выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Репортажи
Перенсесение святых мощей прп. Серафима Его Императорским Величеством Государем Императором и их Императорскими Высочествами Великими  Князьями из церкви свв. Зосимы и Савватия в Саровский Успенский собор 18 июля 1903 года. Хромолитография Е.И. Фесенко
4 октября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Прославления святых в царствование последнего российского императора

Романовский юбилей в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» отметили оригинальной выставкой

В подмосковном Усове юбилей последней династии всероссийских самодержцев отметили не совсем обычным культурным событием. При содействии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества в зале местного Православного просветительского центра развернули выставку «В память вечную будет праведник: великие прославления русских святых в царствование императора Николая II». Она полностью войдет в экспозицию XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», запланированной в столичном Манеже с 4 по 8 ноября.

«Мы хотим воздать должное церковно-исторической памяти последней венценосной семьи Российской Империи, - говорит руководитель просветительских программ «Усова-Спасского» Андрей Миланович. – Ведь за весь предшествовавший Николаю II отрезок Синодального периода (без малого два столетия) канонизовано было лишь пятеро святых Русской Церкви. А c 1896 по 1916 годы прославлено семь общецерковных и несколько местночтимых святых. По инициативе императора и с его Высочайшего согласия в 1909 году Святейший Синод официально восстановил общецерковное почитание святой благоверной Анны Кашинской (+1368). Годом позднее мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (+1173) были принесены из Киева и захоронены в родном городе княгини. Евфросиния, первая русская преподобная, к тому же первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для других наших женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Всем этим событиям сопутствовали зафиксировавшие мощный духовный подъем в народе масштабные многолюдные крестные ходы. К примеру, на прославлении свт. Иоасафа Белгородского (+1754) в Белгороде в 1911 году собралось 300 тысяч человек».

На посвященном святителю Иоасафу стенде, кстати, представлен редчайший образ святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Цареградского и Лубенского чудотворца (+1654). Святых изображений предавшего Богу душу в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре (Полтавская губерния) восточного первоиерарха вообще не так много. А этот к тому же относится к малораспространенному типу «икона в иконе»: сам святой изображен здесь дважды. Со святителем Иоасафом икона связана посредством Лубенской обители: с 1737 по 1744 г.г. молодой игумен был настоятелем этого монастыря, успешно восстановил и обновил его храмы, после чего был возведен в сан архимандрита и стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры...

Иконография – изюминка этой выставки. Все иконы представлены частными коллекционерами, подавляющее их большинство написано около ста лет назад – к моменту канонизации или сразу после нее. Из частных собраний удалось подобрать и богатый иллюстративный материал периодической печати того времени – фоторепортажи, зарисовки и отчеты об официальных актах канонизации в журналах «Искры», «Нива», «Московский летописец», «Всемирное иллюстрированное обозрение». Народное почитание угодников Божиих красноречиво иллюстрируют дошедшие до нас выпускавшиеся к прославлениям огромными тиражами эмалевые образки и сувенирная церковная продукция тех лет – бутылочки для елея, для святой воды и для воды обычной, днепровской (очевидцы перенесения мощей преподобной Евфросинии утверждали, что православные пили воду из реки, считая ее освященной).

Но не все святые, к прославлению которых тогда прилагала силы императорская семья (и в первую очередь Великая княгиня Елизавета Федоровна), одинаково хорошо знакомы современному поколению церковных людей. Конечно, о святителе Феодосии Черниговском, не говоря уж о преподобном Серафиме Саровском или о священномученике Патриархе Гермогене, знают почти все. А вот священномученик Исидор Юрьевский (+1472) в России известен, наверное, меньшинству. И вряд ли дело в том, что святой пресвитер служил и претерпел мученическую кончину на территории современной Эстонии (кстати, орден в его честь – главная награда Эстонской Православной Церкви, которой в нашей стране удостоено лишь несколько человек). Многие ли из нас в подробностях могут изложить жития канонизованных в 1911 – 1916г.г. преподобного Ефросина Синозерского (+1612), святителей Питирима Тамбовского (+1698) и Иоанна Тобольского (+1716)? После расстрела царской семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга нашли восемь образов автора-составителя знаменитого «Илиотропиона» св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири – а сегодня, за три года до двойного юбилея (преставления и прославления) святителя, в Тобольске признают, что связанных с ним подлинных мемориальных предметов или святынь не сохранилось... И ниточка народной памяти подчас не прерывается благодаря отдельным энтузиастам, хранителям ценных реликвий прошлого. Так, диакон Казанского храма Устюжны (Вологодская епархия) Геннадий Казачинский специально привез на выставку бесценные исторические материалы о преподобном Ефросине.

Выставка в Усове скоро закроется. Но все ее стенды целиком можно будет увидеть в начале ноября в Центральном выставочном зале «Манеж». Более того, посетителей форума «Православная Русь» ждет приятный бонус. Если, конечно, так можно говорить об уникальном экспонате, только недавно попавшем в Россию — иконе священномученика Геромогена с позолоченным серебряным ковчегом-мощевиком. Как выяснили искусствоведы, эта святыня была выполнена на фирме «П.И. Оловянишникова сыновья» век назад к моменту прославления св. Патриарха Гермогена (скорее всего, по заказу Императорского Двора или Святейшего Синода, поскольку мощи только что прославленного святого могли преподноситься лишь на самом высоком уровне). Сейчас икона с мощами находится в частном собрании российского коллекционера, который пообещал продемонстрировать ее публике в Манеже.

Адрес Православного просветительского центра при Храме Спаса Нерукотворного Образа: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Усово, Рублево-Успенское шоссе, 101.

4 октября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи