выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
В мире
Иларион, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
ЖМП № 5 май 2012 /  15 мая 2012 г. 12:10
версия для печати версия для печати

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Мы удостоились благословенного мира и благодатной радости

Пять лет назад, 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. О духовных плодах воссоединения, задачах церковной жизни и предстоящем прзадновании 400-летия Дома Романовых размышляет Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион

- Ваше Высокопреосвященство, воссоединение двух частей Русской Церкви Вы недавно назвали "величайшим благом". Какие плоды воссоединения Вы считаете важным отметить в первую очередь? Что изменилось в жизни Зарубежной Церкви за прошедшие пять лет?      

- Невольно вспоминаются слова первых тропарей канона на Торжество Православия: "Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый". И еще: "Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство, и Бога похвалим мир подавшаго". Первые плоды – это единомыслие, согласие, мир и радость о совершившемся чуде Божием. Интересно отметить, что первое слово, с которым Господь обратился к Своим последователям, восстав от мертвых, это было "радуйтесь". Вторым словом было «"мир вам". Этого благословенного мира и благодатной радости мы и удостоились, по милости Божией, восстановив полноту братского общения внутри нашей дорогой Матери – Поместной Русской Православной Церкви.     

Совместное служение Божественной литургии и приобщение Богу – это самый главный плод восстановления единства. За Божественной литургией мы слышим слова: "И даждь нам единеми усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепие имя Твое". Это говорит о том, что за Божественной литургией наши молитвы и мысли должны быть благоговейно сосредоточены на одном. Таковое состояние совершителей богослужения, сослужащих и верующих сильно объединяет его участников. Слава Богу, в этот поток объединяющей и укрепляющей молитвы входят и все чада Русской Православной Церкви.     

А результатами всего этого стали взаимопонимание, братское сотрудничество и взаимодействие в добрых делах, которые значительно облегчают наш общий крест спасительного служения Богу и людям.     За прошедшие пять лет архипастыри, клирики и чада нашей Церкви стали активно выходить из той изоляции, в которой они жили в годы разобщения, и делиться со всеми богатейшим наследием, переданным нам нашими отцами, скромно носившими крест изгнанничества в рассеянии и сохранявшими Русскую Церковь за пределами ее канонической территории, возвещая правду о ее страданиях и мучениках. В результате многие не только заинтересовались историей, наследием и миссией Русской Зарубежной Церкви, но и перешли в наши ряды. Мне особенно отрадно было принимать клириков и приходы из различных раскольничьих образований, которые устали от фарисейства, политики, озлобления и противостояния, которые ищут евангельской жизни во Христе и приобщения духу благочестия и святости Русской Православной Церкви.          

- Какие задачи, связанные с воссоединением Вы считаете еще не решенными и требующими внимания?   

-Пастырского внимания требуют как те, которые сомневаются в пользе восстановленного единства, но продолжают пребывать в Церкви, что весьма похвально, так и те, которые отвернулись от Церкви, примкнув к раскольникам.      

Последних необходимо с любовью и добрым сердцем приобщать истине, красоте и пользе церковного единства. Ведь существует довольно большая разница между ересиархами и расколоучителями и их последователями. Простите, но первые, по гордости и прочим смертным грехам, вряд ли принесут покаяние, отказавшись от своих новых званий, наград и т.д. А вторые просто заблуждаются, не владея правильной информацией или не находя сил, необходимых для преодоления каких-то психологических преград. Вот с этими людьми мы должны работать. А как работать? Слава Богу, и моему недостоинству, и многим клирикам и мирянам канонической Русской Зарубежной Церкви удается на бытовом уровне общаться с людьми, которые не приняли единства Русской Православной Церкви. Евангельский подход к ним, снисхождение, готовность к диалогу и трезвые слова как о радостях нынешней ситуации в Церкви, так и о проблемах будут способствовать сближению.     

Что же касается тех, кто остался в недрах Церкви, но сомневается в пользе совершившегося единства, то их становится все меньше и меньше. К ним необходимо так же подходить, как и к отошедшим, но хвалить их за их святоотеческую верность единству Христовой Церкви.     

Вообще-то, мы должны всегда помнить, что Церковь – это Богочеловеческий организм. Здесь все призываются к приобщению Богу. Здесь мы можем Его встретить и развить с Ним личные отношения через молитву, посты, таинства и церковную жизнь. Здесь мы также можем встретиться с недостатками, страстями и ошибками человеческими, которые могут оттолкнуть слабых в вере. В любом случае, все будет полностью благополучно только в Церкви Торжествующей, т.е. Небесной, где уже все преодолено. А в Церкви земной мы должны любовью и терпением бороться с нашей падшей человеческой природой, преодолевая зло, гордость и разделения во взаимоотношениях служителей и чад Церкви.          

- Как Вы понимаете задачи укрепления и развития церковной жизни? Что Вы вкладываете в это понятие?     

- Для того, чтобы приступить к укреплению и развитию церковной жизни, необходимо сначала организовать служение, управление и проповедь, а затем активизироваться, деятельно совершая «апостольское хождение в народ», по выражению святителя Феофана Затворника. На данном этапе истории мы должны сосредоточиться на просвещении и оцерковлении людей, т.е. приобщении их к богатствам духовной культуры Православия, Церкви и Святой Руси. Правильно поступает Святейший Патриарх, подчеркивая необходимость этой работы, ибо это – вопрос жизни и смерти!      

"Оцерковить свою жизнь, – пишет приснопамятный архиепископ Аверкий (Таушев; +1976 г.), предшественник митрополита Лавра по настоятельству в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, – это значит сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить свою жизнь в полном согласии с таким сознанием". А расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что "соль обуевает" и, по слову Христа Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Мф. 5, 13).     

Посему мы, служители и миряне Церкви, всем сердцем желая ее укрепления и развития, должны организоваться и активизироваться, добрым словом и примером своей красивой жизни воцерковляя своих ближних, чтобы они получили уготованное благостью Божиею вечное спасение и обогатили духовный опыт народов русского мира.          

- В прошлом году в Русской Православной Церкви состоялась большая дискуссия о языке богослужения. На каких языках сегодня совершается богослужение в приходах и монастырях Зарубежной Церкви? Какую роль играет церковнославянский язык, и на каких языках проповедуют священники Зарубежной Церкви? Кого из проповедников Вы могли бы особо отметить?       

- Надо сказать, что в рассеянии очень бережно относятся не только к церковно-славянскому, но и к русскому языку, т.к. многие, находясь вдали от Родины, стремятся к сохранению своих корней, к живой связи с возрождающейся Отечественной Церковью. Мы стараемся и детям прививать любовь к церковно-славянскому и русскому языкам, к богослужению и традициям Русской Православной Церкви. В домах наших верующих, например, родители говорят со своими детьми по-русски, соблюдают русские православные обычаи, а при церквах работают церковно-приходские школы. Поэтому есть приходы, в которых богослужения совершаются только на церковно-славянском языке, а проповедь и вся церковная деятельность ведется на русском. Таковых очень много, конечно, т.к. это имеет огромное воспитательное значение, но многочисленны и те приходы, где существует необходимость совершать богослужения и проповедовать на двух языках – на церковно-славянском и местном. В недрах нашей Церкви существуют и миссионерские общины, где вся жизнь ведется на местном языке. В любом случае, все зависит от обстоятельств и состава монашествующих или прихожан.     

Что же касается проповедников, то я никого не собираюсь выделять. Каждый священник, по мере своих сил, старается доносить до людей Слово Божие и вносить свой вклад в дело служения Церкви. Одни хорошо проповедуют с церковных амвонов и на духовных собеседованиях со своими прихожанами, другие умеют утешать и поддерживать своих пасомых, наставляя их на исповеди, третьи собственным примером воодушевляют людей на праведную жизнь.         

-     Ряд епископов и священников Зарубежной Церкви принимают участие в работе комиссий Межсоборного присутствия. Как Вы оцениваете участие представителей Зарубежной Церкви в этой работе?      

- Радуюсь о том, что в этой важной работе принимают участие представители нашей Церкви. Это свидетельствует о том, что опыт нашего служения в сложных заграничных условиях может оказаться полезным при составлении столь ответственных церковных деяний.          

- В 2013 году исполняется 400-летие Дома Романовых. Планируются ли какие-либо связанные с этим торжества в Зарубежной Церкви? Как Вы видите связь этой даты с почитанием святых Царственных страстотерпцев?     

- Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию святых благоверных Царственных страстотерпцев вместе со всеми Новомучениками и Исповедниками Российскими в 1981 г. Верю, что вскоре после этого начались положительные перемены в жизни России именно по молитвам ее мучеников, чья кровь является «семенем Церкви». Посему в наше тяжелое время необходимо, наверное, соединить приближающееся празднование 400-летия Дома Романовых с достойным прославлением подвига и памяти Царственных страстотерпцев, дабы укрепить и обновить силы Церкви и народа.      

Думаю, надо воспользоваться этой возможностью, чтобы каждое чадо Русской Православной Церкви лишний раз заинтересовалось своей многоназидательной историей и вдумалось в эти неповторимые личности. Для этого собираюсь предложить Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви совершать поминовение Царственных страстотерпцев на отпустах всех богослужений, совершаемых в следующем году; обязательно отмечать эту дату и подвиг последней Царской Семьи на всех совещаниях духовенства и съездах молодежи, в церковно-приходских школах и специальных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате.       

Память о мучениях Царственных страстотерпцев должна пробудить в сердцах всех русских людей то восторженное поклонение, которое удержит их от каких бы то ни было уступок врагам Церкви и Святой Руси, а тем более от измены Православию, мученикам же сплетет венец вечной славы и здесь на земле и в Царствии Небесном перед престолом Божиим.                         

 

15 мая 2012 г. 12:10
Ключевые слова: РПЦЗ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли»
В этом году Белгородская и Старооскольская епархия отмечает 30 лет со дня своего возрождения. Белгородская область одной из первых ощутила на себе последствия событий, произошедших на Украине в 2014 году. Десять лет беженцы, спасаясь от войны в Донбассе, искали защиты в России. С началом спецоперации жестокой реальностью стали регулярные обстрелы Белгорода и приграничных населенных пунктов, попытки украинской армии прорвать оборону на границе и гибель мирных жителей. Как живет сегодня епархия, что изменилось в работе ее отделов, как выстроено взаимодействие с государственной властью и почему возросла ответственность священников, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. PDF-версия.
25 февраля 2025 г. 15:00