выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Репортажи
ЦВ № 13-14 (410-411) июль 2009 /  12 июля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Защитить историко-культурное наследие России

Сохранение и восстановление уникального исторического облика Москвы и других городов России — проблема, которая требует усилий не только со стороны православных верующих, но и всего общества. Тем не менее именно прихожане московских храмов находятся в авангарде общественного движения против разрушения памятников архитектуры. Каждый год православные архитекторы, ученые, священнослужители и представители общественности собираются на конференцию, где обсуждают острые вопросы сохранения отечественного архитектурного и исторического наследия. В этом году в московском храме Воскресения Христова в Кадашах в пятый раз прошли Кадашевские чтения, посвященные сохранению древних памятников Москвы, Подмосковья и всей России.

Ни в одной европейской столице не увидишь такого беспощадного сноса исторической городской застройки, как в столице нашего государства. И если уже к середине XX века от старой Москвы сохранилось 1,5–2%, то можно только догадываться, что осталось на сегодняшний день.

Как восстановить исторический облик города? И как сохранить хотя бы то, что мы имеем? В поисках ответа дважды в год в Замоскворечье собираются ученые, архитекторы, преподаватели вузов, священнослужители, прихожане московских храмов — все, кто неравнодушен к этой проблеме.

«От имени участников конференции можно заявить о том, что сообщество граждан, в том числе и специалистов в области охраны наследия, реставрации и т.д., не приемлет того, что происходит сейчас с нашей культурой, — говорит постоянный участник чтений, член Президиума экспертного совета при Главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. — Это признак зарождающегося гражданского общества».

«Для нас, профессионалов, Кадашевские чтения — это возможность и рассказать о своей работе, и услышать, что делают коллеги, и узнать о тех решениях и проблемах в нашей области, о которых мы, работая на своих объектах, не всегда знаем», — рассказала известный архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РФ Елена Одинец.

Участники конференции с большим интересом восприняли рассказ Елены Ополовниковой, профессора Международной академии архитектуры, заслуженного работника культуры РФ, о древнерусском деревянном зодчестве. «Этот великий корневой пласт нашей отечественной культуры, удивляющий и восхищающий весь мир, находится сейчас на грани окончательного уничтожения», — утверждает Елена Александровна. К сожалению, далеко не все возводящиеся сегодня деревянные храмы соответствуют русским традициям бревенчатого строительства. Проблема множества современных церковных общин — отсутствие правового опыта, юридической поддержки. В этом году в Кадаши приехала настоятельница монастыря в честь святителя Тихона в г. Торопце Тверской области монахиня Иоанна. Уже два года в обители не могут сдвинуться с мертвой точки восстановительные работы, хотя в состав монастыря входят памятники федерального значения: церкви Никольская (1666) и Покровская (1766). Оба храма были переданы монастырю в аварийном состоянии. Наибольшую озабоченность у матушки Иоанны вызывает медленное и некачественное выполнение реставрационных работ в Покровском храме. Сегодня храм находится в значительно худшем состоянии, чем до начала реставрации.

В этом году на Кадашевских чтениях состоялось общественное слушание поправок к Федеральному закону № 73-ФЗ. По результатам дискуссии, разгоревшейся вокруг законопроекта, участниками чтений было составлено заявление, которое будет направлено в ряд правительственных инстанций.

Кадашевские чтения сегодня — своего рода духовно-нравственный центр, который объединяет людей, ратующих за сохранение памятников культуры. «Уничтожение исторического наследия — это уничтожение исторической памяти народа. Образуется пустота, которая непременно будет заполнена чем-то другим. Я призываю всех мужественно отстаивать интересы Церкви и нашего культурного наследия», — сформулировал главный итог конференции настоятель храма Воскресения Христова, декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков.
 

Наталья Зяблицына
12 июля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00