выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
Одна из тюрем Латвии. Капеллан проводит библейский урок
ЖМП № 8 август 2011 /  9 августа 2011 г.
версия для печати версия для печати

Капелланская доля. Опыт тюремного служения в европейских странах

Должность тюремного священника впервые была введена в Европе в конце XVIII века в тюрьмах Великобритании. Священников, служащих в армии, тюрьме, больницах, стали называть капелланами. Но парадокс нашего времени в том, что социальная работа с осужденными и защита их прав стала более значимой, чем духовное окормление. Теперь капелланом может быть и мирянин, а капелланам-клирикам запрещено говорить о своей вере без согласия осужденных. Более того, в западном обществе растет число людей, считающих, что нужно отменить должность тюремного капеллана, а деньги направить на улучшение социального обеспечения осужденных.

 

Капелланы в Англии и Уэльсе

1779 год — знаковая дата в истории тюремного служения. В этом году в Англии священник стал штатным сотрудником тюрьмы. Однако в стране существовало внушительное лобби, препятствовавшее усилению влияния Церкви в пенитенциарной системе и считавшее, что излишняя забота о преступниках не входит в обязанности государства. Поэтому капелланы служили лишь в некоторых тюрьмах. Потребовалось сорок лет, чтобы тюремный священник стал сотрудником пенитенциарного учреждения наравне с начальником тюрьмы и врачом.

По английскому законодательству 1823–1825 годов только при наличии этих трех должностей тюрьма могла быть открыта. В законе также оговаривалось, что капеллан должен принадлежать к Англиканской Церкви.

Как у всякого сотрудника тюрьмы, у капеллана в XIX веке были свои обязанности: проведение богослужения два раза в день, занятия духовным воспитанием и образованием осужденных, обеспечение их Библией и религиозной литературой, посещение тюремного лазарета и штрафного изолятора, организация похорон и траурных церемоний умерших.

Сегодня, как и 230 лет назад, капелланы являются сотрудниками тюрьмы и государственными служащими (при условии, что они на ставке). Капеллан не относится к госслужащим, если он доброволец. И хотя в наши дни появилось несколько частных тюрем, в большинстве случаев капелланы там государственные служащие.

 

Один на всех

В 1863 году на должность тюремных капелланов разрешили принимать и католических священников. Ныне закон о тюремной службе обязывает сотрудников тюрьмы соблюдать религиозные права осужденных всех религий. Поэтому в команду капелланов могут входить священники из англикан и католиков, представители иных христианских конфессий, а также мусульмане. Это означает, что если капеллану приходится работать с заключенным другого вероисповедания, то он старается решить все его духовные вопросы (соблюдение поста, обеспечение литературой, приглашение для совершения религиозных обрядов священнослужителя и т.д.). Закон предусматривает соблюдение религиозных обрядов для представителей христианских конфессий, индуизма, ислама, иудаизма, сикхов, мормонов и язычников.

Структура руководства тюремного капланата Великобритании такова: в Англии и Уэльсе правительство берет капелланов на службу и их глава входит в состав уголовно-исполнительной системы. Он не только сотрудник этой системы, но и государственный служащий. Характерно, что сотрудники уголовно-исполнительной системы Великобритании не являются военнослужащими.

Главный капеллан Великобритании — англиканин: он носит сан архидиакона и является государственным чиновником, организующим работу всех капелланов. У него есть заместители в административных образованиях Англии и Уэльса. Это представители Англиканской и Католической Церквей, а также так называемых свободных Церквей (то есть различных христианских конфессий). Кроме того, в Англиканской Церкви есть еще один представитель по тюремным вопросам в сане епископа, положение которого по статусу равно положению главного капеллана Великобритании. Этот епископ координирует работу священников-англикан, составляющих большинство среди тюремных капелланов. Однако если епископ выражает исключительно интересы Англиканской Церкви, то глава капелланов является еще и государственным служащим. Вместе с епископом они решают все вопросы духовного окормления и социального обеспечения осужденных, находясь, таким образом, и внутри одной структуры (как, например, Церковь), и внутри двух разных структур, когда один уже является представителем государства, а другой — только Церкви. Это достаточно сложная система, поскольку в ней сосуществуют два разных лица, полномочия которых весьма близки. Однако подобная ситуация сложилась исторически и считается эффективной. Таким образом, если в России за вопросы взаимоотношений государства и Церкви отвечает офицер и государственный чиновник в одном лице, то в Англии это два человека, оба принадлежащие к Англиканской Церкви.

 

Моя работа — тюрьма

Структура капелланов в тюрьме выглядит так: старший капеллан является заместителем начальника тюрьмы и может быть как священником Англиканской Церкви, так и мирянином. Именно на нем лежат административные обязанности по координации работы всех капелланов, которые точно так же могут быть мирянами. Для этого им необходимо специальное образование и разрешение на тюремное служение от своей Церкви (нередко на 20 капелланов от разных конфессий в одной тюрьме только двое — священнослужители).

Капелланам разрешено работать на полную ставку (весь рабочий день), на полставки, с почасовой оплатой, а также в качестве волонтера. Как правило, в тюрьме работают три-четыре штатных капеллана. Если возникает необходимость в представителях религий, которых нет в штате капелланов, то их приглашают на почасовую оплату или как волонтеров. Например, из-за небольшого количества православных осужденных в английских тюрьмах в штате капелланов нет ни одного православного священника. Расходы на оплату капелланов распределяются равномерно в соответствии с процентным соотношением верующих осужденных. Поэтому православного священника часто приглашают как волонтера (то есть без оплаты).

Обязанности капелланов условно делятся на основные и дополнительные. К основным относятся: ежедневные посещения и опрос поступивших в тюрьму за последние сутки заключенных, а также находящихся в больничном отделении и в штрафном изоляторе, пастырское душепопечение и проведение богослужений. Дополнительные обязанности — это участие в различных программах, проводимых реабилитационными, социологическими и психологическими службами. Капелланы помогают заключенным сохранить семейные отношения, пишут за них письма (по статистике, 60% заключенных безграмотны), сообщают им плохие новости, оказывают психологическую помощь тем, кто потерял родственников, поддерживают связь между членами семьи, если те отбывают наказание в разных тюрьмах. Они также устанавливают связи с приходскими общинами, куда будет ходить отбывший наказание, помогают ему с трудоустройством, медицинским обеспечением и т.д. В связи с этим капеллан всё меньше воспринимается как представитель какой-либо конкретной Церкви. Говорить о своей вере он может, только если осужденный спросит его об этом. Как такового религиозного душепопечения в его служении очень мало. И для многих капелланов-клириков это серьезная проблема. А неверующие заключенные не понимают, зачем оплачивать ставку капеллана, когда он всё в меньшей мере исполняет свои прямые обязанности, основную долю времени уделяя социальной работе.

Для отчета капелланы ведут один общий журнал, детально описывающий работу каждого из них в течение дня (с кем общался, кого крестил, исповедовал, свои наблюдения, замечания и т.д.). На основании опроса капелланами поступивших заключенных специалисты реабилитационных и других служб составляют индивидуальные программы работы. Многие капелланы исполняют обязанности, возложенные на них администрацией тюрьмы (например, занимаются с детьми, когда жена пришла в тюрьму на свидание с осужденным мужем).

На капеллана возложена и духовная забота о сотрудниках тюрьмы (в Великобритании лишь единичные тюрьмы могут позволить себе иметь в штате капеллана-клирика для окормления только сотрудников). И очень часто оказывается, что капелланы опекают не только заключенных и их семьи, но также и сотрудников тюрьмы с их семьями, принимают участие в аудиторских проверках и составляют бизнес-план вместе с руководством тюрьмы. Это наглядно показывает, насколько современные капелланы вовлечены в административные и финансовые дела, связанные с управлением тюрьмой.

В городе Кардифф (Уэльс) есть колледж святого Михаила, являющийся филиалом богословского университета. Он специализируется на подготовке священников и диаконов Англиканской Церкви, а также тех, кто занимается светской социальной работой. По сути, это центр подготовки капелланов для работы в больницах, тюрьмах, Вооруженных силах и т.д. Колледж работает с представителями разных конфессий и проводит курсы обучения капелланству как специальности. Его выпускники получают магистерский диплом. А преподаватели колледжа по договоренности с Министерством юстиции занимаются научными исследованиями состояния всей пенитенциарной системы Великобритании.

 

Тюремная забота: Чехия

В отличие от Великобритании и других западноевропейских стран (Германии, Финляндии, Норвегии и т.д.), где капелланское служение совершалось непрерывно в течение десятилетий, в восточноевропейских странах духовное попечение о заключенных стало возможным с начала 1990-х годов. Чехия — одна из них.

В Чехии существует два типа организаций, занимающихся духовным и социальным попечением о заключенных: «Тюремная духовная забота» и «Тюремная духовная служба». ТДЗ — это негосударственная христианская организация, состоящая из священнослужителей и мирян. Те и другие представляют зарегистрированные в Чехии Церкви, от которых им разрешено помогать осужденным на добровольной основе. ТДЗ тесно сотрудничает с Экуменическим советом Церквей и Чешской епископской конференцией как представителями большинства религиозных организаций в стране.

Сотрудники ТДЗ есть в каждой чешской тюрьме. Они вместе работают, обмениваются опытом и помогают друг другу в духовной, пастырской и образовательной деятельности.

ТДЗ тесно соприкасается с «Тюремной духовной службой» в лице капелланов. В Чехии капелланская служба есть практически во всех подразделениях: в Вооруженные силах, тюрьмах, хосписах и больницах, пожарной службе и службе полиции. Главный капеллан, его заместитель и все рядовые капелланы являются сотрудниками тюремной службы с определенными правами и обязанностями. Он отвечает за свою работу непосредственно перед главным управляющим кабинета генерального управления тюремной службы. На должность главного капеллана человек в духовном сане принимается на основании верительного листа зарегистрированной государством Церкви в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре о тюремной духовной службе.

Все тюремные капелланы находятся под его надзором и попечительством, при возникновении каких-либо спорных вопросов они обращаются к главному капеллану, который регулирует их служебные обязанности, высказывает пожелания о рабочем графике каждого конкретного капеллана и контролирует его деятельность. Например, если капеллан — православный священник, то в первую очередь он должен служить и ему нужен соответствующий распорядок рабочего дня (оптимальным вариантом является три-четыре рабочих дня в неделю, чтобы священник мог служить на приходе и у него еще были выходные). На практике достигнутая договоренность о рабочем графике каждого капеллана с начальником тюрьмы всегда утверждается главным капелланом.

 

«Винтик» в тюремной иерархии

Для того чтобы стать капелланом, кандидат должен пройти курс обучения и быть аттестован. Двухдневный курс-семинар обязательно проходят и волонтеры, после которого они сдают курсовую работу. По статистике, 60% из них отсеивается.

В тюремной иерархии капеллан подчиняется непосредственно первому заместителю начальника тюрьмы. По уровню полномочий и зарплаты он находится на одной позиции с начальниками отделений.

Требования к чешским капелланам в целом совпадают с требованиями к его английским коллегам: это подготовка и профессиональное проведение образовательных, духовных и социальных программ, индивидуальные пасторские встречи и беседы с заключенными и подследственными, а также с сотрудниками тюрьмы по их желанию после окончания смены. Капеллан проводит богослужения в сотрудничестве с представителями зарегистрированных Церквей. Он организует групповое или индивидуальное изучение Библии, координирует в конкретной тюрьме деятельность представителей всех Церквей и религиозных групп, оказывающих добровольную помощь, информирует прямого начальника (первого заместителя начальника тюрьмы) о способах предоставления духовной заботы и конкретных мероприятиях в ее границах, а также организует культурные мероприятия духовного содержания.

Вопросами реабилитации, подготовки к освобождению, будущим местом жительства и трудоустройством занимаются социальные работники тюремной службы Чешской Республики.

Однако капеллан и тут не остается в стороне. Он устанавливает пастырские отношения с родственниками и близкими подследственных и осужденных, а также опекает отбывших наказание после освобождения. В свое рабочее время капеллан может встречаться с семьями осужденных, с их друзьями и т.д. вне стен тюрьмы, чтобы понять причину преступления. Капеллан сотрудничает и с негосударственными церковными организациями (например, Армией спасения), способствующими восстановлению социальных связей осужденных и примирению их с пострадавшими, с руководящим составом и ведущими сотрудниками тюрьмы и в случае необходимости участвует в их рабочих заседаниях. Капеллан имеет право смотреть личные дела осужденных, о которых он духовно заботится. Он консультирует начальника тюрьмы в области церковной проблематики и новых религиозных течений для решения вопроса о допуске представителей иных религиозных объединений к служению в данной тюрьме.

Капеллан находится в постоянном контакте со всей административной тюремной иерархией, знакомится с постановлениями собраний заведующих отделениями и по личному желанию имеет право в них участвовать. Это очень важно, так как есть возможность всесторонне узнать о заключенном, услышав о нем мнения психолога, педагога, воспитателя, социального работника. Половину своего времени капеллан проводит в непосредственном общении с осужденными и подследственными.

 

Миссия невыполнима?

Капелланы тюремной службы формально представляют все Церкви и религиозные организации, поэтому обязаны осторожно и терпеливо относиться к религиозным требованиям, расходящимся с их вероисповеданием. В случае возникновения нравственно-этических препятствий в связи с теологически обоснованным напряжением капеллан вправе отказать заключенному в религиозной службе. Но при этом он обязан обеспечить контакт с духовным представителем вероисповедания осужденного. В интересах соблюдения свободы совести, свободы личности, свободы вероисповедания запрещается миссионерская деятельность в пользу одной конкретной Церкви (например, Церкви, к которой принадлежит сам капеллан, с целью увеличения численности ее членов). При этом миссионерской деятельностью не считается рассказ капеллана о своей Церкви по просьбе осужденного. Капеллану не ставится в вину, если после такого общения заключенный принимает веру капеллана. При общении с осужденными, не исповедующими христианства, капеллан выполняет их религиозные запросы в соответствии с установленным законом.

Капеллан как сотрудник тюремной системы Чешской Республики пользуется социальными льготами. Это прибавка к зарплате за вредность — 25% от размера минимальной заработной платы в стране и льготные медицинское обслуживание, отдых и т.д. Ему оплачивают поездки в другую тюрьму для посещения, например, православных заключенных.

 

Капеллан в Эстонии

Среди стран бывшего Советского Союза наибольших успехов в деятельности пастырского тюремного служения достигла Эстония. В Эстонии тюремное служение стало развиваться сравнительно недавно, однако государственные власти планомерно вводили должность тюремного капеллана в Министерство юстиции Эстонии. В 2009 году эстонский капланат отметил свое 20-летие.

В 1989 году МВД Эстонской Республики разрешило добровольцам посещать тюрьмы. Координацией их действий занималась Ассоциация эстонских капелланов. Работа ассоциации финансировалась одной из организаций, занимающейся тюремным служением в США.

В 1997 году в эстонских тюрьмах была введена должность капеллана (при социальном отделе тюрьмы): именно в это время зарплату капеллану стало платить государство.

При каждой эстонской тюрьме действует институт старших капелланов или координаторов. Главное требование, предъявляемое к государственному капланату, состоит в том, что кандидат должен быть как минимум в сане диакона и иметь высшее богословское образование. Исключение делается для тех, кто имеет стаж работы. Кроме того, один-два раза в год проводятся курсы повышения квалификации. В круг обязанностей капеллана входит литургическая практика, а также консультативная, душепопечительская и административная работа. По результатам своей деятельности эстонские капелланы ежеквартально составляют отчет.

 

Выводы

Таким образом, во всех рассмот­ренных системах организации тюремного капелланства можно увидеть деятельность зарегистрированных государством Церквей и нехристианских религий на межконфессиональной основе. Капелланы включаются в эти системы либо на правах волонтеров (на добровольной основе), либо как государственные чиновники, имеющие соответствующий круг обязанностей. Правовой основой для тюремного служения являются Европейские пенитенциарные правила, дополненные внутригосударственными законами, положениями и инструкциями. Конфессиональная принадлежность капелланов определяется или пропорциональной конфессиональной принадлежностью заключенных (например, в Эстонии, Чехии и Германии эту функцию выполняют ассоциации тюремного служения), или наличием государственной официальной Церкви (например, в Скандинавских странах), где капелланы принадлежат к основной государственной Церкви, при этом создавая возможность для реализации прав вероисповедания заключенными — представителями иных конфессий и религий.

В своей работе капелланы ориентируются в первую очередь на всех заключенных, а не только на представителей своей конфессии: разница между духовной заботой (возможно, даже нерелигиозной, основанной на так называемых общечеловеческих ценностях) и религиозной заботой (проведением богослужений и т.д.) очевидна. Кроме того, капелланы несут нагрузку, связанную с социальной работой: анкетирование новоприбывших, решение вопросов, связанных с религиозной диетой (посты для христиан, мусульман и иудеев), посещение заключенных в карцере и больных в больничном отделении. Капелланы принимают участие в социальных программах совместно с социальными работниками, поскольку вопросы реабилитации признаются важнейшими для эффективности всей пенитенциарной системы в целом.

Главное в капелланском служении — соблюдение прав заключенных на свободу вероисповедания и защита их человеческого достоинства.

Положительным можно считать общую идею гуманизации тюремного содержания, поддержку заключенного при отбывании им срока наказания и определение причины совершенного преступления. Несомненно, важным моментом является составление индивидуального плана работы с каждым заключенным (обучение, профессиональная подготовка, психологические тренинги, восстановление связей с семьей и общиной), благодаря которому появляется возможность предотвратить последующий рецидив.

В связи с необходимостью быть капелланом «для всех» заключенных, вне зависимости от конфессиональной и религиозной принадлежности, практически упраздняется миссионерское служение. Капеллан в вопросах пастырского служения часто становится менеджером, обеспечивающим возможность свободы вероисповедания для заключенных. Всё меньше христианский храм воспринимается исключительно как место совершения таинств Церкви, так как в случае недостатка помещений, а также в праздники, в одном храмовом пространстве часто проводят свои религиозные собрания не только представители различных христианских конфессий, но и нехристианских религий и даже язычники. Таким образом, храмовое помещение рассматривается скорее как молитвенная мультирелигиозная комната для совершения обрядов.

Спорными можно считать преимущества государственного статуса и оплаты труда капелланов. Являясь частью уголовно-исполнительной системы и, таким образом, находясь в иерархической и финансовой зависимости от тюремного руководства, капеллан не имеет возможности независимо оценивать и действовать в различных конфликтных ситуациях, возникающих между заключенными и работниками тюрем. При этом существенно то, что капелланы в европейских тюрьмах не обязательно являются священнослужителями, поэтому их обязанности могут и не быть узкоконфессиональными, а для совершения богослужений приглашаются уже священнослужители определенной конфессии или религии.

В целом же европейская капелланская система работает достаточно эффективно и имеет различные формы построения как в плане межконфессиональных, так и официальных отношений с тюремными системами различных стран. Это позволяет выделить лучшие методы капелланской работы для стран, начинающих тюремное служение на постоянной основе.

 

Справка

В Англии и Уэльсе 150 тюрем, в которых содержатся около 82  000 заключенных. В Шотландии и Северной Ирландии — свои тюремные системы, но по социальному и духовному попечению об осужденных они похожи на английскую и уэльскую. До 1865 года в Англии существовало два типа тюрем: государственные и частные. С 1867 года все тюрьмы стали государственными. Уже в первых законах о тюремной реформе для каждого заключенного предусматривалась одиночная камера. И хотя такое положение стараются сохранить и сегодня, но из‑за роста преступности среди иностранцев в одну камеру приходится помещать двух осужденных.

9 августа 2011 г.
Также читайте:
инославие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00