выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Репортажи
ЦВ № 24 (301) декабрь 2004 /  25 декабря 2004 г.
версия для печати версия для печати

Святые Метеоры: между небом и землей

В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения.

Когда-то на этих вершинах одним из подвижников была открыта дорога, ведущая, как считают монахи, в небесные покои. Поэтому эти скалы, словно парящие между небом и землей, были названы основателем первого здешнего монастыря святым Афанасием «метеорами», то есть «висящими в воздухе».

Исторические следы святых Метеор теряются в туманных легендах и преданиях. Известно, что уже с XI века в пронизываемых ветрами каменных ущельях поселились первые пустынники. Поначалу монахи и отшельники были мало связаны друг с другом — каждый жил обособленно в отвоеванной у природы каменной расщелине, неся свой крест самоотверженно и отрешенно. Затем св. Афанасий Метеорский создал первую монашескую Киновию, и так возникла горная монашеская республика — Святые Метеоры. 24 монастыря вместе с одиночными кельями, аскетариями, часовнями, скитами, пещерами, затворами, столпами рассеяны по Метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.).

Паломники, желающие посетить Святые Метеоры, сначала прибывают в небольшой городок Каламбака, расположившийся у подножия гор. Наша группа добиралась в Каламбаку из Салоник и, задержавшись в пути, приехала уже поздним вечером. Гор в темноте, конечно, не было видно. Но на фоне звездного неба четко вырисовывался светящийся крест. Оказалось, что каждую ночь его зажигают в монастыре Святого Стефана, чтобы указывать путников дорогу и служить им утешением.

Утром мы отправились на Метеоры. Когда-то монахи поднимались наверх в специальных веревочных люльках. Теперь автобус везет паломников по горному серпантину, и им остается только, приложив немного усилий, подняться к монастырям по проложенным лестницам.

Сегодня в Метеорах шесть действующих монастырей: четыре мужских. Свято-Троицкий монастырь — один из самых древних, его построил в 1438 году монах Дометий. В течение семидесяти лет на скалу с помощью веревок и лебедок поднимали необходимые материалы и еще около 20 лет шло само строительство.

Паломники неспешно, делая частые остановки, поднимаются вверх по вырубленной в скале лестнице из 145 ступеней, которая была построена в 1925 году. Сам подъем не так утомителен, но все зачарованы сказочными видами окружающих скал, ущелий, обрывов. Сверху домики с красными кирпичными крышами, рассыпанные по фессалийской равнине, кажутся совсем крошечными.

А вот монахи и в наши дни доставляют в монастырь продукты древним способом — с помощью лебедки в корзинах и огромных сетках. Да и сами, когда надо выйти в мир, используют маленькую кабинку, которая двигается на канате над глубокой пропастью, отделяющей скалу с монастырем от «материка». Так быстрее...

Русских паломников в обители всегда встречают с особым теплом и вниманием. Сопровождающий нас монах рассказывает об истории монастыря, терпеливо отвечает на все вопросы. А потом нас угощают традиционным лукумом и чудесным кофе.

Главный храм обители построен в XV веке. Очень красив резной иконостас и фрески XVII века.

Нам выносят главные святыни монастыря — ковчежки с честной главой апостола Филиппа и стопой святого мученика Трифона. Затем мы идем в церковь Иоанна Крестителя, вытесанную прямо в скале. Там хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Монастырь неоднократно подвергался разрушениям в результате стихийных бедствий, в годы турецкого господства, во время Второй мировой войны. Однако и сегодня монахи продолжают традиции, заложенные преподобными отцами еще 600 лет назад, и занимаются разнообразной миссионерской и реставрационной деятельностью. В монастыре есть богатая коллекция тканых иерейских облачений, церковной утвари, изделий народного творчества. Главное же — духовное окормление всех нуждающихся.

И ныне, как уже сотни лет, из Святых Метеор непрестанно возносится молитва за всех православных христиан.


Ирина Сахарова
25 декабря 2004 г.
Ключевые слова: Греция, монастырь, Афон
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00