выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Общество
ЦВ № 6 (403) март 2009 /  27 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Сергей Попов: При подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.

Сергей Попов, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций:


Работа над законопроектом «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» идет в Министерстве экономического развития и торговли достаточно давно. На рабочей группе Правительства он обсуждался уже несколько раз. В декабре мы видели вполне серьезный вариант этого законопроекта. Был сделан целый ряд замечаний, над которыми министерство сейчас ведет активную работу. Пока есть возражения по срокам, которые препятствуют более свободному использованию полученной собственности, по технологии оформления документов. Идет спор, надо ли в законе определить перечень необходимых документов для передачи прав собственности, или предоставить его определение Правительству. Это принципиальный вопрос и не такой простой. Я хотел бы также подчеркнуть, что при подготовке закона будут учитываться позиции всех конфессий.


Тем не менее принципиальных возражений против концепции этого законопроекта ни у кого нет. Потому что все понимают, что сегодня продолжать жить только по постановлению Правительства неправильно. Есть базовый Закон о свободе совести, и в развитие его должны быть разработаны конкретные законодательные акты, которые определяют порядок для всех. Сейчас постановление Правительства работает для передачи в собственность или бессрочное пользование объектов, находящихся в федеральной собственности. И для регионов, для субъектов Федерации это постановление носит рекомендательный характер. Да, регионы могут издавать свои законы, но мы таких примеров практически не знаем. С момента принятия постановления Правительства прошло достаточное время, значит, нужен Федеральный закон, который будет носить всеобщий характер, и в этом его принципиальное отличие. Уже вряд ли кто-то сможет говорить «нравится — не нравится», если есть Федеральный закон.


С политической точки зрения очень важный момент: создается общее прозрачное правило, о котором все будут знать. И чиновник уже не сможет просто так отмахнуться от заявки религиозной организации. Более того, у религиозных организаций появляются нормальные рычаги воздействия на чиновников, если будут задержки, проволочки и тому подобное. Будут жестко определены сроки, в которые заявка должна быть рассмотрена, отказ — мотивированный! — может быть только по определенным позициям, и никакие другие, придуманные, причины не могут стать основанием для отказа. Кроме того, законом будет определен порядок обжалования отказов в суде.


Но важно и другое: если религиозная организация получает собственность, она понимает, что получает ее с определенными обременениями. Есть исторические и культурные ценности, которые она обязана сохранять в соответствующем виде, она обязана следить за объектом и внутри и снаружи. Религиозная организация не может использовать объект не по назначению, иначе она может лишиться этой собственности. Государство имеет право забрать ее и передать другому, более надежному собственнику. Закон определяет ответственность всех сторон. К сожалению, сегодня можно встретить «облегченный» взгляд на этот вопрос и со стороны чиновников, и со стороны отдельных представителей религиозных организаций. Когда есть Федеральный закон, и мы договорились, что это общее наше правило, будет очень сложно отказаться от него.


Мне кажется, что никто не будет резко спешить с принятием нового законопроекта, будет проходить достаточно широкое его обсуждение. В Государственной Думе мы недавно проводили круглый стол, на котором обсуждали целый рад новых законопроектов, в том числе и этот, и мы договорились, что как только текст будет готов, мы проведем большие парламентские слушания, пригласим представителей всех конфессий, общественность, специалистов и устроим широкое экспертное обсуждение. Закон должен быть рассмотрен в Общественной палате и других организациях. Все плюсы и минусы мы постараемся выявить до стадии, на которой законопроект поступит в Государственную Думу.


Я считаю, что такой законопроект действительно требует всеобщего внимания, так как это закон для всех, потому что собственность религиозной организации — это частично и собственность каждого прихожанина, который пользуется данным храмом. Соответственно, он должен знать и об ответственности, которая на него будет возложена.


Принятие нового законопроекта, несомненно, послужит развитию церковно-государственных отношений. Потому что целый ряд проблем, по которым сегодня все развивается исключительно на основе личных договоренностей, мы переводим в правовое русло. Это принципиально важно. Нормативное действие сохраняется очень долго, вне зависимости от того, кто сегодня у власти, кто во главе религиозной организации. Это всеобщий порядок. Поэтому, с моей точки зрения, если мы хотим жить в правовом государстве, система отношений Церкви и государства должна строиться на законе. Безусловно, вместе с тем должны соблюдаться и нормальные человеческие отношения, понимание, терпимость. Но, с моей точки зрения, сочетание первого и второго — это самый оптимальный вариант.
 

27 марта 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00