iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Репортажи
Вновь построенная часовня в дер.Вахрамеево
13 апреля 2018 г. 20:45
версия для печати версия для печати

Свято место пусто не бывает

Благодаря местному почитанию подвижника на лесном урочище зародилась церковная жизнь 

13 апреля — День рождения преподобного  Серафима Вырицкого. Его малая родина  — деревня Вахрамеево, где в октябре 2017 года поставили в память о нем часовню. Это урочище сегодня привлекает к себе все больше и больше людей, постепенно становясь местом паломничества. На первой Литургии в часовне побывала корреспондент «Журнала Московской Патриархии». О том, как и кто строил часовню, возможно ли сегодня проложить до Вахрамеево дорогу, как возрождается там духовная жизнь нашему корреспонденту рассказали местные жители, краеведы, мэр Рыбинска, духовенство епарихии и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин. 

В деревню Вахрамеево Ярославской области, место, где родился и до десяти лет жил святой преподобный Серафим Вырицкий, попасть можно разве что на военной технике и уазиках, и то – при наличии опытного проводника. Дорога ведет через топи и лесные полосы, перемежающиеся урочищами. Бывшие деревни под снегом похожи на обычные поля. Даже ржавый остов комбайна - свидетельство некогда коснувшейся этих мест коллективизации - выглядит совсем неожиданно. За последние 30-40 лет бывший колхоз стал частью дикой природы. И вдруг, на одной из таких «лесных полян» – поклонный крест с образом батюшки Серафима и деревянный храм-часовня. При входе – табличка «На этом месте стоял дом, где родился святой преподобный Серафим Вырицкий».
 
Местность – плешка-плешкой, только две липы старые растут. По периметру тянется каёмка леса, а дальше – такие же выжженные, вытоптанные, похожие одно на другое, бывшие поселения. Как из обоймы одинаковых урочищ установили верное, каким «георадаром» определили место избы Муравьевых? 
                                                    
                                                       Православный джиппинг
            
Два места рождения святого Серафима Вырицкого - в жизнь земную и в Жизнь Вечную - теперь отмечены одинаковыми часовнями. В точности таком же деревянном храме, в Вырице, покоятся его мощи. Как рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, идея поставить здесь часовню принадлежит протоиерею Георгию Преображенскому, настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Вырица. Разговоры о строительстве начали вести уже в 2015 году, а в 2016-м, когда праздновали 150-летие со дня рождения батюшки Серафима, отец Георгий свою инициативу поддержал и третью требующейся на возведение часовни суммой денег. Остальное организовал мэр Рыбинска Денис Добряков. 
             
Конечно, посещаемость в часовнях не сравнить. В Вахрамееве пока под каждую службу надо собирать экспедицию. Все для богослужения везти с собой. В храме из постоянного убранства только три иконы - преподобного Серафима Вырицкого в условном алтаре, Спасителя и Образа Владимирской Божией Матери. Пока состоялась только одна, первая, Литургия, на которой была зачитана молитва с кратким чином освящения. Служба неоднократно переносилось и в итоге свершилась 9 декабря 2017 года, накануне праздника иконы Божией Матери «Знамение». Богослужение возглавил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин с сонмом епархиального духовенства. Всего в паломничестве участвовало 23 человека, в том числе мэр города Рыбинска Денис Добряков, певчие, журналисты, несколько прихожан из ближайшей деревни и водители-добровольцы из рыбинского трофи-клуба (гонки по бездорожью). 
Дорога до часовни заняла 10 часов – 5 часов в одну сторону, и 5 – обратно. А маршрут был такой: мы пересели из легковых автомобилей в пять больших уазиков «Хантер» и «Патриот» в 8 утра на Арефинском тракте, у деревни Васильково. Далее - по дороге на Арефино – 4,6 км до поворота под уходящие за горизонт вышки ЛЭП.  Вдоль ЛЭП до поворота на финишную прямую надо проехать – 4,8 км. Стоило нам свернуть с трассы под ЛЭП, буквально через пять минут одна из машин провалилась колесами в воду под лед и завалилась на бок. Весь путь под ЛЭП – бесконечное вызволение то одного, то другого уазика из полыньи и прогулки членов экспедиции по сугробам на свежем воздухе. Потеряли три часа. Наконец, въехали на нужном повороте в лес и окончательно застряли. Дальше с благословения владыки добирались пешком, перепрыгивая лужицы полыньи, то и дело проступавшей из-под снега. Обратный путь после Литургии, на которой большинство присутствующих укрепились Причастием, и согревающей трапезы у костра, был намного легче – ведь дорога уже знакома. Но весь километраж вдоль ЛЭП уазики снова ныряли.  В итоге, и до трассы мы шли пешком. В 8 вечера паломники выбрались на шоссе.
 
Командир колонны уазиков Алексей Морозов прокладывал маршрут в Вахрамеево для строительства храма-часовни. Затем осуществлял связь строителей с Рыбинском и сам помогал строить. 
Он рассказывает, что закладной камень и еще один крест на месте будущей часовни установили 25 июня 2016 года, в дни празднования юбилея святого на родине. Сруб быстро сделали в одном из районов Рыбинска и уже в августе доставили в Вахрамеево на вездеходах. Транспорт предоставил командир одной из войсковых частей Рыбинска Фёдор Мандрик. Иерей Андрей Рыков, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Рыбинск, руководил стройкой. Рассказывает, что храм построили всего в три заезда, по несколько дней каждый. Денис Добряков уверен, если бы не отсутствие дорог, построили бы раньше. 
«Самым главным и трудным было собрать средства и закупить материалы, - продолжает мэр, - Строили всем миром. Много, кто помогал, закупали доски, кровлю, сруб, сваи, один предприниматель сам построил фундамент. Кто-то деньгами поддержал».
Алексей Морозов несколько дней жил с бригадой в палаточном лагере.  На подмогу, на урочище, приезжали еще четверо местных - прихожане из Рыбинска и Тутаева. Денис Добряков прислал опытного плотника-прораба Александра Серова, который ранее, вдвоем с помощником, построил сруб будущей часовни. На месте часовню собирали, как конструктор, по пронумерованным бревнам. 
«Когда я узнал про Вахрамеево, сразу прочитал житие Серафима Вырицкого, - вспоминает Алексей. – Вечерами, сидя у костра, думал о том, что великий святой, который столько молился за Россию, до 10 лет жил здесь, в этих краях, и для меня счастье - быть в Вахрамееве. Разговоры о медведях меня не пугали, настолько чувствовалась защита батюшки Серафима». Однажды разгружали строительные материалы в двунадесятый праздник. С грузовика сорвалась металлическая конструкция и пролетела рядом с плечом Алексея настолько близко, что почувствовалось движение воздуха. Хотя, она могла попасть по руке очень легко. Алексей увидел в этом заступничество преподобного Серафима с одной стороны, а с другой – предупреждение: «Не дело - в праздник работать!» 
                                             
                                                Храмы села Спасского на Ухре 
          
Алексей прихожанин храмов в поселках Глебово и Тихменево, где настоятель протоиерей Алексей Ходунков. Весной 2015 года отец Алексей позвонил своему тезке и попросил организовать поездку для делегации из Рыбинской епархии в деревню Спасское на Ухре – второе знаковое место, связанное с памятью о преподобном Серафиме Вырицком. Родители будущего святого, Николай и Хиония Муравьевы, были прихожанами храмов Спасского на Ухре – летнего, Никольского (1774), и зимнего, Преображенского (1763), в котором и крестили в апреле новорожденного Васю Муравьева. В январе 2015 года там было организовано архиерейской подворье храма Преображения Господня. 
Алексей тогда один в два-три заезда всех доставил на место. Летом епархия снова обратилась к нему с просьбой отвезти на большой церковный праздник не только духовенство, но и паломников. Морозов позвал товарищей. Теперь у Рыбинской епархии на подмоге трофи-клубы Рыбинска и Ярославля. 
«Для меня ключевой момент, что мое увлечение может приносить такую пользу в православной среде», - подчеркивает Алексей.
                                                            Реальная дамба

          Владыка Вениамин вспоминает, еще за много лет до прославления Серафима Вырицкого в Ярославской епархии уже были в ходу фотографии старца и молитва «От Меня это было». «Но я тогда не знал, что он наш, рыбинский, - рассказывает епископ Вениамин, - для меня он долгое время был почитаемым старцем в Вырице. Когда выяснилось, что земляк, первое дело было – посещение Вырицы. Уже в 2000-х годах в Рыбинске среди духовенства и мирян можно было слышать фразу, что «Рыбинская земля – родина трех святых: святого Феодора Санаксарского, святого праведного воина Феодора Ушакова и святого преподобного Серафима Вырицкого». В этих краях есть старожилы, рыбинские прихожане, которые сюда еще и двадцать лет назад приезжали, знали об этих деревнях, связанных с именем святого. Здесь дорогу надо делать, но я как-то сейчас ее даже не представляю. Если тропинка не будет зарастать, то с Божией Помощью будет и дорога». 
         
Протоиерей Андрей Касицын- первый священник, который добрался до урочища деревни Вахрамеево в 2005 году и установил здесь березовый крест. В 2006 году он вместе с отцом Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга, помощниками и бывшим жителем Вахрамеева – Виталием Григорьевичем Ворониным определили место избы Муравьевых, а также установили 8 поклонных крестов в Арефинском районе. 
Отец Андрей Касицын был назначен настоятелем храма Рождества Христова в селе Арефино в 2000-м году. За 11 лет служения в Арефино, без преувеличения будет сказать - боем прошел эти одичавшие места, адаптируясь к жизни вдали от благ города. Сейчас отец Андрей вернулся на свою родину, в Воронеж, но, создается впечатление, что по Арефинским краям все еще мысленно бродит.
          
«Первые триста метров от трассы под ЛЭП -  настоящая топь, туда съезжать категорически нельзя! – комментирует видеорепортаж экспедиции отец Андрей. - Даже на глаз видно, что высоковольтные стойки уходят вверх, за горизонт. Вся вода собирается в низине, у дороги, под глубоким снегом. Она здесь не замерзает даже при тридцатиградусном морозе. Но если, не сворачивая под ЛЭП, проехать вперед по трассе 300-500 метров, на перекресточке будет старая дамба, которую построил лесокомбинат.  По ней можно заехать в лес, а там по просеке объехать топь и снова выехать под ЛЭП, а по ЛЭПу, уже сухому, несколько километров проехать до поворота в лес. Там даже в распутицу дорога более-менее крепкая».
Реальный и в практическом, и в материальном смыслах, вариант дороги в Вахрамеево – восстановить эту старую дамбу. Она тянется несколько километров по лесу, почти упирается в Вахрамеево, а оставшееся расстояние и пешком несложно пройти. Сделать это можно за несколько дней гусеничным экскаватором. «Надо просто каналы углубить для стока воды справа и слева. Землю, которую из них достанут, сверху на дамбу положить, прокатать, подравнять, и будет высокое место. Это не миллионы какие-то несусветные.  Асфальт там не нужен, он не простоит, испортится. Если найдутся желающие принять в этом участие и будет Божие Благословение, то все реально», -говорит священник. 
          
В свое время он даже узнавал у главы местной администрации, возможно ли из нежилого поселения сделать жилое. Оказывается, возможно. Существует список документов из тридцати пунктов, которые нужно согласовать со всеми мыслимыми и немыслимыми службами, чтобы территорию, которая числится нежилой, урочищем, восстановить и сделать жилой.  Хоть прямо сейчас можно заняться, собрать документы, и появится деревня Вахрамеево, которая войдет в Арефинское поселение и будет подчиняться главе. Получит статус землепоселения с кадастровой стоимостью, которой сделают переоценку.
Но с Вахрамеевым много нюансов. Как протянуть электрические сети? Ближайший трансформатор в деревне Локтево, это 3 километра лесом, и любая упавшая елка порвет провод. Существуют нормативы, сколько метров должно быть вырублено, по какой высоте прокладывать. Деревья в лесофонде надо выписать. 
«Речь о целом комплексе мер, и на каждом этапе должны встретиться понимающие люди, которые пойдут навстречу, - продолжает отец Андрей. - Мы так 2 года электричество в храм проводили. Более реально обжить Спасское на Ухре, там есть свет, какая- никакая дорога. Если находятся люди, которые в храм начинают ходить, он становится местом молитвы и религиозной жизни. Ради них и место оживает. Бокаревы Сергей и Нина, ведь раньше не жили в Спасском на Ухре. Они переехали, потому что прониклись уникальностью этих мест.  А сейчас им уже не надо, как раньше, за 8 км в Арефино идти, чтобы помолиться. В перспективе пути Господни неисповедимы, уже и в Вахрамееве появился храм-часовня». 
                                                         
                                                              Медвежий угол

От Вахрамеево до Спасского на Ухре напрямую через лес - 6 километров, в объезд - дальше.
«С отцом Георгием Преображенским мы решили сохранить храмовый комплекс, где крестили святого, -  говорит епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, -  чтобы он был посещаемым, в Спасское на Ухре можно добраться. Не такие большие деньги нужны, но у нас нет спонсора, который бы сказал: «все сделаем через два года». 
           
В архиерейском подворье - два храма. Летний, Никольский, стоит в строительных лесах, зимний, Преображенский, в котором крестили будущего святого - младенца Василия Муравьева, лежит в руинах. Память о том знаменательном событии отмечена даже двумя крестами. Первый крест, очень добротный, резной, находится в разрушенной алтарной части Никольского храма. На нем надпись: «В сем храме принял Святое Крещение 1 (14). 4. 1866  Старец Серафим Вырицкий». Его установил в 2000-м году, незадолго до канонизации преподобного Серафима, протоиерей Димитрий Садовский, настоятель рыбинского храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Отец Димитрий и его супруга родом из Ленинграда.
Второй крест устанавливали уже точнее, в предполагаемой алтарной части Преображенского храма, в 2006-м году отцы Андрей Касицын и Геннадий Беловолов. Тогда уже было известно: кирпичные развалины да угол стены – и есть зимняя церковь.  
           
Сегодня вся жизнь архиерейского подворья сосредоточена в колокольне, приспособленной под службы. Настоятель – благочинный Некоузского района, настоятель рыбинского Храма Казанской иконы Божией Матери протоиерей Григорий Гогишвили. К подворью приписана одна монахиня - матушка Серафима Гущина. Она была пострижена в честь преподобного Серафима Вырицкого в 2012 году, до появления подворья. Ей в деревне негде жить, хоть поначалу пробовали снимать угол. Матушка Серафима приезжает на службы петь и когда надо помочь священнику.
 
Служат каждое воскресенье и обязательно – по большим праздникам. Сам настоятель – редко, в виду занятости на приходе в Рыбинске и благочинии Некоузского района. Приход – 3 человека: старожил Арефинского края Александр Александрович Меньшиков и двое переселенцев -  Нина и Сергей Бокаревы. Нина перед службой протапливает печи. Летом приход прирастает дачниками. Все желающие помолиться в колокольне умещаются. 
Сейчас в Спасском на Ухре 6 жилых домов, семья Бокаревых строит седьмой. В трех домах постоянно живут 7 человек.  В Спасе, Черемушки и Седлово с весны до осени проживают дачники, человек 25. Сергей Бокарев ездит на работу в Рыбинск. Справиться со строптивой дорогой ему помогает верная машина «Нива» и опыт службы танкистом. В хозяйстве есть «мотособака» – снегоход, типа «Бурана», для езды по насту. Нина трудится здесь на полставки почтальоном, всех жителей окрестных деревень лично знает. 
По данным, предоставленным главой Арефинского сельского поселения Александром Чуваевым, на 1 января 2018 года постоянно зарегистрировано в Арефинском крае 1412 человек, летом за счет дачников число жителей достигает 2500 человек. Но по факту проживают порядка 1000. 
«Население идет на убыль, - говорит арефинский глава, - Я пришел на эту работу в 2004 году, было порядка 1760 человек.  На 300 человек больше, чем сейчас». 
 
«Почтальон идет пешком по бездорожью, скорая помощь из города 45 км едет, - перечисляет Нина, - Старики, зимующие здесь, выживают, кто как может. Хорошо, если дети помогают, а они все живут по городам. К кому-то соцработник приходит из Арефино – это в 10 километрах. Здесь проедет только внедорожник, вездеход и трактор. Умерших вывозят в морг на тракторе. Единственное, на мой взгляд, что дает сил здесь жить – это Никольский храм в архиерейском подворье. Жители всех этих деревень со слезами на глазах радовались празднику 150-летия преподобного Серафима Вырицкого, для нас это больше, чем архиерейское подворье». 
Бокаревы всегда у подворья на выручке. С момента своего переезда в Спасское на Ухре ухаживают за территорией храмов, погостом и источником, который освятили уже в 2000-х годах, как одно из памятных мест, связанных с батюшкой Серафимом.
Есть проект заповедной зоны памятных мест преподобного Серафима Вырицкого – «ООПТ «Земля С. Вырицкого», составленный известным рыбинским краеведом Евгением Балагуровым, ныне покойным.  
       
«Евгений Петрович нарисовал карту своей рукой, красками, рисовал он прекрасно, был замечательный живописец, - вспоминает ученик Балагурова, Денис Демьянов.  – По его подсчетам, площадь заповедника составляет 14,5 кв. км. В границы попадают деревни, которые стоят по реке Ухре. В частности, Спасское на Ухре, находящаяся в полутора километрах от него усадьба «Черемушки» дворян Небольсиных, защитников Отечества и путешественников. Евгений Петрович рассказывал, что контрадмирал Аркадий Небольсин во время Цусимского сражения после гибели командира взял командование крейсером «Аврора» на себя и спас его. Его имя носит один из мысов Японского моря, а писатель Валентин Пикуль вывел его прообраз в своём романе «Из тупика».
В усадьбе сохранился липовый парк в английском стиле с деревьями, которым 150-200 лет. Раньше росли два кедра, редкие для нашей природы, сейчас остался один. Границы также захватывают деревню Черемушки и Вахрамеево. Сама река Ухра – памятник природы, кувшинки, которыми она щедро украшена - показатель чистой воды. Дикие звери, лоси приходят. Наш Арефинский край в районе называют «медвежий угол» из-за большого количества медведей. Евгений Балагуров под заповедником подразумевал территорию, которая должна сохранить исторический облик и ту экологическую среду, которая окружала преподобного Серафима Вырицкого. Здесь неуместны коттеджи, зоны отдыха и что-то еще для общественного значения. Он хотел сохранить природу, которая чудом до нас дошла. Детального описания, думаю, не сохранилось, он это держал в голове…»
                                                        
                                                                Дети с Дон Кихотом
          
Известный рыбинский краевед и педагог Евгений Балагуров 25 лет вел кружок краеведения в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий города Рыбинска. Авторская учебная программа Балагурова «Лаборатория краеведения» в 2005 году была признана лучшей в России. Сейчас учреждение, где четверть века трудился Евгений Петрович, носит его имя.  Искусствовед по образованию, с дипломом Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, как никто другой потрудился для спасения святынь этих мест. Под его персональную защиту попадали все культурные объекты. Вместе с соратниками он добился присвоения Рыбинску статуса исторического города. Евгений Петрович и его подопечные в 90-х первыми пришли в церковь Богоявления на Острову, чтобы там прибраться. Тогда еще не знали, что здесь крестили непобедимого адмирала. В те же годы  Балагуров собирал экспедиции в Спасское на Ухре, на место крещения святого Серафима Вырицкого, хоть старец еще не был прославлен. Его ученики уже тогда писали работы, посвященные Серафиму Вырицкому, этому месту и храму, где он был крещен.  
           
На берегу Рыбинского моря, по инициативе Балагурова был установлен пятиметровый поклонный крест в память Югско-Дорофеевой пустыни, основанной в 1615 году. Крест установили на самом ближнем к затопленному Югскому монастырю месте. Сейчас это одна из рыбинских святынь, к которой совершаются крестные ходы. 
          
Краевед с учениками опекали трехшатровую церковь Троицы XVII века в Александровой Пустыни под Рыбинском. На всю Россию было пять таких церквей! Чудом уцелевшую в советскую эпоху реликвию уничтожили уже в наши дни и заодно разрыли бульдозером погост. Память о внешнем виде святыни хранит макет храма, сделанный ученицей Балагурова. 
         
«Евгений Петрович выпустил небольшую брошюрку «10 самых-самых храмов Рыбинской земли», - перечисляет Денис Демьянов, ученик Балагурова, -  Собирался издать книжечку «Печальная прогулка по Крестовой», о том, как памятники в Рыбинске рушатся, искажаются и уничтожаются. Крестовая – главная улица Рыбинска, которая идет от Спасо-Преображенского кафедрального собора до Сретенского храма. Он мне говорил об этой книге за две недели до смерти. Потом я общался с его братом, но он не нашел в компьютере наработок по этой теме». 
Евгения Петровича не стало 17 июля 2015 года. Тем же летом ребята поменяли сруб на источнике преподобного Серафима Вырицкого в Спасском на Ухре. Это было одно из заданий, которые успел им оставить Евгений Петрович еще при жизни.
«Мы, его ученики, все держимся вместе, - говорит Денис Демьянов, - Мы вступили в ВООПИиК, помним Евгения Петровича, продолжаем начатую им работу. Проводим этнографические экспедиции на реку Сить, ходим по деревням, записываем воспоминания старожилов. Его там помнят, когда узнают, что мы его ученики, радуются. Надеюсь, что кто-то из нас создаст свой кружок и будет продолжено и его педагогическое дело».  
                                                                   Старая часовня
            
Первопроходцами в Вахрамеево стали именно Евгений Балагуров со своей командой подростков-краеведов. 
«Был год, 2001 или 2002, раннее утро, перед службой, часы читали, - вспоминает священник Андрей Касицын, - мне передали, что меня спрашивают. Вышел, смотрю подростки, человек восемь, возраста 14-15 лет, сидят на паперти. Ко мне подходит их учитель, представился. Беседа была короткая. Он сказал, что они идут в краеведческую экспедицию до Спасского на Ухре и в Вахрамеево. Говорю: «Ну, с Богом! Помоги Господи, хорошее дело!» Маршрутик еще тот – до каждого пункта по 8 км! Скорее всего, шли не один день.  Значит, где-то и ночевали, и палаточка с собой была». 
Вслед за юными краеведами в экспедицию собрался и отец Андрей Касицын.  Сергей Скворцов - староста храма Илии Пророка в селе Арефино с 1999 года. Был неизменным помощником батюшки и принимал участие во всех его походах.    
              
«Все началось не с установления места избы, а с того, что наш отец Андрей решил найти для начала деревню Вахрамеево. Ее не было на карте, а у нас она числилась, как Большие Кулиги, - объясняет Сергей Скворцов, -  В 2005 году, летом, водитель Валентин Карпов, ныне покойный, взялся нас провезти до этого места на тракторе. Мы поехали втроем, тогда грязь была - газовщики разбили всю дорогу. На урочище липа стояла – а липы обычно в деревнях сажали рядом с домом в качестве украшения. Видно было холмик от фундамента, кирпичи торчали сверху. Красивое место, нам понравились. Спилили березку, сделали обычный четырехконечный крест, вкопали его рядом с липой. С батюшкой спели тропарь, кондак, величание и уехали домой. А на следующий год приехали ребята из Питера с восемью крестами из лиственницы, трехсоставными – по подобию креста настоящего. Установили кресты во всех местах на родине батюшки Серафима, связанных с его памятью. Нашли одного из старожилов Арефинского края, который родился и жил в детстве в Вахрамеево - это Виталий Григорьевич Воронин. Он и показал место, где стоял дом  Муравьевых».
Евгений Балагуров еще в 2010 году вместе с Ворониным нарисовал план деревни Вахрамеево с домами и фамилиями семей, в них проживавших. Денис считает, что дом Муравьевых на карте указан с погрешностью 6-10 метров.  В Вахрамееве была часовня. Евгений Петрович считал, что именно ее заброшенный деревянный сруб без креста, похожий на обычный деревенский дом-«развалюху», сейчас стоит в Афремово. 
           
Старинное деревянное здание он обнаружил в 2005 году, во время экспедиции на территории Арефинского сельского поселения. Согласно краеведческому расследованию Евгения Балагурова в советские годы часовню вывезли из Вахрамеево в деревню Локтево, «перепрофилировав» в продуктовый магазин. Локтево опустело, и в начале 80- х годов сооружение перевезли в Афремово в качестве продовольственного магазина, который там работал до начала 2000-х годов, пока не закрыли. Евгений Петрович искал пути для реставрации святыни. По его просьбе проект реконструкции нарисовал рыбинский архитектор Валерий Семёнов. 
          
«Это старая вахрамеевская часовня, - рассказал Валерий Семёнов, -  Женя ее нашел и попросил меня нарисовать, как она может выглядеть. Никаких описаний ее прежнего вида не сохранилось. О масштабной реконструкции речи не шло, он просто хотел привести ее в «удобоваримый» вид. Я приехал, сделал обмер. Сруб – 6 на 9. Потом просто нарисовал ему эскиз - такой усредненный образец русской деревянной архитектуры». Валерий Георгиевич признается, что особой перспективы в старом срубе не увидел, и считал, что лучше построить новую часовню.  
         
Ориентируясь на краеведческие выводы Балагурова, Рыбинская епархия взяла брошенную святыню «под крыло» и создала обоснование проекта реконструкции мемориальной часовни.
«Очень интересная история с мемориальной часовней, - рассказывает председатель Рыбинского историко-культурного общества Ольга Тишинова, - Последняя заведующая магазином, который находился в здании часовни, приватизировала строение на себя. Ее дочка стала владелицей постройки. В какой-то момент ей надоело платить за нее налоги, и она передала здание в дар епархии. Летом 2015 года состоялась торжественная официальная передача. Она отдала ключ от строения епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину». 
        
Ольга Юрьевна с архитекторами и реставраторами неоднократно выезжали на место, осматривали постройку, изучали. Часовню датируют второй половиной XIX века, что видно по деревянной архитектуре и сводчатым окнам. Значит будущий святой там бывал. Ольга Юрьевна предполагает большую вероятность, что эту часовню батюшка Серафим сам мог поставить в подарок родной деревне, на свои деньги – в конце XIX века, он был уже молодой успешный коммерсант Василий Муравьев. Специалисты-реставраторы отмечают сохранность бревен – древесина конца XIX века очень качественная была. Злоключения, которые претерпело строение часовни, как ни странно, только закалили ее материал – дерево выстоянное, оно теперь как камень. Буквально несколько бревен только надо заменить. Ее нужно разобрать, перевезти и тут же собрать на новом месте. На бревнах остались зарубки, подтверждающие перевозку сруба. Сохранились подлинные двойные филенчатые двери и полуарочное окно над дверью. 
          
На сегодняшний день рыбинским архитектором Николаем Лосевым разработан официальный 3D-проект реконструкции. Поселенческая администрация обещала помочь  транспортом для перевозки часовни, куда ее благословит владыка. После чего можно будет приступать к работе.  
Есть категорические противники мнения, что это «та самая вахрамеевская часовня». В частности, исследователь Оксана Блайда придерживается версии, что сохранившийся древний сруб был собственной часовней деревни Локтево. На сегодняшний день ни одна из сторон не предоставила документ, который бы доказывал, что часовня на 100 процентов – вахрамеевская или локтевская. Но разве сегодня это так важно?
Оксана Блайда, работая над книгой "К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого", узнала, что богослужения в вахрамеевской часовне совершались дважды в год. В большие праздники крестный ход шел от нее в Спасское на Ухре. В часовне стояла кружка для сбора средств.
           
«Не каждая деревня могла себе позволить иметь собственную часовню,-говорит Оксана,-  из чего я делаю вывод, что Вахрамеево была густонаселенной.  Виталий Григорьевич Воронин мне подтвердил, что деревня была многолюдная, одна из самых отдаленных, из относящихся к приходу Спасского на Ухре.  Когда я узнала о часовне, у меня уже тогда мелькала мысль, что когда-нибудь затеплится здесь церковная жизнь и будет восстановлена память о святом. В первый раз мы ездили в Вахрамеево с Ниной Бокаревой и моей дочкой Дашей зимой, по насту, на мотособаке. Проезжали бывшие деревни, поросшие деревьями, а тут была поляна. У меня было ощущение, словно деревня чего-то ждет». 
         
Исследователь считает, что качества праведника будущий старец получил в Вахрамеево. В деревне жили трудолюбивые люди, были хорошие традиции. Мать, Хиония Алимпиевна, была набожной женщиной, которая часто встречается в метрических книгах, как восприемница младенцев из Вахрамеева. В каждой семье было по несколько детей, все жили дружно. Домов было мало, они стояли на центральной улице. Под конец  XIX века стали расселяться, часть деревни заросла. Даже такие детали, как количество жителей и окружение влияют на характер человека.
        
«Мне было очень интересно, с каким же человеком Серафим Вырицкий уехал в Санкт-Петербург, - говорит Оксана. - Указано, что именно односельчанин позвал туда мальчика Василия.  Все возможные фамилии деревни Вахрамеева я нашла в архивах Ярославской области, в списках верующих, метрических книгах и исповедных ведомостях».
        
Метрические книги и исповедные ведомости храмов в селе Спасское на Ухре, Арефина и других сел Арефинской волости позволяют установить даты рождения, крещения, смерти, состав семьи, содержат сведения о жителях деревни, их взаимоотношениях. Оксана Блайда оказалась первым человеком, который систематизировал все архивные документы, связанные с родословной святого и сведениями об окрестностях, в которых жила его семья и семья его супруги, Ольги Ивановны Нетрониной. Ее добровольческий труд, который начался со школьного задания ее дочери, вот-вот увенчается второй книгой. 
       
Первая книга Блайды «К истокам. Родные места преподобного Серафима Вырицкого» вся основывается на архивных документах. Сбор информации занял с 2012 по 2015 год, книжка вышла в 2016 году. 
Вторая книга выйдет в Вырице. В ней будут опубликованы более полные родословные святого, его матери, Хионии Алимпиевны, и супруги Ольги Нетрониной. Войдут материалы по храмам Спасского на Ухре. Выяснился интересный факт - раньше село Спасское на Ухре было вотчиной ярославского Свято-Введенского Толгского монастыря.       Кроме того, Оксана, посчитав по карте, обнаружила, что между местами святого преподобного Серафима Вырицкого и родиной святого праведного воина Феодора Ушакова небольшое расстояние, обе святыни находятся на левом берегу Волги.  Эта особенность дает возможность создания общего паломнического маршрута. 
                                                             
                                                                         Послесловие
16 февраля 2018 года на родине батюшки Серафима в часовне отслужили молебен. 29 паломников в возрасте от 8 до 40 лет, в числе которых было много подростков, добрались до святыни на лыжах, от деревни Простино, под предводительством иерея Иоанна Перевезенцева. 
Справка
О правильном написании названия деревни Вахрамеево.
Во время работы с архивами Оксана Байда обращалась к специалистам-филологам по вопросу правильного написания исторических наименований местности. По их мнению нельзя исправлять названия, которые были изначально. Так, на дореволюционных картах деревня Вахрамеево пишется через два "а", как и в архивных документах. В паспорте Виталия Григорьевича Воронина указано место его рождения – «д. Вахрамеево». Правнук святого Василий Николаевич Набоко ведет сайт, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому, и тоже придерживается написания через два «а». На сайте ЯрИРО (Ярославское историко-родословное общество), также сохранены старинные наименования. 

 

13 апреля 2018 г. 20:45
Ключевые слова: Серафим Вырицкий
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи