iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Что общество ждет от Церкви в социальных сетях
Проповедь Церкви сегодня звучит практически на всех площадках социальных сетей от «ВКонтакте» до «Инстаграма» (не говоря о многочисленных сайтах) — это один из главных итогов, подведенных на VIII Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Но не менее важный итог — рост популярности блогеров из числа духовенства. Среди них есть священники с рекордным числом подписчиков — до 80 тыс. человек. Пусть таких пока единицы, но это наглядно доказывает: Церковь способна формировать дружественные ей сообщества вокруг своих авторитетных представителей в сетевом пространстве. Поэтому речь на форуме шла не столько о том, как заявить о себе в сетях, сколько о том, как заинтересовать читателей смысловым контентом, увлечь их участием в добром деле, превратить их в защитников православной веры, а в идеале — привести к Богу. PDF-версия.   
23 января 2019 г. 15:17
Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат­риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия
1 марта 2019 г. 17:40
Пастырь добрый
ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА БЕРЛИНСКОГО И ГЕРМАНСКОГО ФЕОФАНА (ГАЛИНСКОГО)  Исполнился год со дня кончины архиепископа Феофана, более четверти века возглавлявшего Берлинскую епархию. Время его архипастырского служения справедливо можно назвать периодом становления и расцвета Русской Православной Церкви в Германии: были подготовлены и рукоположены десятки священников, число приходов превысило сотню, возникли и стали успешно развиваться образовательные, социальные и молодежные проекты. При непосредственном участии архиепископа Феофана именно с Германии начался процесс объединения двух ветвей Русской Церкви, увенчавшийся полным уврачеванием раскола и подписанием в 2007 году «Акта о каноническом общении». Те, кто знал владыку, — от иерархов до прихожан, помнят его как человека прекрасных личных качеств, тонкого ума, широчайшей эрудиции и удивительного такта в общении с людьми. PDF-версия  
14 ноября 2018 г. 15:10
Репортажи
Служба в Бутырской тюрьме в праздник Покрова Божией Матери
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /  17 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Окаянное место

«Клубок проблем» — так можно было бы охарактеризовать всё, что услышал корреспондент ЦВ на секции по тюремному служению, состоявшейся в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Священник в «армии грешников»
Юридический статус тюремных храмов и правовой статус священника в зоне должны быть определены законодательно. Требуется создание обучающей системы и центров повышения квалификации для духовенства и мирян-волонтеров, посещающих зону. Нужны церковные центры реабилитации для освободившихся осужденных. Это только часть задач, прозвучавших в докладе епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению.

По словам владыки, сегодня в местах лишения свободы действуют около 500 храмов и 500 молельных комнат. Однако в связи с их неопределенным статусом существует вероятность использования храма сотрудниками ФСИН не по назначению. И хотя это бывает крайне редко, сотрудники ФСИН могут беспрепятственно входить в алтарь, прикасаться к престолу, разбирать его. А между тем престол надо заново освящать, если он даже сдвинут с места. Компромиссным может стать вариант, когда храм опечатывается, вызывается представитель епархии и в его присутствии проводится обыск. Если нужно, сам священнослужитель может разобрать престол в присутствии сотрудников ФСИН. Также никто, кроме священника, не может прикасаться к святым дарам. И здесь может быть вина самого пастыря, который не сумел договориться с сотрудниками. «Священнику нужно объяснять таким сотрудникам, что их действия недопустимы, это оскорбление и проступок на грани уголовного наказания», — прокомментировал ситуацию зам. директора ФСИН России Алексей Величко. Чиновник призвал в подобных случаях обращаться непосредственно к нему или его коллегам.

В настоящее время число служащих в зоне священников составляет более 1100 человек. Епископ Иринарх надеется увеличить их число до полутора тысяч, причем на штатной основе. Однако не определен их правовой статус. Сегодня батюшки приходят в колонии на правах «посетителей». Бывает, им приходится ждать на входе, их могут обыскать и запретить проносить что-либо, например, кагор. «Вопрос определения правового статуса священника и культовых помещений на территории исправительных учреждений — это вопрос законодательства. И его решение должна инициировать Церковь», — пояснил корреспонденту ЦВ Алексей Величко.

Владыка Иринарх назвал одной из актуальных задач обеспечение служения священников в зоне на постоянной основе. Известно, что подавляющее число священников служит в храмах только время от времени, «разрываясь» между своим и тюремным приходом. В Мурманской епархии проблему ежемесячного служения в каждом храме епархии решили, составив график. Теперь каждый батюшка один раз в год обязательно служит в каком-либо тюремном храме. Заключенные не остаются без причастия, и у прикрепленного к этому храму священника тоже не болит голова. Вместе с тем владыка указал на то, что круг волонтеров, помогающих священнику в тюремном служении, надо расширять за счет создания сети соответствующих учебных курсов. Также необходимо создавать учебные центры, готовящие клириков к специфическому тюремному служению, и привлекать к этому молодых батюшек.

Третья грань той же проблемы — «выгорание» «тюремного» священника. По словам епископа Иринарха, не каждый священник сможет служить в зоне, и это нужно учитывать при назначении его на такой приход. Своим мыслями об этом поделился с корреспондентом ЦВ иерей Алексей Острик, председатель отдела по сотрудничеству с пенициарными учреждениями Воронежской и Борисоглебской епархии. Отец Алексей служит на постоянной основе в Семилукском храме, расположенном в одной из исправительных колоний. Литургии в «храме за колючей проволокой» проводят два раза в неделю. По его мнению, «зона — место окаянное, и люди там должны служить особые». Принуждения со стороны священноначалия нет. Однако тем, кто берется за это, как глоток чистого воздуха необходимо хотя бы иногда служить и на обычных приходах и общаться с нормальными прихожанами (заключенный — часто человек с надломленной психикой). Срок «тюремного» служения должен быть ограничен, считает отец Алексей, и необходима ротация тюремного духовенства.

Капелланская доля
О системе западного капелланства рассказал протоирей Олег Скоморох, председатель отдела по взаимодействию с право-охранительными органами и учреждениями Санкт-Петербургской епархии. На Западе сотрудники пенициарной системы — гражданские лица, а капелланы не только проводят богослужения, но активно ведут социальную работу. Например, в Англии капеллан составляет план персональной работы с осужденным (это обучение, профессиональная подготовка, психологические тренинги, восстановление связей с семьей), чтобы предотвратить последующий рецидив. Иногда капелланы опекают и заключенных, и штат тюрьмы, и семьи заключенных, и семьи штата. В одной тюрьме может служить до 20 капелланов. Они пишут письма за заключенных (если те безграмотны), сообщают им плохие новости, поддерживают заключенных, потерявших родственников, и членов их семей. Бывает, что за всей этой социальной работой им некогда поговорить с подопечными на духовные темы.

Тема реабилитации так или иначе всплывала во многих выступлениях, звучащих на секции. О ней упомянул и архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, рассказывая о тюремном служении в Белоруссии. Есть там и Центр социальной реабилитации для бывших зэков. Как рассказал ЦВ его руководитель Игорь Романовский, в центре помогают с восстановлением документов, обеспечивают работой, кровом, едой и одеждой. Его подопечные обрабатывают 500 га земли и сами себя обеспечивают продуктами. Молитвенная жизнь — составляющая реабилитации. Когда подопечный покидает центр, ему помогают найти работу и жилье (в общежитии). Рецидив составляет 2%. В центре может жить до 50 человек.

Общество мученицы Ксении
О своем необычном опыте пастырского служения рассказал корреспонденту ЦВ участник чтений архимандрит Гервасий (Раптополус), настоятель храма святой мученицы Ксении, город Салоники (Греция). 30 лет назад отец Гервасий создал общество мученицы Ксении, в которое вступают незамужние женщины, желающие всю свою жизнь посвятить заботе об осужденных. Они живут общиной, как монахини, но без пострига. Каждая работает, и значительную часть заработанного (плюс пожертвования) они тратят на выкуп заключенных с малыми сроками (это разрешают законы Греции). Так они помогли освободиться 14 тыс. человек, среди которых есть граждане разных стран, в том числе и России. Некоторое время они поддерживают освободившегося, но недолго, пока тот не найдет работу. Кроме того, общество содержит летний детский лагерь для детей малоимущих и осужденных. Отец Гервасий ездит по всему миру и посещает тюрьмы, общаясь с осужденными и стараясь привести их ко Христу. Несколько раз он был и в тюрьмах России.

Россия переживает сейчас не самые лучшие времена. По данным ФСИН, в стране из заключения ежегодно освобождается 300 тыс. человек. Дух уголовной «романтики» висит в воздухе. Уголовная лексика стала нормой общения. Но в нашей истории были и более тяжелые времена. «И хотя нынешнее положение плохое, оно отнюдь не безнадежно. Россия непременно возродится. И мы должны напоминать об этом людям», — считает владыка Иринарх.

Справка "Церковного вестника"
По данным заместителя директора ФСИН России Алексея Величко, за последние десять лет через зоны прошли 15 млн человек. Сегодня наказание отбывают 800 тыс. осужденных (600 тысяч — в зоне, 200 тысяч — в СИЗО), 85% — мужчины в возрасте 20–49 лет (далее статистика по мужчинам). 78% осужденных России считают себя православными. 70% совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. 60% не имеют семьи. 4% не умеют ни писать, ни читать. 25% не имеют профессии. 44,8% осужденных больны: у 7% — туберкулез, у 5% — ВИЧ, у 3,5% — алкоголизм, 6% — наркозависимые, 4% — инвалиды, у 20% — психическое расстройство. Каждый десятый склонен к суициду, каждый двадцатый — к повышенной агрессивности.
Сегодня пенициарная система РФ насчитывает 789 православных религиозных общин (это более семидесяти трех тысяч осужденных) и 265 воскресных школ, в которых обучаются 11 тыс. верующих.

17 февраля 2011 г.
Ключевые слова: тюремное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В очередь на реставрацию
Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.  
6 марта 2019 г. 12:55