выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Наша сила в духовном и гражданском единстве
Скадовская епархия была образована в декабре 2023 года и объединила приходы, расположенные в западной части Херсонской области на левом берегу Днепра. Эта территория находится под контролем Вооруженных сил России, но из-за постоянных обстрелов со стороны Украины страдают и гибнут мирные жители, разрушаются их дома. Дроны противника здесь целенаправленно охотятся за врачами местных больниц, бригадами скорой помощи, нарядами МЧС, ударяя по тем, кто приходит людям на помощь. Тем не менее жизнь на этой земле продолжается, развивается не только инфраструктура и социально-экономическая сфера, но и духовная. Как сегодня строится работа епархии, каковы приоритеты и особенности ее духовного служения, рассказал епископ Скадовский и Алешкинский Филарет. PDF-версия.    
21 октября 2025 г. 14:30
Иерей Алексий Скрипкин: «Война научила жить моментом»
В ночь на 9 марта российским командованием в зоне специальной военной операции был совершен уникальный по сложности боевой прорыв под названием «Поток», когда наши военнослужащие преодолели по трубопроводу около 15 километров и вышли в тыл украинских войск у Суджи. Благодаря этому сложному и опасному военному маневру 13 марта город, находившийся под контролем противника около семи месяцев, был освобожден нашими войсками. Вместе с военнослужащими по трубопроводу шел иерей Алексий Скрипкин, настоятель храма апостолов Петра и Павла села Овсорок Жиздринского района Калужской области. Шестого мая Святейший Патриарх Кирилл за проявленное мужество наградил священника орденом благоверного князя Димитрия Донского I степени. PDF-версия.    
19 августа 2025 г. 16:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Репортажи
Из Троице-Сергиевой лавры на выставку принесена икона преподобного Сергия. Фото Сергея Власова
5 ноября 2014 г. 14:54
версия для печати версия для печати

Рюриковичи мы...

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ ОБЩЕСТВЕННЫХ КАТАСТРОФ НА ВЫСТАВКЕ-ФОРУМЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»

Второй год в Большом Манеже в Москве выставка-форум «Православная Русь» проходит в новом формате. В этом году она посвящена истории династии Рюриковичей — российских самодержцев. От прошлогодней, «романовской», премьеры экспозиция унаследовала мультимедийный стиль подачи с инфографикой разных видов и форм, а также популяризаторскую направленность.

«Мы старались сделать так, чтобы было понятно не только первоклассникам, но даже дошколятам, — говорит менеджер проекта Александр Тарасов. — Именно поэтому выставке сопутствует возрастной маркер 0+». Даже когда первые группы монтажников только еще собирали выставку, было очевидно: выставку в этом году ждет успех. Тем более вход в Манеж, как и ранее, бесплатный. Но есть, разумеется, и отличия. Чтобы их найти, необязательно даже изучать экспозицию. Достаточно бросить взгляд на официальную афишу, растиражированную на московских улицах и в общественном транспорте. Персон, занимавших великокняжеские и царские престолы, в роде Рюриковичей гораздо больше, чем у их преемников Романовых: вторые правили три века, первые — в общей сложности семь с половиной. Поэтому от принципа стопроцентной «персонификации» выставочных залов (а их всего 17) организаторам пришлось отойти. Но хронологически выверенное построение экспозиции от этого не пострадало.

«Если Россия Романовых — поступательный рост, непрерывное, хотя и не всегда безоблачное, развитие от одного государя к другому, то при Рюриковичах всё было гораздо сложнее. Перед посетителями выставки разворачивается драма деградации изначально очень крепкого, но лишенного Христовой веры языческого государства. Далее мы показываем, как крещеная, но раздробленная в силу разрастания рода Рюриковичей на большое количество княжеских уделов Русь не смогла противостоять двум волнам агрессии. Практически одновременно — в 1237–1241 годах с востока, а в 1240–1242 годах с запада — страну атакуют захватчики. К концу XIII века она полностью теряет независимость и превращается в русский улус (сначала Монгольского ханства, а позднее Золотой Орды), — рассказывает член авторского коллектива выставки-форума доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Павел Кузенков. — Это рубежное время для династии, да и вообще для всей средневековой Руси. Могло даже показаться, что та вовсе сходит с арены, уступая место двум новым центрам силы: восточной империи и на глазах набиравшей вес Литве. Но в этот критический момент на первый план выходит Православная Церковь».

Посвященный соответствующему временному пласту зал называется просто и емко — Сергиевским. Здесь установлен гигантский медиакупол — проекционная конструкция большого диаметра, при помощи которой иллюстрируются связанные с жизнью Преподобного Сергия эпизоды. Благодаря современным трехмерным технологиям посетитель (при известном воображении) переносится в то время. И видит, как Церковь (и Преподобный как один из ярчайших представителей эпохи) берет на себя, казалось бы, совершенно не свойственную ей функцию: вместо государственных институтов усмиряет лично-собственнические и региональные амбиции отдельных князей, получавших в Орде ярлыки на кня-жение.

Выставка напоминает посетителям: путь обретения русского пути, поиска национальной и политической идентичности был мучительным. Показательна история, когда в 1378 году будущий святитель митрополит Киприан, занимавший Киевскую кафедру согласно постановлению патриаршего Собора (в 1375 году Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского c условием, что он станет «одним митрополитом всея Руси» после смерти митрополита Алексия), отправился в Москву. Там его избили, бросили в темницу и ограбили, а в довершение с позором выгнали.

«Когда же Иван III стал великим князем Московским (и чуть позднее — первым царем), Русь заявила о себе как о наследнице и Византии, и Золотой Орды, — продолжает Кузенков. — Это был новый виток развития страны как евразийской державы, взявшей на себя ответственность в том числе и за входившие в Орду территории и народы. Не будем забывать: в Европе XVI века это наложилось на собственные непростые процессы, связанные с широким внедрением огнестрельного оружия, созданием регулярных армий и резко выросших военных бюджетов. Феодальные государства на глазах разваливались, и имперские амбиции Руси кое-у-кого вызывали панику. Малоизвестный факт: когда царь Иван Грозный основал в устье реки Нарвы порт с первой серьезной попыткой вывести Русь на мировую арену, на Западе началась истерика. Европейским специалистам — инженерам и строителям — в буквальном смысле закрыли въезд в Россию, опустив в Литве железный занавес. А ведь всего лишь поколением ранее Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый возводили здесь свои архитектурные шедевры!»

В целом же четко ощущается осмысленное продвижение авторского коллектива вперед. Света в зале по сравнению с прошлым годом больше, толкотни - меньше, цифровые носители стали качественнее. Негромко, но весомо представлены связанные с преподобным Сергием мемориальные предметы: его фелонь и икона святителя Николая из келии. По доброй традиции форумов разумно устроено поклонение прибывшей на выставку святыне - иконе Преподобного из Свято-Троиицкой Сергиевой лавры. И хотя устроители клянутся, что продлевать работу экспозиции не станут, расстраиваться не стоит. Ведь уже в сентябре будущего года она (вместе со своей предшественницей "Моя история. Романовы") предстанет перед посетителями на новом "постоянном месте жительства" - в одном из реконструированных павильонов ВДНХ.

Выставка открыта ежедневно до 20 ноября с 10.00 до 21.30. Адрес: Манежная пл., дом 1.

5 ноября 2014 г. 14:54
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи