выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Общество
9 апреля 2005 г.
версия для печати версия для печати

Церковь в годы войны

24 марта состоялась церковно-общественная конференция «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война». Конференция проводилась в рамках мероприятий, посвященных празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне, и призвана выявить подлинную роль Церкви в истории войны и ее вклад в дело победы.

В работе форума участвовали военные и церковные историки, ученые и архивисты из научных центров России, Украины, Белоруссии, ветераны войны, в том числе священнослужители, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны и, в частности, служившие в танковой колонне «Димитрий Донской» и в эскадрилье «Александр Невский». Как известно, эти танки и самолеты были созданы на деньги миллионов православных верующих нашей страны.

Перед началом форума в Свято-Даниловом монастыре была отслужена панихида по погибшим воинам.

Открыл работу конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима», — отметил Предстоятель. Причиной духовного подъема, по мнению Патриарха, было «массовое религиозное воодушевление, охватившее многих наших соотечественников, отошедших от Церкви в годы гонений или же с рождения насильственно лишенных возможности духовного окормления, а теперь вступающих в церковную ограду, возвращающихся в Отчий Дом». До настоящего времени историки в недостаточной мере отдавали себе отчет в этом. Патриарх напомнил, что уже в самом начале войны «Церковь в лице местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия благословила защитников Отчизны, благословила грядущий общенародный подвиг», и затем на протяжении всех военных лет священноначалие, духовенство и миряне вносили свой посильный вклад в дело борьбы с врагом.

По мнению выступившего на конференции полпреда Президента России в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, Великая Отечественная война показала, что атеистическая идеология не способна вдохновить народ на борьбу с врагом. «Согласно ныне действующей Конституции, религиозные организации отделены от государства. Но Русская Православная Церковь выполняла и выполняет одну из важнейших социальных и миротворческих функций. Это должен принимать во внимание каждый государственный и общественный деятель вне зависимости от его взглядов и религиозных убеждений», — сказал Г.Полтавченко. Он напомнил, что в день начала войны первым, кто обратился к русскому народу, был местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий. В проповедях в годы войны, отметил Г.Полтавченко, разъяснялось учение Церкви о войне, о подвиге воинов, патриотизме, собирались пожертвования для фронта. «Не случайно, что во время войны изменились церковно-государственные отношения. Подвиги Церкви уже не могли не получить признание — они были слишком очевидны. Церкви было разрешено созвать Поместный собор, избрать Патриарха, разрешено снова открывать храмы, монастыри и духовные школы», — отметил полпред.

Большой интерес вызвало выступление церковного историка, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова «РПЦ и советские военнопленные в 1941—45 годах», посвященное деятельности Церкви на оккупированной территории. «Германское командование не разрешало помогать советским военнопленным, интернированным на территорию Германии, однако священникам удавалось порой договариваться с лагерной администрацией», — отметил в своем выступлении Георгий Митрофанов.

Доктор исторических наук Михаил Шкаровский (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга) подробно рассказал о деятельности священнослужителей в период блокады Ленинграда.

Великая Отечественная война «пробудила религиозные чувства» среди представителей командовании Советской Армии — об этом говорил в своем выступлении контр-адмирал Юрий Нуждин. Он напомнил, что «начальник Генерального штаба маршал Шапошников носил всегда на себе нательный крест, а в машине маршала Жукова постоянно находилась Казанская икона Богоматери». Маршал Говоров публично проявлял свои религиозные чувства. Верующим был и маршал Толбухин, брат которого служил священником. В 1945 году в Вене по приказу Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Юрий Нуждин напомнил также, что некоторые эскадрильи и танковые колонны были названы именами русских святых. По его данным, «только за первые три года войны двести храмов Московской епархии собрали 12 млн. руб. на нужды фронта» (всего Церковью в годы войны было собрано 200 млн. руб.).

Во время конференции Святейший Патриарх вручил юбилейные патриаршие грамоты и икону Георгия Победоносца 30 священникам, воевавшим на фронтах. Учитывая преклонный возраст ветеранов, Патриарх сам спустился в зал, чтобы вручить награды. У многих из них на груди —  боевые награды. Поблагодарив награжденных «за ратный подвиг», Патриарх отметил, что это лишь первое вручение наград. На сегодняшний день, по его словам, известны имена около двух тысяч священников, принимавших участие в войне или трудившихся в тылу. Предстоятель напомнил, что недавно Священным Синодом был учрежден орден святого благоверного князя Димитрия Донского, которым будут отмечаться военные заслуги.

9 апреля 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00