выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
В мире
ЦВ № 5 (402) март 2009 /  17 марта 2009 г.
версия для печати версия для печати

Заявление Священного Синода Болгарской Православной Церкви в связи с решением Страсбургского суда

Дорогие соотечественники, братья и сестры!
Болгарская Православная Церковь встречает с недоумением и крайней неудовлетворенностью решение Европейского суда по правам человека в Страсбурге по поводу необоснованных и несправедливых претензий лиц, отделившихся от единства Церкви.

Болгарская Православная Церковь выражает свое категорическое несогласие с несправедливыми, односторонними, пристрастными мотивами решения, оставившего без внимания канонические и юридические аргументы, представленные Болгарской Православной Церковью и правительством Республики Болгария.

Болгарская Православная Церковь категорически заявляет, что не может вступать в соглашение, которое рекомендует суд, по каноническим вопросам, затрагивающим единство Церкви, что повлекло бы возможные выплаты компенсаций в ходе последующей судебной процедуры.

Этот акт Страсбургского суда может рассматриваться по сути как вмешательство в дела самоуправляющейся Болгарской Православной Церкви. Святейший Синод выражает категорическое несогласие с решением, не считающимся с внутренней жизнью и каноническим устройством и единством Церкви. Следует подчеркнуть, что ни этот суд, ни какой-либо иной государственный или международный орган не может решать вопросы канонической жизни какого-либо вероисповедания. Это попирает права православных христиан Болгарии, которым дороги единство и авторитет канонической Болгарской Православной Церкви, сокровищницы благодатных Христовых таинств.

В Болгарской Православной Церкви, как и во всех поместных Православных Церквах, есть только одно каноническое руководство в лице Святейшего Синода и Болгарского Патриарха.

Святейший Синод снова выражает свое удовлетворение и поддержку всем действиям болгарского государства, связанным с принятием и практическим приложением Закона о вероисповеданиях от 2002 года. Этот закон реально гарантирует свободу всех религий в нашей стране и способствует устранению тяжких последствий политического и государственного вмешательства во внутренние дела Болгарской Православной Церкви в период 1992-2001 гг.

Мы выражаем наше удовлетворение продолжившейся в трех сессиях работой VІ Церковно-народного Собора в Рыльской святой обители под покровом общеболгарского покровителя прп. Иоанна Рыльского и принятием 11 декабря 2008 года нового Устава БПЦ — Болгарского Патриархата — основного уложения Церкви.

Мы напоминаем патриотической болгарской общественности, что болезненный вопрос раскола в Церкви был решен каноническим образом еще в 1998 году на расширенном Всеправославном Соборе глав Православных Церквей. Более того, поместные Православные Церкви подчеркнули это, выразив свою поддержку Болгарской Православной Церкви также и перед Страсбургским судом и подтвердив таким образом ее каноническое единство.

Вопреки крайнему церковному снисхождению, проявленному к людям, впавшим в тяжкий грех раскола, не все из них воспользовались данной им возможностью возвратиться в спасительное лоно Болгарской Православной Церкви. Мы скорбим об этом и снова призываем отделившихся к возвращению.

Святейший Синод заявляет о своей непоколебимой решимости не допустить вмешательства международных или национальных органов в пользу неканонических действий и амбиций. Мы всегда будем отстаивать и не допустим никакого натиска на Православие и нашу Святую Церковь, который подрывал бы единство Церкви и нашу веру и упование в Господа нашего Иисуса Христа. Мы будем использовать весь международный авторитет БПЦ и обратимся ко всем сестрам — Православным Церквам за поддержкой. Никаким решением никакого суда в мире нельзя сделать лиц, отделившихся от единства Вселенского Православия, каноничной Православной Церковью; это может сделать только их покаяние и возврат в лоно Матери-Церкви.

Когда в 90-е годы у Церкви отнимали незаконно ее собственность с помощью государства, Болгарский Патриарх не разрешил подать на него в суд в Страсбурге со словами: «Болгарская Православная Церковь не может судиться со своим народом».

Мы призываем болгарские власти проявить высокую государственную и национальную ответственность и защитить единство Болгарской Православной Церкви, в том числе и предприняв, если нужно, действия, необходимые для обжалования указанного решения.

Обращаемся к христолюбивому болгарскому народу с добрым молитвенным пожеланием: давайте выстаивать вместе в этих испытаниях, дабы осталась непоколебимой Болгарская Православная Церковь — вековая крепительница устоев болгарской нации.

София, 24 января 2009 года

17 марта 2009 г.
Ключевые слова: ЕСПЧ, Болгария, раскол
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00