выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи

Вечные ценности языком музыки

Так уж повелось, что в постсоветской России каждое значимое культурное событие или форум ставит перед организаторами задачи не только чисто творческие, но и нравственно-просветительские. Яркий пример этому – десятилетняя история проведения Московского Пасхального фестиваля. С самого начала в его создании принимал деятельное участие Святейший Патриарх Алексий II. Тогда, в последефолтный период искусство особенно нуждалось в подтверждении высоких духовных истин, которому оно призвано служить. Для церковного же музыкального творчества, интерес к которому в то время, после его сенсационного открытия в 90-е годы со стороны светских исполнителей, ученых и слушателей, заметно поутих, Пасхальный фестиваль стал возможностью развивать певческую церковную традицию на высоком профессиональном уровне, показать достаточно закрытое для светского слушателя искусство современной Церкви  и, главное, приобщить к нему новое поколение музыкантов. С этим во многом связан успех, который имел Московский Пасхальный фестиваль на протяжении всей своей истории.

Организаторский и музыкальный талант художественного руководителя фестиваля Валерия Гергиева стал гарантией того, что название «Пасхальный» не станет просто календарной традицией или коммерческим брендом, а будет его живым смыслом. В итоге смелые замыслы создателей воплотились – уже целое десятилетие удается не снижать планку качества, и, вместе с тем, не останавливаться, развивать как творческую, так и миссионерскую составляющую музыкального форума. «Миссия фестиваля – исполнять музыку, возвышающую и очищающую души», - считает известный дирижер.

В этом году за 16 дней фестиваль охватил столицы пяти государств: России, Казахстана, Литвы, Белоруссии, Украины и 37 городов России и Казахстана. В его рамках состоялось 122 концерта симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ, а участниками стали около 2000 исполнителей. Многие концерты были бесплатными и благотворительными. Известные музыканты выступили в университетах, больницах, пансионатах и других социальных учреждениях. Прошли также особые мемориальные концерты, посвященные 25-летию Чернобыльской катастрофы и в память о пострадавших при землетрясении в Японии.

Заключительный концерт фестиваля прошел в День Победы на Поклонной горе – для ветеранов и их родственников стало уже традицией ежегодно собираться на этот общедоступный праздничный вечер. В этот раз на площадь перед Центральным музеем Великой Отечественной войны пришли около 250 тысяч человек.

Юбилейный Пасхальный фестиваль не только гораздо масштабнее всех предшествующих. В его программе нашли отражение актуальные для Церкви сегодня идеи о единстве культурного пространства народов на постсоветской территории. Так, несмотря на малое количество и не всегда удовлетворительное состояние концертных залов русской, украинской, белорусской и казахской провинции, именно сюда была привезена богатая симфоническая программа в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением самого маэстро Валерия Гергиева.

Хоровая программа Пасхального фестиваля напротив – собрала известные церковные коллективы со всего русского мира в старинных намоленных храмах столицы, Подмосковья и нескольких городов Центрального Федерального Округа. В этом году на фестивале выступили 16 хоров из России, а также коллективы Украины, Беларусии, Абхазии, Греции, Венгрии, Сербии, Литвы. Приглашая исполнителей на фестиваль, его организаторы стремились показать разные православные певческие традиции, которые бытуют сегодня. Русская классика и духовная музыка конца XIX – начала XX веков и древние песнопения были представлены в самых разных интерпретациях - в исполнении большого смешанного хора, а также камерных монастырских ансамблей и хоров мальчиков. Национальные певческие школы представили сербский хор «Серафим», греческий «Ираклион», а также российские коллективы, исполняющие аутентичную народную музыку, в числе которых был знаменитый Архангельский народный хор.

Уникальным событием в рамках фестиваля стала очередная звонильная неделя, в течение которой в храмах и соборах Москвы можно было услышать и оценить искусство 35 лучших звонарей из разных городов России: викториальные звоны в честь Дня Победы, пасхальные звоны, а также вереницы звонов «Замоскворецкие колокола» и «Колокола Зарядья». Девятого мая зазвучал завершающий «Большой Пасхальный звон», при участии всех звонниц храмов, участвующих в фестивале.

17 мая 2011 г.
Ключевые слова: Пасха, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00