iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Плачьте с плачущими
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
30 мая 2022 г. 16:00
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
Золотая середина в исповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 марта 2022 г. 15:00
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Укрепить и утешить
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» открывает новый цикл статей, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом  духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 декабря 2021 г. 19:00
Аналитика
диакон Никольского собора Георгиевска Димитрий Мозжухин и участники спортивных состязаний в колонии для несовершеннолетних
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  13 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Диакон, тренер, миссионер

Диакон Димитрий Мозжухин служит на Северном Кавказе в городе Георгиевске и занимается духовным попечительством местной воспитательной колонии для несовершеннолетних. Используя свою прежнюю, мирскую профессию преподавателя физкультуры, он пытается с помощью спорта сплотить малолетних осужденных, наладить между ними отношения взаимовыручки, внести в их жизнь христианский смысл.

Диакон Владимир Шалманов родом с Урала, Дмитрий в детстве переехал с родителями в Георгиевск. Мама его была католичкой и здесь впервые пришла в православный храм. Это был Никольский собор, настоятелем которого, а также благочинным Георгиевского округа Ставропольской и Бакинской епархии в то время был протоиерей Владимир Терюшов, ныне покойный. Вскоре отец Владимир присоединил ее к Православной Церкви, тогда же принял крещение и двенадцатилетний Дима.

Жизнь шла своим чередом. Мальчишка учился в школе, по праздникам ходил с мамой в храм, а все свободное время отдавал спорту. Тренировался в секции дзюдо, пока в начале 1990-х не посмотрел фильм «Терминатор». Гора мускулов Арнольда Шварценеггера так поразила Диму, что он начал заниматься бодибилдингом. После школы он окончил Георгиевский гуманитарно-техническом колледж по специальности «преподаватель физкультуры», в 1997–1999 годах служил в армии.

20 января 1999 года Мозжухиных постигла тяжелая утрата — умер глава семьи. В один из майских дней того же 1999-го Дмитрий, демобилизовавшись, вернулся в Георгиевск и сразу же пошел в собор, чтобы заказать панихиду по своему отцу. Там состоялся его разговор с протоиереем Владимиром Терюшовым, определивший дальнейший ход событий. Батюшка, зная что юноша обладает красивым голосом, благословил его ходить на клирос.

Вскоре Дмитрий женился, принял священный сан (это произошло 20 января 2000-го), был назначен штатным диаконом в Никольский собор, поступил в семинарию. Служил, учился, воспитывал сына — но и спорт не забывал.

С прошлого года, помимо исполнения богослужебных обязанностей, отец Димитрий занимается духовным попечительством Георгиевской воспитательной колонии для несовершеннолетних, которая находится в двух кварталах от Никольского собора. На первую встречу с ним пришло всего несколько осужденных, но уже через неделю плечистый богатырь, одетый в рясу, оказался в центре внимания.

«Я почему к ним стал ходить, — объясняет отец Димитрий, — у  меня сын растет, и я его вижу в каждом из этих мальчишек. Хочу, чтобы они вышли на волю нормальными людьми, а не озлобленными на весь мир. Чтобы потом моему сыну, да и всем нам, не страшно было по улицам ходить».

В любой «зоне» действует своя, негласная система воспитания, поэтому очень часто бывает так: сел за первую же кражу, а вышел закоренелым вором. Зная это, отец Димитрий с самого начала стремился не только рассказывать ребятам о Боге, но и привнести христианский дух в их жизнь. Богу все возможно, был уверен Мозжухин, а значит, возможно и «зоновскую» систему сломать.

Однажды отец Димитрий, придя в колонию, заметил у ребят старую штангу килограммов на тридцать-сорок. Те посетовали, что очень уж она неудобная. И диакон, в детстве мечтавший стать тренером, загорелся идеей сделать в колонии спортзал. А чтобы найти поддержку у подопечных, взял штангу и показал, как с ней нужно обращаться. Тотчас вокруг собрались ребята. Через четверть часа отцу Димитрию стало ясно, что занятия спортом и здесь, за колючей проволокой, способны создать условия, благоприятные для общения.

Так родилась идея провести в колонии соревнования, все необходимое для которых — штангу, «блины» и скамейку — Мозжухин привез из другого спортзала. В  турнире участвовали около тридцати человек. Сначала жали штангу, а потом боролись на руках. Пятнадцатилетний Керсан Самойлов смог взять спортивный снаряд весом в сто килограммов, а лидером арм-реслинга стал Ратмир Тхакахов. Проигравших не было — всем участникам досталось по кусочку от двух больших тортов.

— Было очень интересно посмотреть, кто на что способен, — вспоминает отец Димитрий. — На наш турнир обратили внимание СМИ. Телевизионщики сделали репортаж, «Комсомольская правда  — Северный Кавказ» дала статью на целую полосу, были публикации и в местных газетах. Я обратился к благотворителям с призывом поддержать идею создания спортзала и со временем приобрести кое-какой инвентарь. А главное, появилась возможность сплотить малолетних осужденных.

Проблема разобщенности актуальна на любой «зоне». Несколько лет назад в Георгиевской колонии произошел весьма показательный случай. Священник из Никольского собора пришел туда со Святыми Дарами и после исповеди стал причащать желающих. Но в какой-то момент мальчишки вдруг стали спрашивать: «А у вас нет другой чаши?» Как выяснилось, из чаши только что причастился один из тех, кого на «зоне» считали хуже всех, и остальные брезговали пить после него. Разделение среди контингента тогда было сильно. Сейчас ситуация гораздо лучше. Немало способствуют этому спортивные занятия отца Димитрия.

— Когда мы занимаемся со штангой, ребята понимают, что это не игрушка, — рассказывает он. — Штангу можно не удержать, и тогда она кому-то причинит травму. Поэтому когда один лежит на скамейке, другие ему помогают, подстраховывают. И каждый мальчишка в свою очередь оказывается то на скамейке, то на подстраховке. При такой взаимовыручке отношениям «по понятиям» нет места ни во время тренировки, ни после. К тому же, когда мы занимаемся, меня, как тренера, внимательно слушают и доверяют. А я, как священнослужитель, использую это, чтобы говорить на духовно-нравственные темы. Прекрасно понимаю, что ребятам, которые отбывают здесь наказание, хочется разнообразия. Кто-то из них приходит, чтобы просто как-то развлечься. Ну и пусть! Все  равно они что-то услышат. А я стараюсь говорить как можно проще. О своей жизни рассказываю. О том, как к Богу пришел, про юность, про то, как спортом начал заниматься. Да  обо всем. Естественно, говорю и о вере, но не всегда «в лоб». Больше стараюсь делать это с помощью каких-то житейских примеров.

После нескольких тренировок у подопечных отца Димитрия появился спортивный азарт: кто-то добился успехов, а другие не хотели отставать. Стали спрашивать: «Мы тоже так хотим, но как этого добиться?» Отец Димитрий объяснил: надо регулярно тренироваться, а еще — не курить. Те, кто задавал вопрос, тут же побросали сигареты. Что касается тренировок, то ребята и в отсутствие тренера занимаются более или менее регулярно. Иначе — для них уже не престижно.

О перспективах диакон-тренер говорит сдержано:

— Мое дело — по мере сил стараться делать все, чтобы эти ребята не вышли на свободу бандитами с накачанными мышцами. В  остальном — как Господь управит.

Есть у отца Димитрия Мозжухина еще одна интересная задумка — с помощью единомышленников и благотворителей создать в Георгиевске православный спортивный зал «Илья Муромец» и быть в нем тренером.

— Знаю, что не все меня поймут и поддержат, в силу сложившихся стереотипов, — замечает он. — Но если люди не идут в церковь, надо идти к ним — например, в спортзал. Ничего плохого в этом нет.

13 июня 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00