выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Репортажи
Генерал В.О. Каппель.
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Возвращение из изгнания

В истории Гражданской войны в России 1918—1922 гг. остается еще немало белых пятен, и сегодня мы особенно остро нуждаемся в новом, непредвзятом взгляде на эти трагические события нашей истории. 14 января в Москву из Харбина были перенесены и торжественно перезахоронены на кладбище Донского монастыря останки генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля, одного из самых известных военачальников Белого движения. В церемонии перезахоронения праха генерала Каппеля приняли участие около тысячи человек, многие из приехали из разных регионов России. После Божественной литургии в Большом соборе Донского монастыря, которую возглавил епископ Егорьевский Марк, в торжественной процессии за гробом прошли родственники Каппеля, священнослужители, представители Федерального Собрания РФ, казачьих формирований, военно-исторических и национально-патриотических объединений. В прощальном слове епископ Марк сказал: «Последними словами этого военачальника был призыв всегда помнить о России. Будем же любить Отчизну так, как любил ее генерал Каппель, дабы прекратились на нашей земле разделения на красных и белых и другие раздоры».

Владимир Оскарович Капель родился 16 апреля 1883 года в небольшом городе Белеве Тульской губернии, в семье выходцев из Швеции. Его дед участвовал в Крымской войне 1856 года, был героем севастопольской обороны и георгиевским кавалером. Отец участвовал в экспедиции Русской армии в Среднюю Азию. За подвиг при взятии крепости Геог-Тепе, в районе Ашхабада, был награжден орденом святого Георгия. Очевидно, семейная традиция повлияла на выбор Владимиром Каппелем жизненного пути. Решив стать военным, он окончил Николаевское кавалерийское училище, а затем академию Генштаба. Участвовал в Первой мировой войне.
Начало Гражданской войны застало его в Саратове, где с приходом частей чехословацкого корпуса началось формирование подразделений белой Народной армии, которую и возглавил подполковник Каппель. Первый бой отряда Каппеля у Сызрани был успешным. Вскоре бойцы, входившие в его соединение, стали называть себя «каппелевцами». Так они продолжали себя называть и позднее, когда В.О. Каппель стал командовать сначала корпусом, а потом армией и фронтом.
Под его руководством, и в основном успешно, были проведены военные операции в районе Сызрани, Саратова, Уфы, Бузулука, Бугельмы, Симбирска, Казани... «Каппелевцам» противостояли большевистские войска, которыми руководили известные красные командиры Гай, Блюхер, Вацетис и другие. Общее руководство Красной армией в то время осуществлял Троцкий.
Наиболее успешной была наступательная операция по взятию Казани, проведенная 7 августа 1918 года. При этом было захвачено 650 миллионов рублей в золотых монетах, весь государственный запас платины, золотые слитки и другие ценности. Все это было погружено «каппелевцами» на пароход и по Волге переправлено в Самару, а потом в Омск. Часть средств пошла на закупку вооружения для белой армии. Но основная часть золотого запаса, как известно, позднее вновь досталась большевикам.
Немалая роль в борьбе за идею Белого движения принадлежала духовенству Русской Православной Церкви. К марту 1919 года в армиях Колчака находились полторы тысячи священников. Общее руководство церковной деятельностью осуществляло Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром. 29 января 1919 года он привел к присяге на верность Богу, Родине и народу Александра Колчака как верховного правителя России, а также его министров. В мае-июне 1919 года архиепископ Сильвестр предпринял поездку по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, в ходе которой произнес более ста проповедей с разъяснением противохристианской сути большевизма.
В середине 1919 года белые войска потерпели ряд неудач. Одной из главных причин было значительное численное превосходство красных. Зимой армия Каппеля была вынуждена оставить Омск. С приходом красных архиепископ Сильвестр не воспользовался возможностью покинуть Омск, оставшись со своим духовенством и паствой. Большевики арестовали его и в течение двух месяцев истязали. 26 февраля 1920 года он был зверски убит. В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) причислен к лику святых Новомучеников и исповедников России.
Оставив Омск, белая армия начала беспрецедентный — в 3000 верст — марш до Забайкалья, который позднее был назван Сибирским Ледяным походом. «Узенькая, как бесконечный коридор, полоска дороги, и по этой дороге тянется многоверстный обоз, — пишут об этом эпизоде Гражданской войны историки Р.Г. Гагкуев и Н.Л. Калиткина. — Здесь были все слои общества, все ранги и чины. Эта пестрая толпа усталых, голодных, замерзших и больных людей, гонимых собственным народом, называлась армией Колчака, белыми, а позднее — просто каппелевцами.
Отступавших насчитывалось несколько сот тысяч человек, и они передвигались как могли: пешком, на санях, верхом на лошадях. Орудия же частью пришлось бросить, частью просто уложить в сани и везти простым грузом. Сплошной лентой тянулись на восток и эшелоны, но из-за недостатка топлива или воды они часто останавливались на запасных путях станций, ожидая своей горькой участи.
Люди гибли сотнями каждый день: из-за эпидемии тифа или от лютого сибирского мороза и недостатка теплой одежды... С удвоенной энергией нападали на растянутые беззащитные обозы организованные банды большевиков...»
В условиях Ледяного похода верховный правитель адмирал Колчак назначил генерал-лейтенанта В.О. Каппеля главнокомандующим Восточного фронта. «Только на вас, Владимир Оскарович, вся надежда», — сказал при этом адмирал.
Но пробыл Капель в этой должности менее двух месяцев. При переходе реки Кан он провалился в полынью. Пока добрались до ближайшей деревни, пальцы на ногах генерала были отморожены. Врач настоял на немедленной ампутации. Операция была проведена простым кухонным ножом, обработанном на огне и протертым спиртом. На следующий день Каппель потребовал коня и в сопровождении поддерживающего его великана-добровольца совершил объезд обоза. Спустя несколько дней Владимир Оскарович заболел крупозным воспалением легких. Силы покидали его. Предвидя скорую кончину, он передал командование генералу С.Н. Войцеховскому. При этом Каппель вручил ему орден святого Георгия, который снял со своей груди, и попросил передать своей жене обручальное кольцо. 26 января 1920 года В.О. Каппель скончался.
Его солдаты, продолжавшие движение на восток, доставили гроб с останками своего командира в Читу, где он как православный христианин был похоронен в соответствии с церковной традицией. Позже, ввиду приближения красных войск, гроб с телом генерала был извлечен из могилы и доставлен в Харбин, где вновь захоронен у стены Свято-Иверской церкви.
Каппелевская армия, уменьшившаяся до 15—20 тысяч человек, продолжала с боями двигаться на восток. Завершился этот беспримерный поход в Приморье, откуда многие затем ушли в Корею.
Фотоматериалы предоставлены Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами

Николай Домась
24 января 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00