iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Репортажи
Перенсесение святых мощей прп. Серафима Его Императорским Величеством Государем Императором и их Императорскими Высочествами Великими  Князьями из церкви свв. Зосимы и Савватия в Саровский Успенский собор 18 июля 1903 года. Хромолитография Е.И. Фесенко
4 октября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Прославления святых в царствование последнего российского императора

Романовский юбилей в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» отметили оригинальной выставкой

В подмосковном Усове юбилей последней династии всероссийских самодержцев отметили не совсем обычным культурным событием. При содействии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества в зале местного Православного просветительского центра развернули выставку «В память вечную будет праведник: великие прославления русских святых в царствование императора Николая II». Она полностью войдет в экспозицию XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», запланированной в столичном Манеже с 4 по 8 ноября.

«Мы хотим воздать должное церковно-исторической памяти последней венценосной семьи Российской Империи, - говорит руководитель просветительских программ «Усова-Спасского» Андрей Миланович. – Ведь за весь предшествовавший Николаю II отрезок Синодального периода (без малого два столетия) канонизовано было лишь пятеро святых Русской Церкви. А c 1896 по 1916 годы прославлено семь общецерковных и несколько местночтимых святых. По инициативе императора и с его Высочайшего согласия в 1909 году Святейший Синод официально восстановил общецерковное почитание святой благоверной Анны Кашинской (+1368). Годом позднее мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (+1173) были принесены из Киева и захоронены в родном городе княгини. Евфросиния, первая русская преподобная, к тому же первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для других наших женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Всем этим событиям сопутствовали зафиксировавшие мощный духовный подъем в народе масштабные многолюдные крестные ходы. К примеру, на прославлении свт. Иоасафа Белгородского (+1754) в Белгороде в 1911 году собралось 300 тысяч человек».

На посвященном святителю Иоасафу стенде, кстати, представлен редчайший образ святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Цареградского и Лубенского чудотворца (+1654). Святых изображений предавшего Богу душу в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре (Полтавская губерния) восточного первоиерарха вообще не так много. А этот к тому же относится к малораспространенному типу «икона в иконе»: сам святой изображен здесь дважды. Со святителем Иоасафом икона связана посредством Лубенской обители: с 1737 по 1744 г.г. молодой игумен был настоятелем этого монастыря, успешно восстановил и обновил его храмы, после чего был возведен в сан архимандрита и стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры...

Иконография – изюминка этой выставки. Все иконы представлены частными коллекционерами, подавляющее их большинство написано около ста лет назад – к моменту канонизации или сразу после нее. Из частных собраний удалось подобрать и богатый иллюстративный материал периодической печати того времени – фоторепортажи, зарисовки и отчеты об официальных актах канонизации в журналах «Искры», «Нива», «Московский летописец», «Всемирное иллюстрированное обозрение». Народное почитание угодников Божиих красноречиво иллюстрируют дошедшие до нас выпускавшиеся к прославлениям огромными тиражами эмалевые образки и сувенирная церковная продукция тех лет – бутылочки для елея, для святой воды и для воды обычной, днепровской (очевидцы перенесения мощей преподобной Евфросинии утверждали, что православные пили воду из реки, считая ее освященной).

Но не все святые, к прославлению которых тогда прилагала силы императорская семья (и в первую очередь Великая княгиня Елизавета Федоровна), одинаково хорошо знакомы современному поколению церковных людей. Конечно, о святителе Феодосии Черниговском, не говоря уж о преподобном Серафиме Саровском или о священномученике Патриархе Гермогене, знают почти все. А вот священномученик Исидор Юрьевский (+1472) в России известен, наверное, меньшинству. И вряд ли дело в том, что святой пресвитер служил и претерпел мученическую кончину на территории современной Эстонии (кстати, орден в его честь – главная награда Эстонской Православной Церкви, которой в нашей стране удостоено лишь несколько человек). Многие ли из нас в подробностях могут изложить жития канонизованных в 1911 – 1916г.г. преподобного Ефросина Синозерского (+1612), святителей Питирима Тамбовского (+1698) и Иоанна Тобольского (+1716)? После расстрела царской семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга нашли восемь образов автора-составителя знаменитого «Илиотропиона» св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири – а сегодня, за три года до двойного юбилея (преставления и прославления) святителя, в Тобольске признают, что связанных с ним подлинных мемориальных предметов или святынь не сохранилось... И ниточка народной памяти подчас не прерывается благодаря отдельным энтузиастам, хранителям ценных реликвий прошлого. Так, диакон Казанского храма Устюжны (Вологодская епархия) Геннадий Казачинский специально привез на выставку бесценные исторические материалы о преподобном Ефросине.

Выставка в Усове скоро закроется. Но все ее стенды целиком можно будет увидеть в начале ноября в Центральном выставочном зале «Манеж». Более того, посетителей форума «Православная Русь» ждет приятный бонус. Если, конечно, так можно говорить об уникальном экспонате, только недавно попавшем в Россию — иконе священномученика Геромогена с позолоченным серебряным ковчегом-мощевиком. Как выяснили искусствоведы, эта святыня была выполнена на фирме «П.И. Оловянишникова сыновья» век назад к моменту прославления св. Патриарха Гермогена (скорее всего, по заказу Императорского Двора или Святейшего Синода, поскольку мощи только что прославленного святого могли преподноситься лишь на самом высоком уровне). Сейчас икона с мощами находится в частном собрании российского коллекционера, который пообещал продемонстрировать ее публике в Манеже.

Адрес Православного просветительского центра при Храме Спаса Нерукотворного Образа: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Усово, Рублево-Успенское шоссе, 101.

4 октября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00