iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Помочь молодому человеку найти свой путь
Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священно­служители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.    
27 ноября 2023 г. 15:00
Молодежь ценит доверие, самостоятельность и ощущение ответственности
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
14 февраля 2022 г. 13:00
Общество
ЦВ № 4 (401) февраль 2009 /  27 февраля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Феодоровский городок

Очередной общероссийский православный молодежный форум «Феодоровский городок» прошел в Подмосковье с 9 по 14 февраля. За шесть лет своей ежегодной работы «Феодоровский городок» стал традиционным центром общения православной молодежи со всей страны, местом рождения многих молодежных проектов, уникальной образовательной площадкой для церковных активистов, вокруг которых строится молодежная работа в регионах.

На этот раз зимний съезд проходил недалеко от города Пушкино. В одном из подмосковных пансионатов собрались представители более двадцати епархий со всей России — руководители молодежных организаций, епархиальных отделов по работе с молодежью, священнослужители и просто активные молодые православные христиане.

Тема «городка» — «Молодежное служение Церкви: формы работы в малых группах». Как пояснил руководитель «Феодоровского городка» Александр Ракитин, «малая группа — это от 5 до 20 человек, которые собираются для общего дела. В Церкви малые группы — это основная, чуть ли не единственно возможная форма работы с людьми. В толпе практически невозможно достучаться до отдельного человека. И если речь идет о духовном общении и возрастании, то это только личное общение. Вся история Церкви говорит об этом. Христианство начиналось с небольших общин, собиравшихся вокруг епископа. Как возникали первые монастыри? Вокруг игумена собиралась братия. Это все малые группы. Заявив такую тему, мы хотели подчеркнуть, что невозможно представить себе работу с молодежью в Церкви, например, в рамках какой-то массовой организации. Эффективная работа возможна только в малых группах, в которых участники связаны тесным личным общением, — отметил Александр Ракитин.

Программа «городка» была очень насыщенной. Лекции, семинары, встречи с интересными людьми, общение.

На форуме мы представляли Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Активные участники православного миссионерского киноклуба «Христианский взгляд» (одного из проектов Центра) вместе с его руководителем Федором Ярмошем провели мастер-класс. Для него были отобраны два фильма: «Маленький будда» и «Я — легенда». Выбор фильмов мог показаться неожиданным для православной аудитории. Однако это было необходимо, чтобы заинтриговать зрителей и потом всерьез поговорить о миссионерстве, отталкиваясь от опыта другой религии, и о современном популярном кинематографе — на материале боевика с апокалипсическими мотивами. Насколько влияние кинематографа может быть сильным с миссионерской точки зрения? Из ответов на ряд предложенных залу провокационных вопросов — вроде «Показался ли вам буддизм в этом фильме привлекательным? Произвел ли на вас этот фильм миссионерский эффект?» — получился наглядный социологический опрос, раскрывший возможности кино в миссионерском деле и психологические аспекты восприятия миссионерского кино.

Федор Ярмош пояснил, что с миссионерской точки зрения фильм можно считать успешным, если у участников просмотра сформировалось понимание христианской точки зрения на рассматриваемый вопрос или уважительное отношение к ней. Принять же христианскую точку зрения человек может лишь в том случае, если для этого уже есть внутренняя готовность.

Комментируя результаты работы с аудиторией, руководитель киноклуба отметил, что в миссионерской работе православному христианину лучше идти путем открытого и честного свидетельства, в духе апостольского призыва: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Любые же давящие на аудиторию средства и манипуляторские тактики будут вызывать отторжение.

На «Феодоровском городке» была возможность услышать интересных людей, которые занимаются реальной работой и могут поделиться бесценным многолетним опытом. Для молодых людей это особенно важно.

Михаил Завалов, представитель международного движения «Вера и Свет» в России, рассказал об опыте общения и дружбы с умственно-отсталыми людьми (теперь о них принято говорить как о «людях с ограниченными возможностями»). «Мы не помогаем им, не работаем с ними, — объяснял Михаил. — Мы называем себя их друзьями. Наш формат — это тематические встречи с умственно-отсталыми людьми и их родителями. Прежде всего, такие встречи интересны нам самим, мы открываем для себя что-то новое. Этот опыт практически не поддается описанию».

В числе гостей молодежного лагеря был и советник Управления по внутренней политике Администрации Президента России Борис Лукичев. У жителей «городка» была возможность задать ему вопросы о том, как современное Российское государство выстраивает свои отношения с Церковью и с православными молодежными организациями. Борис Лукичев рассказал о поддержке, которую государство оказывает церковным инициативам. Он особо подчеркнул, что Россия — многоконфессиональное государство, поэтому власть не может отдавать предпочтение только Русской Православной Церкви. Однако нельзя не считаться и с тем, что к православию относит себя большая часть населения страны. Поэтому в ряде случаев государство может действовать через фонды, поддерживая социально значимые проекты.

Интересной особенностью «городка» были утренние занятия под названием «Библейские часы». Они были организованы Библейским кружком при Крутицком подворье. Как объяснили ведущие, основная задача «Библейских часов» — выработка навыка соотнесения Слова Божия с опытом личной жизни. Проходили занятия по следующей схеме: после молитвы группа прочитывала выбранный отрывок из Писания, после чего всем предоставлялась возможность задать свои вопросы, а затем и поделиться своими переживаниями. Чтение Писания завершалось молитвой. Участники старались поддерживать во время занятий молитвенный настрой, благодаря чему и библейские тексты, и собственные слова звучали по-особому. Чтение Слова Божия иной раз так захватывало некоторые группы, что вместо отведенных полутора часов они просиживали два и более.

Можно ли себе представить молодежный лагерь без дискуссий? Участники круглого стола, посвященного молодежному служению, вместе искали ответы на извечные «русские вопросы»: кто виноват и что делать с нашей молодежной миссией?

В последний день работы лагеря мне особо запомнилась работа над проектами. Вначале с нами провели теоретическую подготовку по работе в команде: как эффективно распределить роли, какой может быть логика работы, как разрешать конфликты, как идти на компромиссы и добиваться результата в сложных ситуациях.
Затем, разбив участников на восемь групп по семь человек, организаторы предложили каждой из них разработать некий собственный проект. Например, организации евангельского кружка в районном центре, создания клуба исторической реконструкции при краеведческом музее, организации киноклуба в доме молодежи и т.д.
Руководителем нашей группы был отец Игорь. В самом начале, собрав вокруг себя нас — свою команду, состоящую совершенно незнакомых друг другу людей, — он обратился к нам словами: «Идите ко мне, мои хорошие, мои любимые, давайте работать». И это сразу нас очень воодушевило.

Думаю, что эта совместная работа дала ценнейший опыт всем участникам. Мы были поставлены в жесткие рамки. За три часа в команде с незнакомыми людьми нужно было полностью разработать проект, подготовить его презентацию и представить ее на суд строгого жюри. Для каждого это была и серьезная работа над собой для достижения общего командного результата. Так учишься чувствовать себя, соседа и всю группу, и именно так происходит коллективное творчество. Жюри внимательно следило за нашей деятельностью и потом разбирало все особенности, удачные моменты и ошибки в командной работе каждой группы.

После такой работы, когда все хорошо продумано и представлено на строгий суд жюри, которое в итоге дает высокую оценку твоему проекту, чувствуешь, что не зря потрудился. Но самое главное, исчезает всякий страх браться за новое дело!

К исходу последнего дня, когда прошли презентации всех проектов, я почувствовала, что все участники лагеря, до этого мне незнакомые, стали мне ближе, роднее, и я научилась слушать каждого из них.

«Феодоровский городок» завершился 14 февраля Божественной литургией в Даниловом монастыре, которую служил архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.

Затем у нас была возможность встретиться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в рамках III Сретенских встреч православной молодежи. Мне особенно запомнились его слова: «Я очень надеюсь на вас как Патриарх, вы мои союзники, я бы очень хотел вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня сделать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви».

Когда тебе говорят такие слова, очень сложно потом быть ленивым, сонным, безответственным, равнодушным. Вдруг понимаешь, что все это молодежное служение, все эти добрые дела, каждое из которых ждет своего часа, вся эта нелегкая работа по пробуждению и отрезвлению окружающего мира — все это относится не к кому-то другому, находящемуся где-то там, а именно к тебе. И это ты должен не откладывая взяться за дело.
 

Кристина Борисова
27 февраля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00