выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Репортажи
Фото Василия Нестеренко
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  20 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Круглый стол памяти митрополита Питирима (Нечаева)

Семнадцатого февраля в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошел круглый стол «Роль издательской деятельности в укреплении церковно-государственных и общественных связей» памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева). Участниками и гостями круглого стола стали люди, в течение многих лет знавшие митрополита Питирима, продолжающие его дело по сохранению духовного наследия Церкви. Мероприятие состоялось в рамках XVII Международных Рождественских Образовательных Чтений.

Открыл круглый стол председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев. В своем приветственном слове он отметил, что митрополиту Питириму Русская Православная Церковь «фактически обязана возрождением издательской деятельности в труднейший период своей истории». Он представил участникам встречи сборник воспоминаний о владыке Питириме «Преданный служитель Церкви», опубликованный Издательским Советом Русской Православной Церкви.

С докладом на тему «Церковно-археологические музеи России. Прошлое, настоящее и будущее» выступил Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России. Признавая непростые отношения между Церковью и музейным сообществом нашей страны, он отметил значительный вклад музейных работников в возрождение Русской Православной Церкви и воссоздании ее храмов в последние десятилетия.

В то же время известный реставратор рассказал о бедственном положении многих древних храмов, памятников русской церковной культуры. Так, например, «памятники истории и культуры Пскова – одного из древнейших русских городов... пришли в состояние полного упадка. Псков, возрождённый после войны замечательными архитекторами-реставраторами, сейчас являет не менее печальное зрелище, чем в июле 1944 года». Ссылаясь на опыт своего сотрудничества с митрополитом Питиримом, Савва Ямщиков призвал к совместным действиям Церкви и музейного сообщества по сохранению памятников русской православной культуры.

Евгений Полищук, заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии, сделал доклад на тему «Церковь и общество» на страницах «Журнала Московской Патриархии». Генеральный директор Фонда «Наследие митрополита Питирима» Виктор Егоров и его заместитель Валентин Осипов рассказали о деятельности Фонда по сохранению наследия владыки, коснулись проблем современного книгоиздания.

В работе круглого стола также приняли участие президент Клуба меценатов и благотворителей России Евгений Ряпов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе протоиерей Владимир Ригин, племянник митрополита Питирима Сергей Нечаев. В выступлениях прозвучало много теплых слов о почившем владыке.

Участники встречи познакомились с работами фотохудожника Анатолия Жданова «Памяти владыки Питирима», посмотрели новый фильм режиссера Олега Воинова «И душа с душою говорит», также посвященный памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского. В заключение в домовом храме Издательского Совета свт. Иосифа Волоцкого была отслужена лития, на которой все присутствующие смогли помолиться о упокоении души митрополита Питирима.

Митрополит Питирим (в миру – Нечаев Константин Владимирович) родился 8 января 1926 г. в городе Мичуринске Тамбовской области в семье священника Владимира Нечаева. Окончив в 1943 году среднюю школу, будущий архипастырь поступил в Московский институт инженеров транспорта. Одновременно стал церковнослужителем Богоявленского Кафедрального собора в Елохове, где с 1945 года являлся старшим иподиаконом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В 1951 году он окончил Московскую Духовную академию. В 1952 году был рукоположен во диакона, в 1954 году – во иерея. В 1959 году в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество и наречен Питиримом. В том же году возведен в сан архимандрита.

С 1962 года архимандрит Питирим являлся ответственным редактором "Журнала Московской Патриархии" и председателем редакционной коллегии сборника "Богословские труды". 23 мая 1963 года возведен в сан епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского Отдела Московской Патриархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа. 30 декабря 1986 года возведен в сан митрополита с титулом "Волоколамский и Юрьевский".

Благодаря деятельности владыки Питирима Русской Православной Церкви удалось наладить на очень высоком уровне издательское дело. Митрополит Питирим являлся крупным церковным ученым, чьи интересы лежали, главным образом, в области истории Церкви и церковного искусства. В различных журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей и ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству.
 

Анна Курская
20 февраля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30