выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Рецензии
Зимние узоры. Никольский скит. Фото Александра Львова
ЖМП № 11 ноябрь 2018 /  21 ноября 2018 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Валаам в объективе

Валаам Александра Львова — это прежде всего природа северной островной обители. Разглядывая его снимки, слышишь, как колючий ветер забрасывает пригоршнями снега стройные сосны на ладожском берегу («Метель), как бьются друг о друга колкие ледышки на водной глади («Шуга») и как медленно и неумолимо сковывает озеро могучий панцирь («Первый лед»). Монастырская архитектура здесь — отнюдь не первая скрипка. Она деликатно аккомпанирует главной теме, не вмешиваясь в ее созвучия и не оспаривая ее первенства. PDF-версия

Тихую безмятежность неба и воды приятно дополняет чуть тронутый желтизной осенний березняк, из которого словно выбежала на берег и застыла в удивлении маленькая церковка — часовня Преподобного Серафима Саровского («Гармония»); поленницу припасенных насельниками Коневского скита дров безжалостно заметает снегопад («Зимовка»); храм Никольского скита глядится в исполинское зеркало, примечая нежданного гостя — пожаловавший вне расписания монастырский катер («Отражение»).

«Минувшая зима запомнилась очень долгим, неспешным ледоставом, — рассказывает фотохудожник, обращаясь к еще одной запечатлевшей Никольский скит работе под названием «Зимние узоры». — И когда я вышел с аппаратурой снимать на схватившуюся озерную гладь, ко мне подошел насельник и предложил привязать к моей ноге канистру. Конечно, я удивился, но собеседник, будто не замечая, продолжил: "А как же, весной легче будет найти!"»

Специфический островной юмор — необходимое условие в поиске как рабочих контактов, так и доверительных отношений с монахами. «Снимать братию очень сложно. Валаам посещает множество туристов, и монашествующие от их фотокамер устают, — объясняет Александр Львов. — Поэтому самое главное — установить с постоянными обитателями архипелага нормальные отношения. Когда я впервые увидел главного агронома Валаамского монастыря иеромонаха Григория (Вердяна), решил, что этот человек может стать героем замечательного снимка. "Даже не подходи!", — охладили мой пыл знающие люди. Я встретился с ним первый раз, второй, третий — и в результате получился вот такой прекрасный портрет на фоне ствола самого возрастного и могучего валаамского дерева...»

Выставка 64 крупноформатных фотоотпечатков под открытым небом на Тверском бульваре в Москве — второй этап в проекте Александра Львова «Русские сезоны», открывшемся пару лет назад галереей о Кижах. «Первые мои шаги в профессиональной фотографии были посвящены маринистике, — вспоминает автор. — Я участвовал в нескольких экспедициях на судах "Крузенштерн", "Седов" и "Паллада", предпринял даже трансатлантическое и кругосветное плавание. Кижи тоже приехал снимать ради парусников. Там ежегодно проводится кижская регата, в которой участвуют старинные лодки-кижанки. Мне повезло с идеальным освещением, и удалось отснять практически весь архитектурный ансамбль кижского погоста. В итоге за полтора года удалось подготовить экспозицию "Русские сезоны. Кижи", и вместе с партнерами из Центра продюсирования фотографии "ПроЛаб" мы решили ее продолжить. Валаам снимал больше года, в монастыре в общей сложности провел около трех месяцев». Предполагается, что этот проект станет трилогией. На третью, завершающую, часть о Соловках Александру Львову удалось получить патриаршее благословение, и к работе над ней он уже приступил.

Выставка открыта до 1 декабря

21 ноября 2018 г. 13:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00