выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
В храме Всех святых в Земле Российской просиявших идет занятие по основам русского жестового языка
ЖМП № 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 15:14
версия для печати версия для печати

Услыши мя, Господи

ЦЕРКОВЬ ЗАГОВОРИЛА СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ВО ВЕСЬ ГОЛОС

Теперь люди с проблемами слуха могут познакомиться с Евангелием и его толкованием на видеохостинге YouTube. Такую возможность предоставил им первый православный видеоканал для глухих и слабослышащих людей «Десница». Сегодня на нем можно посмотреть 10 роликов на жестовом русском языке с субтитрами, число которых до конца августа возрастет до 50. Между тем, 25 сентября в столичном храме Всех святых, в земле Российской просиявших (район Ново-Косино), впервые в истории Русской Церкви состоится патриаршая Литургия для глухих и слабослышащих верующих. Торжественное богослужение приурочено к 25 летию возобновления духовного окормления неслышащих православных, и 90 летию Всероссийскомуобществу глухих (ВОГ). «Журнал Московской Патриархии» проанализировал накопленный этот опыт церковной работы.

Eще пару лет назад обычный деревенский дом напротив Казанского храма в селе Пучкове (Троицкое благочиние викариатства Новых территорий Москвы) занимала местная православная гимназия. Местность здесь густонаселенная (причем далеко не только в летне-дачный период), ведь в пешеходной доступности — кварталы вошедшего в столичную черту Троицка. Так что недостатка в желающих стать гимназистами (даром что в каждой параллели всего по одному классу) нет. Но теперь учебное заведение справило новоселье в здании на прихрамовой территории, а на его бывшей «рези­денции» красуется вывеска «Дом слепо­глухих».

Разыскиваются слепоглухие

Фактически это местный приходской проект, который всячески поддерживает региональная общественная организация социальной поддержки слепоглухих «Эльвира» и фонд помощи слепоглухим «Со-единение». Нынешний духовник Дома слепоглухих священник Лев Аршакян познакомился с ее учредителем Сергеем Сироткиным 17 лет назад на Пасху на Святой земле. «Сергей Алексеевич — один из знаменитой экспериментальной четверки слепоглухих людей, первыми в СССР получивших диплом МГУ им. М.В. Ломоносова (самый известный ее представитель — доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Александр Суворов. — Прим. ред.). Я встретился с ним еще до принятия священного сана. Потом с разницей в несколько лет скончалась Татьяна — супруга Сергея Сироткина, его “глаза и уши”, а меня рукоположили, — вспоминает отец Лев. — И мы с Сергеем Алексеевичем стали думать, как подойти к давней идее четы Сироткиных — специальному учреждению, где подопечные одновременно проходили бы как социальную, так и духовную реабилитацию».

Реализовать этот проект удалось на базе Казанского храма в Пучкове. Административно он относится к Москве, но при этом расположен в живописнейшем старинном селе. Немаловажно, что до «цивилизации» рукой подать, и подопечные регулярно выезжают на экскурсии и в паломничества в знаменитые как столичные, так и подмосковные (Троице-Сергиева лавра, ­Покровский монастырь, Серпуховский Высоцкий монастырь) обители.

«Слепоглухих надо специально искать. Эти люди сами не придут и не заявят: я инвалид, давайте меня реабилитируйте. Кроме того, мы занимаемся переписью слепоглухих россиян и пока что выявили по стране около двух тысяч таких граждан. Если желающий зарегистрируется, обозначит, какие программы реабилитации ему подойдут, рано или поздно его сюда направят. А вообще на слепоглухих только сейчас в России наконец-то обратили внимание, и Церковь не осталась в стороне. Это очень хорошо», — считает отец Лев.

Стандартный курс обучения и пребывания в доме слепоглухих рассчитан на три-четыре недели. Всё это время подопечные живут в уютных двух- и трехместных комнатах и по индивидуальной программе занимаются с опытными преподавателями здесь же, под этой крышей. Конечно, не все они тотально слепоглухие. Вот слабослышащий преподаватель, прихожанка Казанского храма Нина Гвоздева обучает петербурженку Светлану Тимофееву с остаточным слухом и трубчатым зрением, как заводить аккаунт в социальной сети. В соседнем классе специалист по информационным технологиям Андрей Мачнев проходит с Тамарой Сабодаш работу в операционной среде со звуковым отражением компьютерной графики. Диагноз Тамары — синдром Ушера, генетически обусловленное медленное параллельное угасание слуха и зрения. Недуг этот считается неизлечимым. Зато если его вовремя диагностировать, у инвалида есть достаточный промежуток времени для подготовки к новой жизни в непростых условиях. Сам Андрей тоже недавно ослеп из-за катаракты («это у меня наследственное», признается Мачнев), а прихожанином Казанского храма успел стать еще в то время, когда видел хорошо. Теперь прежние навыки помогли ему остаться в профессии уже в новом качестве.

А вот другая ситуация: незрячий преподаватель Константин Зобов объясняет тотально слепоглухой псковитянке Ирине Экимашевой, как работать с брайлевским компьютерным дисплеем. Речь у Ирины более или менее сохранная, а слова ей передают тактильной азбукой в ладонь. Процесс, который решил сфотографировать корреспондент ЖМП, нежданно прерывается возмущенным замечанием ученицы, поразившим отца Льва: «Ой, зачем меня снимать?! Я же в домашнем халате!» Константин Владимирович тоже раскрыл было от удивления рот, но тут же сообразил, в чем дело: «Она реагирует на вспышку углом одного из глаз, а шум распознает через слуховой имплантант».

Помимо разнообразных программ компьютерного обучения огромное внимание в Доме слепоглухих уделяют занятиям в так называемой творческой мастерской. Когда в гостях оказался корреспондент ЖМП, тут плели коврики — каждый свой, чтобы потом соединить их в длинную дорожку. Еще одно важнейшее направление деятельности — изучение волонтерами жестового языка (ЖЯ). Сам священник Лев Аршакян, кстати, изучал ЖЯ здесь же.

«Люди с такой инвалидностью взыскуют веры, и мы им очень нужны. Изначально воцерковлены из них, быть может, процентов пять. Но атеистов еще меньше — буквально единицы. Когда мы объясняем нашим подопечным, что они тоже могут общаться с Богом, те ухватываются за эту возможность сразу же. И наша задача — познакомить их с любящим Отцом, Который их слышит. Фактически это катехизация — разумеется, простейшая, на тривиальных примерах, — рассказывает отец Лев. — За месяц, который с нами находятся слепоглухие, мы объясняем им, что такое церковные таинства, исповедуем их, причащаем и советуем обращаться, когда они вернутся домой, в ближайший храм. Конечно, мы успеваем дать лишь первичные знания. Настоящая духовная жизнь начнется у них на приходе».

Чужие к нам не ходят!

Слепоглухие верующие помогли духовно вырасти общине глухих и слабослышащих при храме Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря, считает настоятель созданного здесь Патриаршего подворья протоиерей Андрей Горячев: «Когда в начале 2000-х годов эти люди впервые оказались у нас в гостях, я даже поразился энергии и одновременно деликатности, с которой наши постоянные прихожане принялись им помогать. Ведь традиционный, вышедший из советской эпохи инвалид по слуху привык к стереотипу: общество мне должно, дайте! И увидеть, что кому-то рядом нужна твоя поддержка, что кто-то страдает сильнее, крайне полезно для души. За четверть века наша община серьезно изменилась, прежде всего духовно. Теперь уже от прихожан не услышишь фразу «Нам труднее всего».

Как указывает справочник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению «Инвалид в храме» (М., 2015), в приходской общине — старейшей на территории России — пять слепоглухих и 53 глухих и слабослышащих православных. Отец Андрей, впрочем, не очень любит официальную статистику: «Подобные подсчеты не вполне корректны. Если на обычном приходе среднего российского мегаполиса есть как постоянные прихожане, так и “захожане”, то у нас вторые отсутствуют. Наш костяк — это и есть приход, и в количественном выражении он превосходит привычную двадцатку актива».

Человеку постороннему может показаться странным, что среди здешних прихожан нет «обычных», здоровых жителей густонаселенного московского района. Но это также объясняется спецификой общины, проделавшей путь проб и ошибок длиной в 25 лет.

«Служим мы без хора, — объясняет отец Андрей. — Такой, если можно выразиться, формат оказался наилучшим, максимально приемлемым для неслышащих. Ведь наличие церковного хора они воспринимают как лишнее видимое напоминание их дефекта. Но главная причина, почему они вздохнули с облегчением после того, как мы вынужденно отказались от сопровождения богослужения церковным хором, в другом. Богослужение должно совершаться непрерывно, безостановочно. Хор на возгласы священника в ектениях отвечает Господи, помилуй и Подай, Господи практически сразу же. Любая заминка регента или певчих может вызвать нестроение в богослужении. При этом красивые, приятные на слух песнопения, как правило, исполняются протяжно. Жест же сурдопереводчик не может растянуть во времени! И неслышащие прихожане, следящие за богослужением по его рукам, стоят в недоумении: что происходит, нам что-то не переводят?! Далее, профессиональный хор — серьезная преграда к тому, чтобы глухой сам раскрыл рот во время богослужения: мол, ­люди с музыкальным образованием поют красиво, куда уж мне...»

Впрочем, соответствующие дилеммы в здешней приходской практике давно позади. Как отец Андрей, так и второй здешний клирик — потерявший слух во время службы в Вооруженных силах и впоследствии окончивший Свято-Тихоновский богословский институт священник Валентин Терехов — в совершенстве владеют русским ЖЯ. Богослужение на патриаршем подворье ежедневно совершается с сурдопереводом, и в роли переводчика способен выступить любой прихожанин. Совместно они голосом проговаривают все антифоны, Херувимскую песнь, «Символ веры» и Молитву Господню. Именно поэтому, объясняет отец Андрей, здоровые верующие на здешние службы не стремятся: это исполнение, что называется, на любителя, а рядом действуют храмы с хорами, состоящими из высокопрофессиональных певчих. Впрочем, в Симонов монастырь приходят слышащие верующие преклонного возраста, еще помнящие времена, когда эти здания были заняты общежитием и киноклубом, но таких буквально единицы.

Жить одной жизнью

Каким бы успешным ни был опыт общины при Ново-Симоновом монастыре, отец Андрей всё же предостерегает желающих «повсеместно окормлять» неслышащих и слабослышащих от поспешных шагов. Он убежден: нет никакой необходимости создавать такие общины буквально на каждом приходе Русской Православной Церкви. «Ничего, кроме вреда, от такой практики не будет, — с уверенностью говорит отец Андрей. — После моих выступлений на общецерковных съездах по социальному служению часто подходят священники и просят поделиться опытом организации общины слабослышащих. Спрашиваю, сколько неслышащих регулярно к ним приходят. “Один-два человека”, — слышу в ответ. Бросьте, советую им, ничего не выйдет. Чтобы духовно окормлять неслышащего человека, надо жить с ним одной жизнью. Решать при помощи сурдопереводчика возникающие у него житейские и социальные проблемы в том числе в органах власти и местного самоуправления. Переводить для них богослужения, исповедовать и причащать их, совершать для них требы. Но даже всё это вместе взятое не приведет к успеху, если у них не будет возможности общаться на приходе между собой. Один-два неслышащих человека — это ведь не социум!»

Как считает отец Андрей, должна появиться сеть специально ориентированных на работу с неслышащими и слабослышащими верующими приходов. При этом их следует создавать в населенных пунктах, где достаточное число глухих людей, — в крупных городах или в таких местах, где раньше находились производства с рабочими местами для слабослышащих. Такие храмы должны иметь социальную направленность. Ведь на средства самих верующих инвалидов, уверен священник, приход сможет существовать лишь на грани выживания.

Практику уделять для активной работы с общиной неслышащих и слабослышащих один день в неделю (как правило, субботу) он жестко критикует: «Это очень плохо! Глухие продолжают чувствовать себя людьми второго сорта: если другие приходят помолиться в праздник, в воскресенье, мне остается суббота. А если я хочу быть сопричастен жизни Церкви Русской во всей полноте духовной?! Извините, духовное окормление не предполагает очереди с предварительной записью. Нельзя ограничивать работу с неслышащими одним днем в неделю. Потому что когда они захотят прийти в церковь не только в субботу, но еще и в пятницу с воскресеньем, они поневоле вынуждены будут искать другой храм. А найдут ли?»

Слышать и слушать

Один из приходов, где реализована раскритикованная отцом Андреем Горячевым схема — ново-косинский храм Всех святых, в земле Российской просиявших. Впрочем, это особый случай. С одной стороны, при этой церкви действует Духовно-просветительский центр по работе с глухими и слабослышащими — своеобразный полигон Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими (далее — КЦ) Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. С другой, Ново-Косино — густонаселенный, молодой столичный район за МКАД. Храмы здесь пока в остром дефиците, и специально выделять один из них для общины инвалидов, увы, слишком большая роскошь.

Социальную направленность местная приходская деятельность приобрела два года назад, когда настоятелем сюда назначили протоиерея Михаила Зазвонова, получившего огромный опыт подобной работы на прежнем месте служения в Нижнем Новгороде. С того момента при храме на Суздальской улице появились община людей с пагубными зависимостями, самостоятельное направление помощи беременным; почти целый год здесь функционировал Общецерковный центр по работе с беженцами. Но именно община глухих и слабослышащих действует активнее всего. Из нескольких десятков ее постоянных членов местных жителей меньше трети, остальные приезжают из других московских районов, в том числе и весьма отдаленных.

После субботней Литургии единственный класс местной воскресной школы отдан глухим и слабослышащим прихожанам. Когда в гостях оказался корреспондент ЖМП, занятие вел местный клирик диакон Павел Афанасьев — слабослышащий выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и профессиональный сурдопереводчик. Прошу нескольких членов общины с сохранной речью рассказать, зачем они здесь и нравится ли атмосфера на приходе и в воскресной школе.

«О том, что неслышащих хотят собирать в новой церкви, узнала случайно, — говорит местная жительница Татьяна Савина. — Раздобыла номер телефона, попросила позвонить домашних. Первая реакция была: “В Ново-Косине?! Храм?! Ура!” Мы очень довольны тем, как здесь поставлена работа. В нашей общине я получаю прежде всего радость, а приношу сюда покаяние, и без храма мне теперь очень плохо. Прекрасно организовано информационное сопровождение нашей деятельности, очень нравятся совместные паломничества».

«Меня, глухого с детства, верующая мама учила молиться. В пионеры вступать посоветовала, а вот в комсомол не то что отговаривала — просто не разрешила: или комсомольский значок, или Церковь. Я выбрал второе… — вспоминает урожденный люблинец (теперь это московский район, а тогда он считался ближним Подмосковьем) Николай Шишов. — Наизусть, правда, знал только “Символ веры”. А теперь мы тут учим и другие молитвы, и вообще больше и глубже изучаем Православие».

Буквально получаса в общине достаточно, чтобы заметить: программа катехизиса начинается фактически с нулевого уровня, с самых азов. Создается впечатление, что новички приходят в общину абсолютно неподготовленными. Как объясняет одновременно возглавлящий общую воскресную школу местного прихода руководитель центра диакон Артемий Овчаренко, обычные люди очень плохо представляют себе, как мыслит средний глухой человек: «Нас, слышащих, винить в этом нельзя: сытый голодного не разумеет! Глухие с трудом усваивают простую информацию, которую человек с нормальным слухом “глотает” автоматически. Поэтому они практически закрыты от проповеди через интернет и СМИ. Кроме того, глухой человек, тем более если он страдает этим недугом с рождения или с раннего детства, мыслит не абстрактно, а предельно конкретно, на уровне фраз “Он сказал — принеси вон ту вещь”. Вероучительные же понятия абстрактны все до одного! Попробуйте на пальцах, при помощи элементарных понятий, объяснить незнакомому с азами веры, что Христос — это Бог и Человек, а Господь — это Пресвятая Троица, Которая едина в трех Лицах. На мой взгляд, желательно, чтобы хотя бы в каждом крупном российском городе действовали несколько общин для глухих, причем различающихся между собой по конкретным формам работы».

По словам отца Артемия, курс в их общине не привязан к единому общецерковному образовательному стандарту: «Мы отталкиваемся от контекста, ориентируемся на запросы аудитории, а план обучения составляем “с колес”. Глухих в России больше сотни тысяч, в Москве — порядка полутора десятков тысяч, а методических материалов православной направленности для них очень мало!» Огромные надежды координатор возлагает на запущенный недавно проект по созданию просветительских видеороликов для размещения в Интернете. По его словам, готовить их будет команда профессионалов. Оплачивать ее работу КЦ будет из гранта, полученного после победы в международном конкурсе социально ориентированных проектов «Православная инициатива».

Очень важно, продолжает отец Артемий, чтобы в общине был знающий ЖЯ священник. В Ново-Косине, увы, такого пока нет: здесь ждут, когда в священники рукоположат кого-то из двух диаконов. Пока же исповедь у слабослышащих принимают в письменной форме.

Помогите нам помочь

Спустя пару дней диакон Павел Афанасьев под сенью храма Всех святых, в земле Российской просиявших, ведет уже другое занятие — по русскому ЖЯ. Эти курсы, для слушателей бесплатные, проходят под эгидой КЦ, и собираются на них полсотни самых обычных мирян — волонтеров, родных и близких слабослышащих, приходских активистов, студентов — будущих священнослужителей и богословов.

«Языки мне в целом даются, а вот церковнославянский — не очень, — признается один из обучающихся — 36-летний преподаватель 21-го московского колледжа, тифло- и сурдопереводчик Родион Терехов. — Сюда пришел, чтобы понимать богослужение, знать церковные жесты и правильно переводить их. Тонких моментов множество! “Прелесть”, к примеру, у нас обычно переводится как нечто замечательное, приятное. Кроме того, для меня эти курсы еще и ключик к родному языку: ведь русский вырос из славянского!»

Еще одна слушательница сейчас работает истопником котельной в подмосковном Орехове-Зуеве. Но два десятка лет назад Елена Нужнова была сурдопереводчиком и теперь подумывает вернуться в профессию: «Иногда в повседневной жизни встречаются глухие люди — я с удовольствием объясняюсь с ними жестами. Но стала подзабывать язык, пора обновить знания».

Руководство ВОГ попросило Святейшего Патриарха Кирилла координировать работу с неслышащими верующими два с половиной года назад, после чего и началась соответствующая деятельность на общецерковном уровне, — рассказывает руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева. — Проанализировав накопленный в епархиях опыт, мы увидели: занимались этим на тот момент на 45 приходах. Опросив людей на местах, поняли: самая острая проблема — нехватка сурдопереводчиков и знающих основы ЖЯ священников. К примеру, на 600-тысячную Вятку, где православной общине глухих уже 11 лет, всего два сурдопереводчика! Они и с остро насущными запросами местного отделения ВОГ справиться не в состоянии, не говоря уж о переводе богослужений. Но даже если сурдопереводчики в регионе есть, далеко не все они способны встать на амвон и сразу начинать переводить службу. Многие теряются в церковных терминах, и только редкие специалисты знают церковнославянский язык. Стандартная просьба от таких людей к правящему архиерею — «помогите нам помочь». Если у священника есть дар к изучению языков, наилучший выход из этой ситуации таков: он сам начинает постигать ЖЯ и параллельно работает со своими глухими прихожанами. Но не все священнослужители готовы на это пойти…»

Церковь впервые столкнулась с этой проблемой, и зарубежный опыт здесь нам не помощник: ЖЯ в разных странах различны. Именно поэтому на местах — как по инициативе епархиального священноначалия, так и по подсказке из центра — организовал целый ряд курсов по сурдопереводу. Как показал опыт, наилучшие результаты достигаются, когда эта деятельность осуществляется в православных духовных семинариях. Пионером здесь выступила Томская епархия: семинаристы уже десять лет изучают ЖЯ на факультативных занятиях. Этот опыт подхватили на приходе домовой Петропавловской церкви Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Последние три года курсы по изучению ЖЯ по благословению правящего архиерея Санкт-Петербургской митрополии работают в форме отдельного учебного заведения — школы жестового языка «Образ». «Как правило, в течение учебного года у нас одновременно идут занятия на двух базовых четырехмесячных курсах и одном кратком — двухмесячном. Это позволяет набирать желающих каждые два месяца, — объясняет настоятель храма священник Димитрий Симонов. — Записываются каждый раз человек 25, до конца курса “дотягивает” примерно каждый второй».

В отличие от подавляющего большинства подобных начинаний, школа «Образ» обучает желающих за рекомендованное пожертвование. Впрочем, в северной столице Церковь организовала и бесплатные курсы по ЖЯ на базе местной духовной семинарии. Выпускник последней, священник Константин Аристов, получил распределение в Курскую духовную семинарию и запустил подобный процесс в стенах местного Знаменского Богородицкого мужского монастыря и Курской духовной семинарии. «В день памяти Иоанна Богослова, 21 мая — на престольный праздник нашего семинарского храма — впервые в Курске состоялось православное богослужение с сурдопереводом, в котором участвовали семь наших выпускников, — рассказывает отец Константин — ныне клирик Знаменского кафедрального собора, преподаватель спецкурса “Сурдоперевод православного богослужения” и духовник городской общины глухих и слабослышащих в честь святых благоверных Петра и Февронии. — На приходах регулярно, правда, пока помогают трое из них. Но это тоже неплохой результат, ведь выпуск у нас был пока один. На занятия приходили в основном сотрудники молодежного епархиального отдела, а вот семинаристы наш факультативный курс проигнорировали. С нового учебного года попытаемся перенести его в стены Курского государственного университета или местного отделения Всероссийского общества глухих. А с завершившими обучение продолжим разучивать сурдоперевод последований молебна и панихиды».

В Белгороде занятия в местной семинарии сформировали настоящую крепкую общину глухих и слабослышащих с миссионерской направленностью. Встречи здесь проходят еженедельно: одна суббота — Литургия с сурдопереводом, другая — катехизаторское занятие. Катехизатору-сурдопереводчику Марине Сердюк, матушке духовника общины протоиерея Михаила Сердюка, проблемы глухих хорошо знакомы с детства. Она сама выросла в семье глухих родителей, разговаривать ее научила бабушка, а параллельно девочка постигала и ЖЯ (теперь владеет им в совершенстве).

Плодотворнее же всего объединение усилий общины глухих с методическими возможностями высшего учебного заведения проявило себя в Киеве. «Общине глухих и слабослышащих при Свято-Троицком Ионинском монастыре, возникшей по инициативе активиста молодежного объединения обители Евгения Матвеева, уже 11 лет, — рассказывает сурдопереводчик телеканала “Глас” Екатерина Дятлова. — Сурдоперевод в богослужении тогда в нашей стране был слабый. К примеру, полностью отсутствовали такие распространенные понятия церковной лексики, как “благодать”, “искушение”. Постепенно росло качество перевода, появлялись квалифицированные сурдопереводчики (сейчас их шестеро). И в 2008 году я предложила организовать курсы ЖЯ ректорату Киевской православной духовной семинарии. Мне сразу пошли навстречу, и с тех пор там есть соответствующий факультатив. Его выпускники уже работают на приходах многих украинских городов. Прошлой осенью Ионинский монастырь провел и первые курсы ЖЯ для священнослужителей. Прекрасным подспорьем стал изданный десять лет назад в Санкт-Петербурге словарь церковной лексики ЖЯ, объединивший шесть сотен жестов, переводы текстов молитв и фрагментов Божественной литургии. Однажды к нам за помощью обратились активисты Одесской общины глухих и слабослышащих. Я приехала к ним, провела одно занятие и привезла эту книгу. Когда через месяц они позвали меня снова, я убедилась, что необходимость в дальнейших очных занятиях отсутствует: сурдопереводчик уже квалифицированно переводил богослужение!»

Острова добрых дел

Координационному центру по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению всего два с половиной года. За это время традицией стали Божественные литургии с сурдопереводом архиерейским чином в Москве и других российских городах, прошли важные конференции, круглые столы и семинары, разработаны и получены гранты в рамках Международного конкурса «Православная инициатива». Теперь ЖЯ владеют 30 священников и 5 диаконов, а число общин возросло до 59.

Конечно, сделанного совсем недостаточно. Но Церковь находится в самом начале пути. И о результатах первых шагов свидетельствуют успешно прошедшие в регионах богослужения с сурдопереводом. Только в этом году впервые такие Литургии помимо Курской епархии состоялись в Казанской (2 февраля), Искитимской (на Сретение), Ижевской (28 февраля), Екатеринодарской (16 апреля), Саратовской (на Пасху) и Архангельской (в Неделю Фомину) епархиях. Отдел социального служения Петрозаводской и Карельской епархии в местном творческом центре «Остров добрых дел» запустил цикл творческих занятий для людей с нарушениями слуха, сотрудники отдела по благотворительности Новороссийской епархии начали работу с будущими неслышащими прихожанами с духовных бесед. А в смоленском храме Новомучеников и исповедников Российских даже повенчали пару из клуба для глухих и слабослышащих «Глас».

Разумеется, этим разнообразные формы работы с многочисленной слабослышащей паствой не исчерпываются. Чем живут эти общины и с какими трудностями они сталкиваются? «Журнал Московской Патриархии» попросил представителей с мест рассказать о своем опыте (читайте в следующих материалах).

Справка

В прошлом году по итогам двух модулей образовательного курса «Основы русского жестового языка» в Томской православной духовной семинарии:

13 человек из 10 епархий успешно сдали экзамены и получили свидетельство «Технологии перевода РЖЯ», дающее право оказывать переводческие услуги при сопровождении и решении проблем неслышащих людей (среди выпускников — 8 священников, 1 иеродиакон, 1 выпускник духовной семинарии, 3 мирянина);

10 человек из 7 епархий успешно сдали экзамены и получили свидетельство «Основы РЖЯ» (1 иеромонах, 1 протоиерей, 2 священника, 3 студента духовной семинарии, 3 мирянина);

7 человек успешно окончили один модуль (3 священника, 2 диакона, 1 чтец, 1 мирянин).

Координационный центр по работе с глухими и слабослышащими Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви: 

109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7. Тел.: +7 (499) 921-0257.

Тел./факс: +7 (499) 753-1586. Веб-сайт http://surdonika.ru.

Руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Вероника Леонтьева. Тел.: +7 (499) 921-0257, эл. почта veronika.leonteva@gmail.com.

16 августа 2016 г. 15:14
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00