиций. Так, по словам группы ребят из Австралии, национальные общины для них являются важной частью жизни, они собираются регулярно, поют русские песни, любят надевать национальные костюмы или готовить национальные блюда. Среди одноклассников это не считается смешным, наоборот, обладать какой-то особенностью — модно. «Это так по-австралийски! Ведь во многом настоящая русская народная культура потеряна, она существует только в идеальном пространстве», — замечает регент и преподаватель известного православного лицея в Сан-Франциско Николай Котар, который, несмотря на молодой возраст, активно участвует в миссионерской и образовательной деятельности своего большого и сильного прихода собора во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Николай тоже принадлежит к старинному русскому семейству, его дед и отец — священники. Однако он рассказывает, что у них на приходе немало американцев, очень часто приобщение их к православной вере происходит через участие в хоре. «Сан-Франциско — культурный город. Там многие интересуются музыкой. Как мне кажется, если молодым американцам показать, чем занимаются их православные сверстники, то через музыку и через пение их можно привлечь сначала к культурной работе, а потом и к принятию православия», — рассуждает Николай.

Протодиакон Константин Семовских, который приехал вместе с австралийской молодежью, подчеркивает, что стремление воссоздать свою национальную культуру в подробностях, в том числе внешних, очень важно для молодежи с русскими корнями из Австралии. Эта страна не имеет древней культуры, и очень важно найти какую-то духовную основу, на которой в дальнейшем выстроится система жизненных взглядов человека. Как и в России, не многие молодые австралийцы, даже русские, действительно часто ходят в церковь и понимают всё, что происходит на службе. Но через веселое общение со сверстниками в приходских «русских клубах» между лепкой пельменей и пением песен есть возможность донести до ребят важные истины, и они их захотят принять, потому что это свое, русское. «Конечно, жить как христианин трудно, и немногие из них по-настоящему воцерковляются, — добавляет отец Константин, — но всё равно в их жизни православная культура играет большую роль». Совсем по-иному ситуацию на приходах Германии оценивает протоиерей Илья Лимбергер из Штутгарта: «Мы служим на церковнославянском языке, но, конечно, эти службы понимают не все, ведь большинство молодежи уже не говорит по-русски. Самое обидное, что многие даже не жалуются на непонятность языка. Это говорит о том, что у них нет потребности понимать, что происходит. Это печальный процесс. Дети эмигрантов быстро становятся немцами».

Очевидно, что хотя зарубежная православная молодежь считает себя частью русской культуры и много сил отдает, чтобы продолжать ею быть, современная Россия им мало знакома, а потому мало интересует. Если они или их родители бывают на исторической родине, то только для того, чтобы найти остатки того, былого. Так как почти ничего не осталось, визит в Россию чаще всего разочаровывает их, вернуться сюда, чтобы жить, не хочет, как правило, никто. Хочется надеяться, что встреча с нашей российской молодежью поможет им ближе узнать и полюбить Россию реальную, а не ту, которая представляется только по рассказам родственников. После недельного общения у ребят возникли планы организации паломничества к русским святыням, благо теперь у них появилось много новых друзей, которые своими силами или силами прихода выразили готовность принять гостей и организовать экскурсии и пастырское окормление. Причем на съезде удалось собрать представителей практически из всех уголков бывшего СССР, что позволило представить организаторам и участникам форума достаточно полную картину молодежного служения в России. С докладом на съезде выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий. Он представил международную программу «Вера и дело», которая реализуется сегодня синодальным отделом и включает в себя интересные формы работы, такие как спортивные и интеллектуальные игры, концерты, творческие проекты, благотворительность. Интересно, что многие идеи «откристаллизовались» на отдельных приходах и в рамках небольших православных молодежных групп и самые лучшие из этих «инициатив снизу» были поддержаны священноначалием и развиты в крупные долгоиграющие проекты.

«В Русской Церкви не много опыта молодежного служения, а потому приходится создавать заново такие формы и методы», - признался владыка Игнатий.  «Самое главное, чтобы придя в храм и побывав на службе, молодой человек не ушел потом просто так, чувствуя себя чужим. Внебогослужебное общение в кругу сверстников помогает многое понять для молодого человека», - добавил он. Среди новых успешных начинаний cинодального отдела епископ Игнатий отметил курсы по подготовке ответственных за молодежное служение на приходах: «Через эту школу уже прошло 270 человек. Каждый приход Москвы направил сюда своего представителя. Окончив обучение и представив собственные проекты, молодые люди получили свидетельство, дающее право им организовывать работу на своих приходах».

Нужно отметить, что молодежные съезды — привычная практика за рубежом. Традиционные способы работы с молодым поколением, которые были заложены в разных странах еще эмигрантами первой волны, за 80 лет показали свою жизнеспособность и эффективность. Среди них — православные лагеря с русским языком, любительские хоры, исполняющие русскую традиционную музыку, в том числе богослужебные песнопения, различные молодежные объединения и организация на регулярной основе встреч молодежи друг с другом. Очевидно, что, например, в Европе, где есть множество евхаристических общин, однако храмов по объективным причинам не хватает, молодые люди приезжают на съезды, чтобы пообщаться со священниками, помолиться вместе, получить духовный опыт. Для молодежи СНГ такие собрания менее характерны — им не нужна национальная самоидентификация, они и так живут среди русских. Но хоть и живут они у себя на родине, молодые люди, которые приходят в Церковь сегодня, часто не имеют семейных традиций жизни в православии. Кроме того, оказывается, что современное постсоветское общество менее толерантно к людям, практикующим ту или иную религию, чем, например, американцы или европейцы. Участники съезда из разных стран оказались едины во мнении: их школьных и институтских друзей не удивляет и не отталкивает, если ты ходишь в храм каждое воскресенье или соблюдаешь пост. Вместе с тем, во всем мире в обществе присутствует некоторое равнодушие к духовным вопросам, обсудить их со сверстниками практически нет возможности: тебя просто не понимают.

Поэтому, думается, что самым главным впечатлением от съезда для участников из бывшего СССР стало практическое освоение той новаторской формы миссии, которой явился сам форум в Париже. У многих из них возникла мысль о проведении таких же съездов у себя на родине, что наглядно продемонстрировали презентации проектов. Организаторы в свою очередь не скрывали: такие планы у них уже имеются и они приложат все усилия, чтобы воплотить их в ближайшем будущем.

Париж - Москва

 

18 июля 2011 г.
Ключевые слова: Европа, диаспора
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00